Еврейский Львов.

Прогулка 10

По дороге к Лычаковскому кладбищу

А следующую прогулку мы устроим... на кладбище! Да-да, то самое, Лычаковское. Но, пока мы до него доберемся, по дороге еще увидим немало всего интересного.
Маршрут: площадь Соборная - ул. Пекарская - ул. Мечникова - ул. Лычаковская - ул. Винниченко

Начнем от полщади Соборной, где можно увидеть красивейший барочный костел и оборонный монастырь бернардинцев. Монастырь был возведен в 17 в. за пределами городских укреплений, поэтому главным условием магистрата было строительство собственных укреплений и интеграция их в городскую систему фортификации.

Комплекс барочных зданий с адресами пл. Соборная, 1, 2, 2а и пл. Галицкая, 7 возведен в 1899-1902 гг. по проекту К.Боублика и Э.Ковача для еврейского предпринимателя Юлиуса Шпинаделя.
В здании на пл. Соборной, 1 открылась аптека "Под венгерской короной", которую содержал еврей Якуб Пипес-Поратинский, а затем его сын Ян.
Как видно на фотографии, аптека на первом этаже здания находится и сейчас (2022).
Якуб Пипес-Поратинский был одним из основателей общества "Агудас Ахим" ("Союз братьев").
Впоследствии дом по Соборной, 1 был выкуплен Пипес-Поратинскими.
Барочный дворец Семенских-Левицких на Пекарской, 19 На воротах дворца две такие конячки Дом на Пекарской, 31, где жил Мохаммад Асад. Фото Aeou, Википедия
Барочный дворец Семенских-Левицких на Пекарской, 19 На воротах дворца две такие конячки Дом на Пекарской, 31, где жил Мохаммад Асад. Фото Aeou, Википедия
Так мы потихоньку и дотопали до Лычаковского кладбища, которое с 1991 года имеет статус историко-мемориального музея-заповедника. Здесь похоронены и евреи, в т.ч. архитектор Генрих Швецкий-Винецкий.

Галерею с Лычаковского кладбища мы разместим на отдельной странице, чтоб не перегружать эту страницу фотографиями.
Типография Пиллеров на Винниченко, 8
Типография Пиллеров на Винниченко, 8
Комплекс барочных зданий, пл. Соборная 1, 2, 2а и пл. Галицкая, 7 Аптека Пипес-Поратинского - 2-е здание вправо от углового Кариатиды углового здания на пл. Галицкой, 7
Комплекс барочных зданий, пл. Соборная 1, 2, 2а и пл. Галицкая, 7 Аптека Пипес-Поратинского - 2-е здание вправо от углового Кариатиды углового здания на пл. Галицкой, 7
Храм св. Андрея Оборонные стены монастыря Монастырь на открытке 1908 года
Храм св. Андрея Оборонные стены монастыря Монастырь на открытке 1908 года
Первый "еврейский" объект мы встечаем практически сразу, по адресу Пекарская, 3. Жилой дом, стилизованный под готику, возведен в 1912 году по проекту архитектора Артура Шлеена. Барельефы выполнил польский скульптор Францишек Бернат.

В доме напротив, по Пекарской, 6 с 1915 года действовал приют, а с 1917 по 1919 годы - общежитие для еврейских девочек-сирот, учениц портняжных мастерских. Заведение содержала известная во Львове еврейская общественная деятельница Цецилия Кляфтен.
Готика архитектора Шлеена на Пекарской, 3 Готические барельефы Барельеф на доме по Пекарской, 5
Готика архитектора Шлеена на Пекарской, 3 Готические барельефы Барельеф на доме по Пекарской, 5
Маскароны и кариатиды на Пекарской, 6 Подбалконные львы на Пекарской, 12 охраняют пивбар. Аналогичные львы есть на соседнем доме
Маскароны и кариатиды на Пекарской, 6 Подбалконные львы на Пекарской, 12 охраняют пивбар. Аналогичные львы есть на соседнем доме
В 1919 г. Цецилия Клафтен выкупила соседнее здание по адресу Пекарская, 9. Здесь открылась еврейская женская профессиональная школа. В 1922-1926 годах дом перестроили по проекту еврейского архитектора Юзефа Авина.
В 1927/1928 годах в школе обучались живописи, рисованию, шитью, ткачеству и кружевному рукоделию 349 девочек. Руководителем отдела рисования был архитектор и художник Зигмунт Шпербер, отдела рукоделия - Амалия Флек. Школа действовала до 1939 года.
Еврейская женская профессиональная школа на Пекарской, 9 Барельеф на здании бывшей школы Атланты на Пекарской, 24
Еврейская женская профессиональная школа на Пекарской, 9 Барельеф на здании бывшей школы Атланты на Пекарской, 24
Барельеф на Пекарской, 26 Скульптура на дворце Орловского по Пекарской, 13. Фото Aeou, Википедия
Барельеф на Пекарской, 26 Скульптура на дворце Орловского по Пекарской, 13. Фото Aeou, Википедия
Возвращаемся на Пекарскую. Дальше на этой улице мы встретим несколько архитектурных интересностей: плоский дом, готический дворец, дом с виноградарями, и еще одну работу Юзефа Авина - новый корпус медицинского университета.
В доме по адресу Пекарская, 31, в свое время проживал очень неоднозначный и уникальный персонаж - Леопольд Вайс, он же Мухаммад Асад.

Леопольд Вайс родился в 1900 году во Львове в семье известного адвоката Карла Вайса. Дед Леопольда был раввином в Черновцах.

После Первой мировой войны Вайс становится известным журналистом в Германии, куда он к тому времени переехал. Несколько раз посещал Иерусалим и арабские страны Ближнего Востока. В 1923 году он вернулся в Берлин из Иордании, женился на художнице, которая была на 15 лет старше его, и вместе с ней и её сыном от прежнего брака в 1926 году перешел в ислам, изменив имя на Мухаммад Асад.

Его жена умерла во время их совместного хаджа в Мекку в 1927 году. В Мекке Асад завел знакомства среди влиятельных мусульман, благодаря которым через некоторое время женился на дочери одного из местных шейхов.
После нескольких лет жизни в Саудовской Аравии при дворе короля Абдель Азиза в 1932 году Асад уехал в Британскую Индию, где присоединился к борьбе мусульман за независимость Пакистана и становится близким сподвижником идеологических отцов Пакистана Мухаммеда Икбаля и Мухаммада Али Джинны. Ассад также содействовал выпуску первых газет на языке урду.

В 1939 году Асада как гражданина Германии интернировали британские власти и он пробыл в заключении до 1945 года. Отец, мачеха и сестра Асада погибли во время Холокоста.

После образования Пакистана в 1947 году Асад был назначен главой Департамента исламского возрождения и разрабатывал проект конституции страны. В 1951 году пакистанское правительство назначило его своим представителем в ООН, где он резко выступал против Израиля и сионизма, но, тем не менее, тайно встречался с представителями Израиля.

В Нью-Йорке познакомился с молодой девушкой из польской семьи, которая вскоре приняла ислам и вышла за него замуж, а прежнюю жену Ассад отослал к отцу. Не дожидаясь снятия с должности, сам ушёл в отставку.

В Нью-Йорке Асад написал книгу воспоминаний «Путь в Мекку» (1954), имевшую большой успех и переведенную на несколько языков. Кроме того, он сделал один из лучших комментированных переводов Корана на английский язык, написал труд по государственным аспектам шариата и ряд других работ. Был профессором университета Аль-Азхар в Каире.

Около девятнадцати лет Асад прожил в Танжере, затем после начала ирано-иракской войны перебрался в Лиссабон, последние годы жизни провёл в Испании.
Дом-стена на Пекарской, 34. Дерево закрывает наиболее интересный вид, но рассмотреть можно Необарочный декор дома-стены Неоготический дворец Туркулов-Комелло на Пекарской, 50а
Дом-стена на Пекарской, 34. Дерево закрывает наиболее интересный вид, но рассмотреть можно Необарочный декор дома-стены Неоготический дворец Туркулов-Комелло на Пекарской, 50а
Назад в центр возвращаемся по улице Лычаковской. Тут также встречается достаточно интересная архитектура.

На углу Лычаковской и Черниговской, по адресу Черниговская, 2-4 стоят два здания, возведенных по заказу Шулима и Сабины Шенфельдов. Строительство начато в 1912 году по первоначальному проекту Саломона Римера, но в процессе работ проект был значительно переработан другим еврейским архитектором Фердинандом Касслером.
Скульптурный декор Тадеуша Блотницкого (по другим источникам, Зигмунта Курчинского). Владельцем дома № 2 до 1939 года оставалась семья Шенфельд; домом №4 владели Исаак Фиш и Горникер.

Пара практически одинаковых доходных домов на Лычаковской, 34-36 принадлежала семье Исаака-Мойзеса Флека. Среди совладельцев числились братья, художники-декораторы Маврикий (Моше), Эрик (Айзек), Якуб и Изидор Флеки. Братья были известны своими работами по росписям львовских синагог, а также интерьеров Еврейской больницы.

Декор фасадов доходных домов, включая медальоны и барельефы, также разработали братья Флек; проекты фасадов заказывали Мауриций Флек и его жена Амалия, которая, как мы помним, также имела отношение к искусству.
На здании по Лычаковской, 58 декор балконных решеток перекликается с декором фасада Доходный дом Шенфельдов на Черниговской, 2 Доходные дома братьев Флек на Пекарской, 34-36. Фото Prymasal, Википедия
На здании по Лычаковской, 58 декор балконных решеток перекликается с декором фасада Доходный дом Шенфельдов на Черниговской, 2 Доходные дома братьев Флек на Пекарской, 34-36. Фото Prymasal, Википедия
Проходя поворот на Черниговскую, можно сделать по ней заход на небольшую, но интересную в архитектурном плане улицу Академика Кравчука (бывш. Ордена Бонифратов и Циолковского). Необычна она еще и тем, что вся ее территория принадлежала одному человеку - инженеру Францишку Голомбу. Впоследствии в 1905-1907 гг. он выстроил здесь 5 подряд доходных домов в стиле ранней сецессии по проектам архитектора Августа Богохвальского (ул. Кравчука, №№ 6, 8, 10, 12, 14).
Все дома отличаются богатым и разнообразным декором, в интерьерах сохранились росписи, лепнина, оригинальные двери, керамическая плитка на полу. В подъезде дома №6 на плитке сохранилась табличка, где указан производитель - фабрика еврейских предпринимателей братьев Мунд.
Фото ул. Кравчука - lia.lvivcenter.org
Ул. Академика Кравчука, №№ 6-14 №6, маскароны №6, маскароны №6, керамика братьев Мунд
Ул. Академика Кравчука, №№ 6-14 №6, маскароны №6, маскароны №6, керамика братьев Мунд
№8, дракончики №10, маскарон №10, маскароны №12, орнаменты и маскароны
№8, дракончики №10, маскарон №10, маскароны №12, орнаменты и маскароны
№12, орнаменты №14, внутренние двери №14, внутренние двери Почтовый ящик (аналогичные есть во всех домах)
№12, орнаменты №14, внутренние двери №14, внутренние двери Почтовый ящик (аналогичные есть во всех домах)
Источники
- Центр міської історії. Інтерактивний Львів

- Ю.Бірюльов. Єврейська архітектурна спадщина Львова. - Видавництво Старого Лева, 2022

Фотографии:
Евгений Шнайдер

Дом на Лычаковской, 4 возведен в 1888 г. архитектором Яном Красинским, принадлежал Саулю Бирнбауму, затем - его наследникам.

Закончим прогулку на углу улиц Лычаковской и Винниченко, возле дома с многочисленными красивыми барельефами - бывшей типографии Пиллеров, в 1839 г. перестроенной для австрийской налоговой администрации.
Особый интерес на этом участке вызывает красивое сецессионное здание на Пекарской, 49, украшенное барельефами со сценами сбора винограда. "Виноградная" тема - одна из излюбленных в еврейском искусстве, особенно часто к ней любили обращаться сторонники сионистских идей. Т.н. "Дом с виноградарями" был возведен по заказу Абрагама Кинцлера и Яна Марека в 1913 году, по проекту еврейского архитектора Валерия Шульмана.
Дом с виноградарями на Пекарской, 49 Собственно, виноградари
Дом с виноградарями на Пекарской, 49 Собственно, виноградари
В этом районе можно увидеть еще один очень интересный объект, хотя к нему придется немного пройтись, ок. 600 м от входа на кладбище (см. карту).
Дом в стиле модернизированного классицизма на ул. Коциловского, 15 сооружен в 1911 г. архитектором Юлианом (Йоэлем) Пинкерфельдом. Владел домом сам архитектор со своей женой Фридерикой (Хедвой-Фридой) до 1932 года, когда супруги выехали в Палестину. Пинкерфельд владел собственными каменоломнями на Подолье; первые 2 этажа облицованы гранитом, добытым в этих каменоломнях.

Дом интересен пятью барельефами скульптора Тадеуша Блотницкого: "Египет, Греция, Рим" (в еврейской традиции символизирующие 3 эпохи изгнания еврейского народа), "Прометей", "Музы", "Работа и Искусство", "Железная дорога, автотранспорт, авиация".
Первоначальный проект дома, разработанный Пинкерфельдом совместно с архитектором Генриком Зарембой, экспонировался на Первой польской выставке архитектуры во Львове в 1910 году.
Владельцем дома в 1932-1939 гг. был Майер Адлер.
Дом Пинкерфельда. Фото Aeou, Википедия
Дом Пинкерфельда. Фото Aeou, Википедия
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект