Мишлей (Притчи царя Соломона)
Вторая книга раздела "Ктувим"
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Книга Притчей Соломоновых (סֵפֶר מִשְׁלֵי, сефер мишлей), одна из трех книг Библии, представляющих литературу мудрости. В отличие от двух других книг Писаний — Иов и Экклесиаст с их критическим поиском мудрости, книга Притчей Соломоновых — дидактическое сочинение, служившее практическим, моральным и религиозным руководством для юношества.
Книга Притчей Соломоновых включает разнородный материал, сложившийся в ходе развития древней традиции. Такие сборники использовались в школах профессиональных учителей мудрости (см. Эккл. 12:9–12). Задачи и методы учителя определены в стихах 1:2–6: развитие ума и воспитание в духе этических принципов при помощи притчи или пословиц (мешалим), предостережений (мелицот), афоризмов мудрецов (диврей хахамим), загадок или вопросов (хидот). Основная установка для учителя сформулирована в 1:7 и 9:10: «Начало мудрости — страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление»; «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум».
В масоретском тексте Библии полное название книги — «Мишлей Шломо бен Давид мелех Исраэль» («Притчи Соломона, сына Давида, царя Израиля»). Соломон выступает здесь в своем традиционном обличье величайшего мудреца и покровителя мудрости (подобно тому, как Давид считается песнопевцем, покровителем песнопений и музыки; см. Псалмы), так что название "Книга Притчей Соломоновых" не доказывает и не обязательно подразумевает его авторство.
Другие авторы ряда притч книги упоминаются в 22:17; 24:23 («Мудрецы»); 30:1 (Агур, сын Яке); 31:1 (Лемуэль). В свете этого представляется вероятным, что название указывает скорее на жанр, нежели на реальное авторство.
Еврейская «мудрость» обладала отличительными характеристиками, однако не была уникальной на древнем Ближнем Востоке. В Библии говорится, что мудрость Соломона превосходила мудрость Египта и народов Востока (I Ц. 5:10–14). Дошедшие до нас образцы литературы мудрости древнего Египта и Месопотамии включают обе разновидности, существовавшие в древнем Израиле: дидактическую практическую литературу — книгу Притчей Соломоновых (при особом сходстве Пр. 22:17–24:12 с египетскими «Поучениями Аменемопе»), Премудрость Бен-Сиры — и спекулятивно-скептические сочинения (Иов, Экклесиаст).
Для Библии характерен взгляд, что мудрости можно обучить тех, кто способен учиться (Исх. 35:31–35). При обучении использовались два метода: наставление (мусар) со стороны родителей или учителя и совет (эца) мудреца.
Наставление представлено в притчах, имеющих императивную форму (например, 3:27–32; 22:22 и ниже), и в длинных рассуждениях в главах 1–9 и 30:1–9.
Образцами совета служат краткие высказывания относительно того, какая жизнь правильна, а какая нет (10:1–22:16; главы 25–29), выражаемые в повествовательной форме, а иногда — в форме риторического вопроса.
Наставление апеллирует к авторитету учителя, совет взывает к разумности ученика. Содержание поучений обоего рода отражает общественные нормы и религиозные ценности древнего Израиля, утверждает правильный образ жизни, который существует или должен существовать, и его следствия, гарантируемые незримым моральным порядком в мире.
Датировка книги Притчей Соломоновых затруднена ее компилятивной структурой, допускающей включение нового материала, и ее особым стилем. Некоторые различия в порядке разделов масоретского текста книги Притчей Соломоновых и Септуагинты позволяют заключить, что в 1 в. н. э. текст еще не был окончательно фиксирован. В масоретском тексте отсутствуют персидские и греческие слова, язык книги — классический иврит с изредка встречающимися финикийскими элементами, вероятно, вследствие использования более древних источников. Стих 25:1 утверждает, что притчи, связанные с именем Соломона, были собраны в царствование Хизкияху (727/6–698/7 гг. до н. э.). По всей видимости, ядро книги сформировалось в период, предшествовавший вавилонскому пленению.