Исайя (Иешаягу)
Первая книга Поздних пророков
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Исайя (יְשַׁעְיָהוּ, Иешаягу), библейский пророк, по имени которого названа первая книга так называемых Поздних пророков. В современной библеистике утвердилась точка зрения, что книга Исайи включает пророчества двух или трех пророков — собственно Исайи (главы 1–39), деятельность которого протекала в Иерусалиме между 733 и 700 гг. до н. э., и анонимных пророков 6 в. до н. э., условно называемых Второисайей (главы 40–54) и Третьеисайей (главы 55-66), в пророчествах которых отразились события периода вавилонского пленения и царствования Кира. Пророк Исайя упоминается в II Книге Царей и II Книге Хроник.
Исайя развивает и углубляет основную идею пророка Амоса о примате морали над культом. Будущее народа Израиля зависит от его способности осуществить на практике идеалы справедливости и правосудия, ибо нравственность угоднее Богу, чем формальное отправление культа и обильные жертвы.
Деятельность Исайи проходила в годы падения Cеверного (Израильского) царства и изгнания его населения в глубинные провинции Ассирийской империи. Этот удар Исайя рассматривает как наказание, ниспосланное Богом на Его народ за грехи. Исайя видит в Ассирии не более чем орудие, с помощью которого Господь осуществляет Свой промысел.
Опасаясь, что судьба Северного царства может постичь и Иудею, Исайя предостерегает царя Хизкияху и его царедворцев (сам Исайя принадлежал к дворцовой аристократии) от военных авантюр, которые могут повлечь за собой гнев грозной империи, поглощающей одну за другой соседние страны и изгоняющей целые народы с их родины. Исайя призывает к смирению перед Ассирией и противится присоединению к антиассирийской коалиции во главе с Египтом. Однако, когда в 701 г. до н. э. ассирийские силы под предводительством Санхерива разгромили египетские войска, вторглись в Иудею и, разорив страну, осадили Иерусалим, Исайя призвал царя не сдавать город врагу.
Пророчество, данное Исайей в ответ на запрос царя, является одним из блестящих образцов пророческой литературы. «Вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебе головою дочь Иерусалима... За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой и возвращу тебя назад тою же дорогой, которою ты пришел... Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не насыплет против него вала... Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Ис. 37:22, 29, 33, 35).
Согласно библейскому рассказу, пророчество Исайи сбылось (II Ц. 19:35–36). Видимо, эпидемия разразилась в стане осаждавших, и те покинули страну. Неожиданное снятие осады и возвращение Санхерива в Ассирию засвидетельствовано также и в ассирийских источниках.
В величественных словах Исайи о непобедимости Иерусалима отражена вера всех пророков Иудейского царства: Бог заключил с Давидом завет, по которому династия Давида будет вечно править народом Израиля в вечной столице — Иерусалиме, единственной обители Самого Бога. Однако Исайя — первый пророк, у которого эта идея становится эсхатологическим видением, перерастающим национальные рамки и ставшим парадигмой мессианства. (см. Мессия). Исайя рисует картину идеального еврейского царства, во главе которого будет стоять потомок Давида: «И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... Тогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе; и малое дитя будет водить их... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:2, 6, 9).
Это идеальное царство добра и справедливости, реализующихся под эгидой Бога Израиля, который есть Бог Вселенной, осуществится в «конце дней», то есть как результат исторического процесса, в ходе которого все народы должны уверовать в единого Бога и, как следствие, должен наступить всеобщий мир.
Исайя впервые в истории выдвинул идею всеобщего мира — этическое достижение, которое может быть по достоинству оценено лишь на фоне современных Исайе идеалов военного могущества и грубой силы обширных империй. «И будет в последствии дней: утвердится гора дома Господня во главе гор и возвысится над холмами; и потекут к ней все народы, и скажут: придите и войдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4).
Таким образом, смысл и цель истории — претворение в жизнь слова Божьего и Его заповедей во всемирном масштабе. По сей день это видение Исайи служит идеалом человечества.
Мощь и изящество поэтического слога Исайи, его моральный пафос и красочный стиль вдохновляли многих поэтов новой литературы на иврите, в особенности Х. Н. Бялика. Описание посвящения Исайи в пророки (Ис. 6) вдохновило Пушкина на создание образа пророка в одноименном стихотворении.
Второисайя является, прежде всего, пророком избавления. Главы 40 книги Исайя, открывающая цикл пророчеств Второисайи, начинается стихами, предвещающими возвращение иудейских изгнанников из вавилонского пленения. Такими пророчествами-утешениями изобилуют все главы Второисайи, который, очевидно, был одним из иудейских изгнанников в Вавилонии в годы завоевательных войн персидского царя Кира, захватившего Вавилонию в 539 г. до н. э.
Подобно Исайе, который за 200 лет до этого видел в царе Ассирии бич Божий для наказания грешной Иудеи, Второисайя видит в Кире посланца и помазанника Божьего (Ис. 45:1), служащего орудием отмщения Вавилону за разрушение Иудеи и призванного возвратить изгнанников на родину и восстановить величие Иерусалима и его Храма. Бог Израиля не только Бог вселенной, творец неба и земли, света и тьмы (Ис. 45:7), но и высший судия гордых империй, и именно Он даровал Киру его победу, сделав его орудием осуществления исторической справедливости и воздаяния.
Живя в изгнании среди языческих народов, пророк усматривает в современных ему исторических событиях прямое доказательство всемогущества Бога Израиля. Второисайя не обрушивается на идолопоклонников с гневом и негодованием, а отзывается с убийственным сарказмом о тех, кто считает божеством «идола, которого отливает мастер, а плавильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки» (Ис. 40:19). Язвительная и ироническая сатира Второисайи (44:9–20) стала образцом для подражания в литературах монотеистических народов и имитируется в апокрифах и псевдоэпиграфах.
Однако за порой великих надежд и энтузиазма последовала пора разочарования: чаяния величественных картин возрождения и грандиозных событий сменились реальностью: возвращение в Сион шло медленными темпами, многие изгнанники обжились на чужбине и вообще не собирались двинуться в путь к руинам Иудеи. Призыв «приготовить путь Господу», призыв к возвращению оказался «гласом вопиющего в пустыне» (Ис. 40:3).
Восстановление Храма сопровождалось распрями, борьбой с интригами самаритян и наконец было прервано. Соответственно меняется тон пророчества: место пророчеств-утешений занимают укоры в греховности, а избавление все более окрашивается в эсхатологические тона.
Меняется и стиль, превращаясь из энтузиастического в удрученно-пессимистический. На этом основании некоторые ученые заключают, что лишь 9 (40–48) или 16 глав (40–55) принадлежат Второисайе, в то время как все последующие главы принадлежат перу его последователя, которого условно называют Третьеисайя.
Текст Второисайи датируется около 540 годом до н. э., а Третьеисайи — 538-450 годами до н. э.
Пророчества Второисайи — одна из художественных вершин библейской поэзии. Игра слов, широкое использование синонимии и омонимии, четкий ритм, соответствующий содержанию, образные картины обновленной родины, лирическое воспроизведение трепета и ликования изгнанников в ожидании возвращения, энтузиастическая приподнятость стиля стихов об избавлении превратили поэзию Второисайи в неисчерпаемый источник утешения и веры в будущее еврейского народа на протяжении двухтысячелетнего рассеяния и в эпоху национально-освободительного движения в Эрец-Исраэль, когда многих стихи Второисайи воспринимались как совершенно актуальные и вдохновляли строителей государства.
Религиозная традиция рассматривает книгу Исайи как собрание пророчеств и проповедей одного автора, хотя некоторые библейские комментаторы, как Аврахам Ибн Эзра (12 в.) и Ицхак Абраванель (15 в.), сомневались в правильности такой точки зрения.
В пещерах Иудейской пустыни были обнаружены полная рукопись (1 в. н. э.) книги Исайи и рукопись (2 в. н. э.), содержащая последнюю треть книги. Эти рукописи хранятся в Храме книги Израильского музея в Иерусалиме.