Амораи

Третий период еврейской талмудической мысли

Источники:

- Энциклопедия иудаизма. Мудрецы Талмуда — Амораим
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort. Амораи
Амора («толкователь», «оратор», «учитель»; во мн.числе — ­амораим) — мудрец эпохи составления Талмуда.

В предыдущие эпохи так называли мудрецов, стоявших рядом с мудрецом Торы или главой ешивы и пояснявших содержание урока слушателям. В последующих поколениях амораями стали называть мудрецов Талмуда (амораи— поясняющие Тору, переданную предыдущими поколениями).

Период амораев начался с завершения редакции Мишны раби Иегудой аНаси (начало третьего века принятой эры). Длился он без малого три столетия, включив в себя такие эпохи и события как правление Сасанидов в Вавилонии, признание христианства официальной религией Рима, завершение работы над Иерусалимским Талмудом, раздел Римской империи, захват Рима ордами варваров и, наконец, заключение Вавилонского Талмуда.

Дискуссии амораев являются основой обоих Талмудов и различных аггадических мидрашей. Они считали своей задачей «разъяснение» или «толкование» Мишны и выведение таким способом канонизированной Галахи. Деятельность амораев, особенно в Вавилонии, во многом была направлена на выведение галахических принципов из отдельных высказываний в Мишне и из барайт. Амораям не разрешалось опровергать утверждения Мишны или даже барайты, но их галахические постановления рассматривались как имеющие одинаковую силу с постановлениями таннаев.

В период амораев имелось два центра религиозно-кодификационного творчества — Эрец-Исраэль и Вавилония. Между учеными Эрец-Исраэль и Вавилонии существовали тесные связи, и поэтому оба Талмуда можно рассматривать как единое творение, завершенное в двух редакциях.
Важную роль в поддержании связи между обоими центрами играли особого рода посланцы, названные нехута (буквально: `спускающийся`), которые путешествовали из Эрец-Исраэль в Вавилонию и обратно для поддержания связи между амораями Эрец-Исраэль и Вавилонии.

В Иерусалимском Талмуде имеются изречения вавилонских амораев, а изречения их палестинских коллег цитируются в Вавилонском Талмуде. Авторитет амораев Эрец-Исраэль беспрекословно признавался в Вавилонии: смиха (посвящение в сан законоучителя) осуществлялась только в Эрец-Исраэль. Однако в конце периода амораев мудрецы Вавилонии стали играть главенствующую роль.

Ученые, как правило, не получали вознаграждения за свою деятельность на ниве изучения Торы. Поэтому многие из них были земледельцами, занимались ремеслами, торговлей и т. п.

На протяжении этой эпохи, в силу начавшихся гонений и нестабильности в Земле Израиля, центр жизни еврейского народа (а значит, и центр изучения Торы) постепенно перемещается из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Поколения амораев

Принято весь этот период делить на ряд поколений. Приводим имена наиболее выдающихся мудрецов — отдельно для Эрец Исраэль и Вавилонии (в последней наиболее известные центры Торы располагались сначала в Неардее и Суре, ешива Неардеи затем переехала в Пумбедиту).

Первое поколение — до 250 г.
- В Эрец-Исраэль: рабби Ханина бар Хама, рабби Яннай, рабби Хош‘айа, рабби Иехуда Несиа, Хиллел (двое последних — внуки рабби Иехуды ха-Наси), рабби Иехошуа бен Леви.
- В Вавилонии: Рав, Шмуэль Ярхина‘а, бар Абба (отец Шмуэля), мар Уква, рабби Аси, рабби Кахана.

Второе поколение — до 280 г.
- В Эрец-Исраэль: рабби Иоханан бар Наппаха, рабби Шим‘он бен Лакиш, рабби Иоси бар Ханина.
- В Вавилонии: рабби Хуна, рабби Иехуда бар Иехезкель, рабби Иеремия бар Абба, рабби Кахана II, рабби Хамнуна.

Третье поколение — до 320 г.
- В Эрец-Исраэль: рабби Аббаху, рабби Эл‘азар бен Пдат, рабби Ами, рабби Аси, рабби Зе‘ира (Зейра), рабби Шмуэль бар Нахмани.
- В Вавилонии: рабби Хамнуна, рабби Звид, рабби Хисда, рабби Зе‘ира, Рабба бар Нахмани, рабби Иосеф бен Хия, рабби Нахман бар Я‘аков, рабби Шешет, рабби Иеремия бар Абба, рабби Сафра, Ула, Рабба бар Бар Хана, Рабба бар Хуна.

Четвертое поколение — до 340 г.
- В Эрец-Исраэль: рабби Иеремия, рабби Иона, рабби Иоси, рабби Аха, рабби Хаггай, рабби Иоси бар Авин (бар Бун).
- В Вавилонии: Аббайе, Рава, Рами бар Хама, рабби Нахман бар Ицхак, рабби Адда бар Ахава, рабби Дими, Рабин.

Пятое поколение — до 380 г.
- В Эрец-Исраэль: рабби Мана, рабби Иоси бар Авин (бар Бун), рабби Хизкия.
- В Вавилонии: рабби Папа, рабби Папи, рабби Хуна бар рабби Иехошуа, Равина.

Шестое поколение — до 430 г. (только в иешивах Вавилонии продолжалось создание Талмуда).
Амеймар, мар Зутра, рабби Аши, рабби Иемар.

Седьмое поколение — до конца 5 в.
Рабби Аха из Дифти, Мар бар рав Аши (сын рабби Аши), Мареймар.

Завершают список — Равина бар Уна, последний амора из Суры, и рав Йосе, последний амора из Пумбедиты.

После них начинается эпоха савораев.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine