Савораи

Четвертый период еврейской талмудической мысли

Источники:

- Энциклопедия иудаизма. Эпоха Сабураев
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort. Савораи
Савораи (по-арамейски во мн. числе סָבוֹרָאִים, савораим; ед. число סָבוֹרָא, савора), вавилонские ученые, действовавшие между периодами амораев и гаонов (6–7 вв.) и осуществившие окончательную отделку редакции Талмуда.

Период савораев известен мало; главными источниками сведений служат «Иггерет Шрира Гаон» («Послание Шриры [бен Ханины] Гаона») и «Сефер ха-каббала» («Книга преемственности») Аврахама Ибн Дауда.

Согласно традиции, эпоха савораев началась со смертью амора Равины II (499). Последними савораями Шрира считает Гаду (Газая) и Симуну (умер в 540 г.), а Ибн Дауд продолжает эпоху савораев до смерти Шешны (умер в 689 г.).

По мнению Шриры, после смерти Равины II «более не практиковалась хораа [независимые решения, основанные на истолковании Мишны]», однако «савораи выносили решения наподобие хораа и разъясняли все то, что оставалось еще неразъясненным». Из этого следует, что савораи не вносили в Талмуд ничего существенно нового, но, пользуясь методами, подобными методам амораев, разъясняли вопросы, по которым еще не было принято окончательного решения. Шрира добавляет, что ряд решений савораев и даже целые дискуссии были включены в Талмуд.

Текст Иерусалимского Талмуда похож на краткий протокол. Форма почти стенографическая. Отсутствуют введения в тему, связки между разными отрывками, ссылки. Споря между собой, мудрецы во всем этом «вспомогатель­ном аппарате» не нуждались. Поэтому изучать Иерусалим­ский Талмуд крайне сложно. В результате, по причине его запутанности и сложности, на Иерусалимский Талмуд столетиями смотрели как на книгу для избранных. Широкими еврейскими кругами он не изучался. Знания о нем черпались в основном из сборников комментариев на Вавилонский Талмуд, в которых нередко цитировались параллельные места из Талмуда Иерусалимского, чтобы сравнить и сопоставить оба Талмуда друг с другом.

Такого не произошло с Вавилонским Талмудом благодаря савораям, которые проели окончательную «доводку» и «шли­фовку» талмудического текста. Название происходит от слова савар, «обдумывать». И хотя работа по редактуре продолжалась всего три поколения, историки выделяют их время в отдельную эпоху, принципиально отличную от предыдущей эпохи (амораев) и последующей (гаонов).

Буквально термин «савораи» означает ученых, чьи выводы носят характер личного мнения (свара), а не нормативного постановления, и встречался еще до периода собственно савораев.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine