Иеремия (Ирмиягу)
Вторая книга Поздних пророков
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Иеремия (יִרְמְיָה; Ирмеяху, יִרְמְיָהוּ, `да возвысит Господь`; согласно Библии, родился, видимо, в 645 г. до н. э. — умер в начале 6 в. до н. э.), еврейский пророк. Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков Библии.
Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстраненной царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме. Уже в ранней юности Иеремия чувствует себя призванным Богом к пророчеству.
Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства. Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией, и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Менашше ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.
Иеремия был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе — книга Иеремии изобилует цитатами из Торы и Псалмов, а в особенности — из произведений предшествовавших ему пророков. Уже в ранних проповедях Иеремия беспощадно обличает евреев за отступление от Завета, требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, и предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение «народом, который явится с севера».
В 20-е гг. 6 в. до н. э. начинается упадок Ассирии, и ее влияние в Иудее прекращается. Царь Иошияху (Иосия) осуществляет религиозную реформу, очищает Храм от символов языческого богослужения и производит окончательную централизацию культа, запретив жертвоприношение вне Иерусалимского храма. Во время очищения Храма была найдена так называемая «Книга завета» (по мнению многих исследователей — библейская книга Второзакония), и Иошияху торжественно обновил Синайский союз Бога с еврейским народом.
Однако результаты деятельности Иошияху глубоко разочаровали пророка. Культовая реформа не сопровождалась нравственным возрождением народа, хотя только оно, по мнению Иеремии, могло возобновить союз, который Бог «заповедал отцам... когда вывел их из земли Египетской... сказав: слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, — и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иер. 11:4).
После гибели Иошияху в бою, Иеремия с новой силой обрушивается на народ, погрязший, по его мнению, в грехах. С особой суровостью он порицает высшие круги общества — вельмож, священников и служителей Храма, потворствующих социальной несправедливости и беззаконию.
Пророчества Иеремии не только вызывают неприязнь народа, но и навлекают на него преследования. Иеремия подвергается заточению, а одна из его проповедей в Храме едва не стоит ему жизни. Вместе с тем непрерывно растет его авторитет как пророка, возвещающего слово Божье; вельможи и сам царь начинают все внимательнее прислушиваться к его проповедям.
В 605 г. до н. э. (после поражения египетской армии при Каркемише) Вавилония овладевает всей территорией Ассирийской империи и становится самой могущественной державой на Ближнем Востоке. Иеремия приходит к убеждению, что вступивший на вавилонский престол Навуходоносор является орудием Божьей кары. Он предсказывает завоевание Иерусалима Вавилонией, видя в этом подтверждение своих пророчеств.
Оценивая политическую ситуацию и видя могущество Вавилонии, ставшей новой мировой державой, Иеремия приходит к выводу о нецелесообразности какого-либо сопротивления Вавилонии, и с тех пор вся его деятельность направлена на убеждение в необходимости полного и безоговорочного повиновения Навуходоносору. Он продиктовал своему другу и секретарю Баруху избранные места из своих пророчеств, включая предсказание о захвате Иерусалима Навуходоносором, и отправил его прочесть рукопись в Храме (Иер. 36:1–10). Царь Иехояким пожелал услышать пророчества Иеремии и, выслушав, бросил свиток в огонь (36:21–23). Иехояким и его советники полагались на мощь соперничавшего с Ассирией Египта, и когда в 601 г. до н. э. вавилоняне предприняли окончившийся неудачей поход против Египта, Иудея восстала против Вавилонии.
В 597 г. до н. э. Иерусалим был занят войсками Навуходоносора, и царь Иехояхин и тысячи виднейших граждан, военачальники и мастера-ремесленники были уведены в Вавилонию. Иеремия отправляет изгнанникам послание, в котором возвещает о грядущем избавлении, но вместе с тем советует им обжиться в Вавилонии («Стройте дома и живите в них и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей» — Иер. 29:5–6), так как изгнание будет продолжительным, Иерусалим будет разрушен и срок наказания определен в 70 лет (символическое число, связанное у ближневосточных народов с представлением об историческом цикле).
Сдача Иерусалима и увод видных граждан в Вавилонию рассматривались многими как начало осуществления пророчеств Иеремии. Последний царь Иудеи Цидкияху советуется с Иеремией, хотя и отказывается принять его мнение, идущее вразрез с существовавшими в придворных кругах антивавилонскими настроениями. На совещании представителей союзных стран, которые, опасаясь непрерывного усиления Вавилонии, послали в Иерусалим делегатов для обсуждения возможности совместного восстания против Вавилонии, Иеремия предстает с ярмом на шее, увещевая покорно нести власть Навуходоносора.
Когда восстание разразилось и в 588 г. до н. э. вавилонские войска осадили Иерусалим, Иеремия во всеуслышание заявил, что сам Бог сражается за вавилонян. В самый разгар осады он призывал народ и воинов сдаться противнику. Иеремия был пойман в воротах Иерусалима и заподозрен в попытке пробраться к осаждавшим. Неудивительно, что в глазах народа Иеремия казался врагом; он был заключен сначала в темницу, а затем опущен в высыхающий колодец. Однако царь приказал вызволить его оттуда и имел с ним тайную беседу, пытаясь убедить его не подрывать дух осажденных; но Иеремия упорно настаивал на своем и требовал полного покорения вавилонянам. Пророк был переведен в «дом стражи», где оставался в заключении вплоть до падения Иерусалима (Иер. 37:15–38:28).
Вавилонские завоеватели освободили Иеремию и разрешили ему остаться в стране (Иер. 40:2–6). Однако после того, как был убит вавилонский наместник Гдалия бен Ахикам, сторонники Иеремии из страха перед репрессиями бежали в Египет, уведя с собой пророка. Беженцы нашли пристанище в Дафне в восточной части египетской Дельты; там были произнесены последние пророчества Иеремии, записанные в его книге (43:8–13; 44). Иеремия умер в Египте; о его жизни в Египте и обстоятельствах смерти ничего не известно.
Почти все мотивы пророчеств Иеремии имеются в проповедях предшествовавших ему пророков Амоса, Исайи и других. Даже часто используемое им уподобление Израиля в его отношении к Богу жене, изменяющей своему супругу, заимствовано у Хошеи (Осии). Однако Иеремия доводит идеи пророков до логической и эмоциональной крайности. Так, например, основную мысль всех поздних пророков о примате этических норм над культовыми Иеремия выражает словами: «...отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер. 7:22). Такое категорическое отрицание жертвоприношений как таковых выражает личный подход Иеремии как потомка Эвиатара.
Подобно Исайе, Иехезкелю и другим поздним пророкам, Иеремия предсказывает судьбу (Иер. 46–51) окружающих Израиль государств, предвещает гибель язычеству и идолопоклонству и обращение всех народов к единому Богу, властелину Вселенной, во всеобщем царстве мира и добра, во главе которого будет стоять возрожденный Иерусалим (Иер. 10:11; 12:14–17; 25:15–29).
Эти пророчества и по сей день остаются одним из лучших образцов лирической поэзии на иврите, а некоторые образы этих пророчеств: обещание оплакивающей своих сынов праматери Рахили их возвращения (Иер. 31:15–16), обращение Бога к Израилю (Эфраиму) как к любимому сыну (Иер. 31:20), — стали в народе символами надежды на будущее.
Иеремия занимает одно из центральных мест в еврейском национальном самосознании. Осуществление его устрашающих предсказаний вселяло на протяжении многих веков галута в сердца евреев уверенность в том, что сбудутся также и его пророчества утешения.
Иеремия первый указал на реальную возможность существования народа в галуте после крушения государственности и без храмового культа в ожидании мессианского избавления. Традиция приписывает Иеремии книгу Плач Иеремии, потрясающего траурного гимна, в котором оплакивается разрушение Иерусалима и Храма.
В современной библейской науке Иеремия зачастую рассматривается как важнейший пророк древнего Израиля, затмевающий собой всех остальных пророков. Этот взгляд является в большой мере результатом влияния протестантских исследователей, которые с особым сочувствием относились к двум мотивам пророчеств Иеремии: критике жертвоприношений и предсказанию падения Иудеи и разрушения Храма. Иеремия, подчеркивающий примат нравственности и гонимый правящими кругами, предстает как предтеча Иисуса.
Такая интерпретация привела некоторых христианских критиков к необоснованному отрицанию принадлежности Иеремии пророчеств утешения. Эти исследователи закрывают глаза на то, что пророчества утешения неоднократно повторяются в его проповедях и, по существу, являются неотъемлемой частью его мировоззрения, ибо мессианское видение нравственно усовершенствованного мира неразрывно связано у Иеремии с возвращением еврейского народа, возрождением Иудеи и Израиля и восстановлением царства Давида.
Исследователь Ричард Фридман, ученик Ю.Вельгаузена, в своей книге "Как сздавалась Библия" приходит к выводу, что либо Иеремия, либо его писец по имени Барух является автором всего Девтерономического кодекса (с точки зрения "Документальной гипотезы", это книги Второзаконие, все книги ранних пророков вплоть до самого Иеремии). Основная часть была записана в период правления царя Иошаяху, окончание - после разрушения Первого Храма. (Прим. - Е.Ш.)
Личность Иеремии служит темой многих произведений искусства и литературы со времен Ренессанса до наших дней. Иеремии посвящены фрески и скульптуры во многих европейских соборах (скульптуры Донателло во флорентинской колокольне, фреска Микеланджело в Сикстинской капелле и другие). В еврейском искусстве особого внимания заслуживает картина Л. Ури «Иеремия». В литературе Иеремии посвящены драма С. Цвейга, романы Ф. Верфеля и Я. Добрачинского (на польском языке), на русском языке — поэмы Д. Мережковского и С. Фруга. В литературе на иврите Иеремия — главный персонаж романа М. З. Вольфовского «Бет ха-рехавим» («Дом рехавитов», 1962).