Хаваккук
Восьмая книга малых пророков
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Хаваккук (חֲבַקּוּק), пророк, писавший в эпоху подъема Нововавилонского царства. Книга Хаваккука состоит из трех глав (в общей сложности 56 стихов) и традиционно делится на две части — повествовательную (две первые главы) и молитву (заключительная глава).
После того, как египетское войско, посланное на помощь ассирийцам, потерпело поражение у Каркемиша (ср. Иер. 46:2), вавилонские войска под предводительством Навуходоносора II, преследуя отступавших египтян, овладели Сирией и Иудеей (604 до н. э.). Падение Ассирии вызвало в Эрец-Исраэль духовный подъем и было воспринято как знак Божественного провидения, однако на смену ассирийскому господству пришло еще более жестокое халдейское: «...народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его... Весь он идет для грабежа... забирает пленников, как песок» (Хав. 1:6–9).
Хаваккук говорит о халдеях в выражениях, традиционно относящихся в Библии к врагам (ср. Втор. 28:49–53; Ис. 5:26–30; Иер. 4:13, 5:15–17, 6:22–23), а описание их силы напоминает описание могущества Бога, встречающееся в Библии: «И над царями он [халдей] издевается, и князья служат ему посмешищем» (ср. Ис. 40:23: «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли»). Пророк вопрошает Бога: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Хав. 1:3–4).
Вопрос, почему Бог допускает в мире торжество зла над добром, неоднократно встречается в Библии. Так, пророк Иеремия (12:1) повторяет то, о чем уже вопрошал Иов: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» Однако для Хаваккука этот универсальный моральный вопрос связан с конкретной исторической ситуацией — почему Бог попустительствует торжеству язычников-халдеев: «Для чего Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (1:13).
В ответ на жалобы пророка Бог требует смирения и неколебимой веры в Его справедливость: «Запиши видение... которое относится еще к определенному времени и говорит о конце, и не обманет; и хотя бы замедлило, жди его... Вот душа надменная не успокоится, а праведный своей верою жив будет» (Хав. 2:2–4).
В этих стихах впервые появляется слово кец (`конец`) в апокалиптическом значении, в котором оно в дальнейшем встречается в книге Даниэля.
Следующие стихи содержат пять притч о грядущем наказании нечестивому. Варианты некоторых из них позднее встречаются у пророков Исайи (14:51) и Иеремии (22:13). Славе Бога, перед лицом Которого «молчит вся земля» (Хав. 2:20), противопоставлены немые рукотворные идолы язычников (Хав. 2:18–20).
Существуют сомнения относительно молитвы, составляющей третью главу книги Хаваккука: является ли она частью первоначального текста или представляет собой позднейшее добавление.
Язык пророчеств Хаваккука насыщен экспрессией, риторическими и поэтическими оборотами, характерными для древнейших образцов библейской поэзии.
В кумранском комментарии к книге Хаваккука описание халдеев (1:6–17) переносится на киттим, — по всей видимости, римлян, которые рассматриваются как орудие Божественного наказания, а пророчества Хаваккука в целом интерпретируются в свете религиозно-идеологических конфликтов в Иудее того времени.
В христианстве Хаваккук — один из трех пророков, провозвестивших рождение Иисуса, потому его образ нередко вдохновлял европейских художников. Изображение Хаваккука находится на дверях римской церкви Св. Сабины (5 в.), на дверях Амьенского собора (13 в.); статуя Донателло (создана в 1427–36 гг.), известная под названием «Лысый», также изображает Хаваккука. Скульптура Бернини (17 в.) в римской церкви Санта Мария делла Пополо представляет пророка возносящимся на небо с помощью ангела, который держит его за волосы. Молитва Хаваккука включена в литургию всех христианских церквей, на ее слова написано несколько кантат.