Гаоны
Пятый период еврейской талмудической мысли
Источники:
- Рав Моше Пантелят. Эпоха Гаонов
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort. Гаон
Гаон (גָּאוֹן, буквально: `величие`, `гордость`, в современном иврите также `гений`, мн. число — גְּאוֹנִים, геоним), официальный титул глав иешив Суры и Пумбедиты в Вавилонии.
С конца 6 в. и до середины 11 в. (так называемый период гаоната) гаоны считались у евреев высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении вопросов повседневной жизни. В 10–11 вв. этот титул носили также главы иешив в Эрец-Исраэль. В 12–13 вв. гаонами именовались главы иешив в Багдаде, Дамаске и Египте. Впоследствии, утратив значение официального титула, термин гаон стал применяться как почетный эпитет, отличающий выдающегося знатока и толкователя Закона (например Элияху бен Шломо Залман — Виленский Гаон).
В период Талмуда глав вавилонских иешив выбирали их члены (ББ. 12б); в период гаоната они назначались эксилархом. Обычно гаон достигал своего сана после прохождения всей иерархии академических должностей. Кандидаты на пост гаона должны были не только выделяться ученостью, но и обладать административным талантом. Учитывалось также происхождение: большинство гаонов Суры и Пумбедиты принадлежало к шести-семи семействам. Однако должность гаона в Вавилонии не была наследственной.
Сурский гаон стоял по рангу выше пумбедитского, и при публичных церемониях всегда пользовался преимуществом, даже если он был моложе своего коллеги.
Наиболее выдающиеся личности из среды вавилонских гаонов оказали глубокое влияние на учение и религиозные традиции иудаизма. Труды некоторых из них являются важнейшими произведениями галахической литературы. Особого упоминания заслуживают гаоны Иехудай (8 в.), Амрам бен Шешна, Са‘адия Гаон, Шрира бен Ханина Гаон, Шмуэль бен Хофни (умер в 1013 г.) и Хай бен Шрира.
В период гаоната дважды в год, в месяцы калла (элул и адар) тысячи ученых и почитателей галахической учености оставляли свои дела и собирались в иешивах, чтобы присутствовать при обсуждении как отвлеченных проблем Галахи, так и религиозных или правовых вопросов, поступивших в течение года из разных мест диаспоры, и предлагаемых гаонами ответов. После того, как ответы утверждались собранием и закреплялись подписью гаонов, они рассылались в качестве обязательных постановлений. Такая корреспонденция гаонов в области Галахи, известная как шеелот у-тшувот (букв. `вопросы и ответы`; респонсы), распространялась почти во всех странах еврейского рассеяния — от Аравийского полуострова до общин Испании, Франции и Германии.
Гаоны опирались не только на галахические установления, имеющиеся в Талмуде; они учитывали современные им обстоятельства и нужды и создавали новые нормы. Такканот (постановления), обнародованные гаонами, приобретали силу Галахи, поскольку авторитет гаонов был общепризнан среди мирового еврейства.
Гаоны выполняли также определенные политические и общинные функции наряду с эксилархами. В эпоху Багдадского халифата (750–1258) гаоны пытались оказать влияние на политику халифов по отношению к евреям.
Несмотря на то, что к позднему периоду вавилонского гаоната относится ряд наиболее видных гаонов, этот институт как религиозно-культурный центр иудаизма пришел в упадок задолго до того, как из-за преследований аббасидских и сельджукских правителей прекратилось его существование (около 1040 г.). Деятельность гаонов стала приобретать все более общественно-административный характер, и с конца 9 в. большинство их жило уже в Багдаде — столице халифата, где была и резиденция эксиларха.
С образованием новых центров талмудической учености (главным образом в Испании) и появлением выдающихся ученых в других странах диаспоры зависимость еврейства рассеяния от обеих вавилонских академий и гаонов прекратилась, и его связи с ними ослабли.
Основные исторические сведения об этом периоде получены из послания одного из последних гаонов, рава Шриры. В этом послании содержится скрупулезно выверенный список всех предшествующих ему гаонов с указанием лет их «правлений», а также перечень самых важных событий.
Примечательные события эпохи
Первый галахический кодекс
В эпоху гаонов равом Шимоном Кайрой (который не был гаоном) был составлен кодекс «Алахот гдолот» («Большие законы»). Книга составлена по порядку трактатов Талмуда, но вся полемика опущена; по каждому вопросу приведены лишь точки зрения спорящих, а в конце автор сообщает решение этого спора (отсутствующее в Талмуде), причем опирается он на два ранних сборника — «Шеилтот» рава Ахи и «Алахот псукот» рава Йеудая. Можно сказать, что «Алахот гдолот» раби Шимона Кайры — самое важное сочинение эпохи гаонов. Оно послужило основой практически для всех последующих алахических кодексов, на него сотни раз ссылались средневековые комментаторы Талмуда.
Первый молитвенник (сидур)
С именем сурского гаона рава Амрама связано любопытное событие: впервые далекая община обратилась к нему с просьбой составить для нее молитвенник. Просьба пришла из Испании. До сих пор молитвы, которым детей учили с раннего возраста, произносились евреями всего мира наизусть. Со временем в отдаленных общинах возникли разночтения, приведшие к спорам по поводу порядка и формулировок некоторых молитв. Как во всех подобных случаях, обратились в вавилонские ешивы. В результате рав Амрам составил по их просьбе Сидур, сборник молитв (сидур на иврите значит «порядок»). Его текст дошел до наших дней. По нему мы можем проследить, как испанский канон (нусах Сфарад ) берет свое начало в традиции вавилонских ешив.
Возникновение общины караимов.
Основателем караимского течения в иудаизме был амбициозный юноша из семьи рош галута по имени Анан. Обладая незаурядными способностями, он считал себя достойным претендентом на пост преемника своего отца. Но, рассматривая кандидатуры, оба гаона, чье мнение учитывалось при избрании, предпочли не Анана, а его младшего брата. В ответ на это оскорбленный Анан, сколотив группу сторонников, начал борьбу против мудрецов и в конце концов дошел до полного отрицания Устной Торы, в том числе и Талмуда, провозгласив единственным источником истины текст Писания. Вскоре караимские лидеры переехали в Эрец Исраэль и в Египет.
Первый труд по грамматике иврита
Основным опонентом караимов был гаон Суры рав Саадия, один из самых известных мудрецов эпохи. Большая часть из его наследия утеряна, но кое-что дошло до нас. Это, в первую очередь, перевод Торы на арабский язык, комментарии к Торе и другим книгам Танаха, Сидур (второй после молитвенника, составленного равом Амрамом-гаоном), а также глубокий труд по грамматике еврейского языка, в котором впервые была сформулирована идея о корневой основе иврита.
Гаоны Багдада
Попытку возродить институт гаоната предприняли главы багдадской иешивы (открытой в конце 11 в.), считавшие себя преемниками гаонов Суры и Пумбедиты, которые уже более ста лет жили в Багдаде. Первым известным багдадским гаоном был Ицхак бен Моше бен Сахни (с 1070 г.), прибывший из Испании. Наибольшую известность заслужил багдадский гаон Шмуэль бен Али ха-Леви (умер в 1194 г.), ярый оппонент Маймонида.
В 1258 г., когда над Багдадом нависла угроза монгольского вторжения, еврейский центр в Вавилонии пришел в окончательный упадок, и к концу 13 в. титул гаон в этой стране вышел из употребления. Последним из известных истории гаонов в Багдаде был Шмуэль бен Даниэль бен Аби ал-Рабиа ха-Кохен, обратившийся в 1288 г. к двум ученым по поводу полемики об учении Маймонида.
Гаоны Эрец-Исраэль
О возникновении гаоната в Эрец-Исраэль сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что титул гаона был присвоен главе иерусалимской иешивы после ее перевода туда из Тверии (по-видимому, в 9 в.). В отличие от Вавилонии, здесь должность гаона была наследственной, и на протяжении 200 лет ее занимали представители одной семьи.
Помимо управления иешивой, гаоны ведали также делами еврейского населения в Эрец-Исраэль, и власти признавали их как представителей еврейской общины. Уступая в учености гаонам Вавилонии, они сумели сохранить непрерывность существования своих иешив в сложных политических условиях.
Захват Иерусалима сельджуками в 1071 г. привел к полному упадку еврейской общины города. Иешива была перенесена в Тир, затем в Хадрах (близ Дамаска) и, наконец, в Дамаск. Она еще действовала в 12 в., и, по свидетельству Биньямина из Туделы, находилась под контролем гаоната в Багдаде. Наиболее известными ее гаонами были Ахарон бен Моше Бен Меир (в 915–32 гг.) и Шломо бен Иехуда из Феса (в 1027–51).
После упадка иешив Вавилонии и Эрец-Исраэль крупные еврейские общины в Египте потребовали учреждения своего собственного гаоната. Первую попытку такого рода предпринял Давид бен Даниэль, именовавшийся гаоном в 1083–89 гг. Однако институт гаоната не привился в Египте. Последним египетским гаоном числился Сар Шалом бен Моше ха-Леви, бывший главой египетской иешивы в 1171–95 гг.