2 Книга Баруха

или сирийский Апокалипсис Баруха

Источники:

- 2 Baruch
«2 Баруха» — это еврейский апокрифический текст, который, как полагают, был написан в конце I века н.э. или начале II века н.э., после разрушения Храма в 70 году н.э. Он приписывается библейскому персонажу Баруху, сыну Нерии (ок. VI век до н.э.), и, таким образом, связан с Танахом.
Книга не считается канонической ни у евреев, ни у большинства христианских групп. Однако она включена в некоторые издания Пешитты и является частью Библии в сиро-православной традиции.

«2 Баруха» также известна как «Апокалипсис Баруха» или «Сирийский апокалипсис Баруха» (чтобы отличить его от христианского «Греческого апокалипсиса Баруха»). Собственно апокалипсис занимает первые 77 глав книги. Главы 78–87 обычно называются «Посланием Баруха к девяти с половиной коленам».

«2 Баруха» представляет собой рассказ от первого лица предположительно писца и ученика пророка Иеремии — Баруха бен-Нерии — о разрушении Первого Храма и о тех видениях и откровениях насчёт будущих судеб Израиля и всего мира, которых Бог удостоил его до и после этого события.

Рукописи

«Послание Баруха» имело отдельное и более широкое распространение по сравнению с остальной частью книги и засвидетельствовано в тридцати шести сирийских рукописях.

Собственно апокалипсис был менее распространен. Один латинский отрывок был известен по цитате у Киприана; греческий фрагмент IV–V веков н.э. был найден среди оксиринхских рукописей; два отрывка были известны по лекционариям XIII века Сирийской православной церкви.

Полный текст «2 Баруха» известен благодаря сирийской рукописи VI или VII века н.э., обнаруженной Антонио Чериани в Библиотеке Амброзиана в Милане в 1866 году. Арабская рукопись всего текста была обнаружена в 1974 году. Это, по-видимому, свободный перевод с сирийского текста, схожего с миланской рукописью.

Авторство и происхождение

Хотя каноническая Книга Иеремии изображает Баруха как писца Иеремии, «2 Баруха» представляет его как пророка с самостоятельной ролью. Стиль книги напоминает произведения, приписываемые Иеремии: сочетание молитв, плача и видений. Хотя Барух пишет о разрушении Иерусалима Навуходоносором в 586 году до н.э., в настоящее время считается, что книга была написана в ответ на падение Иерусалима в 70 году н.э., но до 135 года н.э.

Сирийский текст почти наверняка является переводом с греческого, а оригинал, вероятно, был написан на иврите.

Существует тесная связь между апокалипсисами, описанными в «2 Баруха» и «2 Ездры», но среди исследователей нет единого мнения о том, какой из текстов повлиял на другой. Большинство склоняется к гипотезе, что «2 Баруха» является подражанием «2 Ездры» и, следовательно, был написан позже.
Этот апокалипсис Баруха отчасти касается тех же проблем — страданий народа и его окончательной победы над угнетателями. Его мессианизм в целом имеет земной характер, но в последней части книги царство Мессии явно приобретает более духовное понимание.

Закону в «2 Баруха» уделяется большее внимание, чем во «2 Ездры». Некоторые исследователи считают «2 Баруха» компилятивным произведением, но большинство критиков рассматривают его как единое целое.

Как и в «2 Ездре», грех возводится к неповиновению Адама, но позиции относительно наследственного характера греха различаются: в то время как «2 Ездра» поддерживает эту идею, «2 Баруха» занимает другую позицию: «каждый из нас был Адамом для своей души» (54:15).

Первая часть текста структурирована в тройки: три поста, за которыми следуют три видения и три обращения к народу. Видения примечательны обсуждением теодицеи, проблемы зла и акцентом на предопределении. Согласно тексту, священные предметы Храма были спасены ангелами от разрушения, чтобы быть возвращёнными во время восстановления, предсказанного в Книге Иеремии.

Вторая часть текста — это длинное послание (известное как «Послание Баруха»), которое многие учёные считают изначально отдельным документом. Основными темами этого письма являются надежда на будущее вознаграждение после текущих страданий, ускорение времён, неизменность завета Моисея и свобода человека следовать за Богом.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine