Берлин — столица и крупнейший город Германии, второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза.
Около 1200 года на месте современного Берлина располагались два торговых поселения — Кёльн и Берлин. Точная дата получения ими городских прав неизвестна. Городские права Кёльна впервые упоминаются в 1237 году, городские права Берлина — в 1244 году. В 1307 году города объединились и образовали общую городскую управу.
Берлин был столицей маркграфства/курфюршества Бранденбургского (с 1417 года), Пруссии (после объединения курфюршества Бранденбург с герцогством Пруссия) и после создания Германской империи стал её столицей.
После Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин, хоть и находился на территории советской зоны оккупации Германии, был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось относительно свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, окружившей с 13 августа 1961 года Западный Берлин.
Берлинская стена, ставшая одним из главных символов холодной войны, просуществовала до 1989 года. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. В 1994 году туда переехала из Бонна администрация президента и в 1999 году — бундестаг и ведомство федерального канцлера вместе с федеральными министерствами.
Сегодня Берлин является мировым культурным центром. Это крупный европейский транспортный узел и один из самых посещаемых городов на континенте.
Германия
Берлин
Берлин, 2016
|
|
|
|
Рейхстаг |
Здание построено в конце 19 в. |
|
|
|
|
|
|
Купол Рейхстага |
Это одно из самых популярных туристических мест Берлина |
| 1895 год |
Первое упоминание о еврейском населении Берлина содержится в распоряжении городского совета от 28 октября 1295 г., которое запрещало торговцам продавать евреям шерстяную пряжу. Древнейшими местами поселения евреев в Берлине были Большое еврейское подворье и Еврейская улица.
Во время эпидемии чумы в 1349–50 гг. евреи были убиты или изгнаны из города, а их дома были сожжены. С 1354 г. евреи стали возвращаться в Берлин, однако им не было разрешено восстановить синагогу.
В 1573 г. в Берлине был казнен приближенный курфюрста, ведавший чеканкой монет, еврей Липпольд, которого обвинили в отравлении курфюрста, и все евреи были изгнаны из Берлина «на вечные времена».
После изгнания евреев из Вены в 1670 г. курфюрст разрешил 50 богатым еврейским семьям из Австрии временно (на 20 лет) поселиться в маркграфстве Бранденбургском и герцогстве Кроссен. 10 сентября 1671 г. первые еврейские семьи получили разрешение поселиться в Берлине. Евреям была предоставлена полная свобода торговли, но им запретили заниматься ростовщичеством; запрещена была и постройка синагог. Среди других налогов был установлен и налог за покровительство. По истечении 20-летнего срока евреи, желавшие остаться в Берлине, должны были получить на это разрешение специальной комиссии и заплатить особый налог. С 1697 г. евреям не разрешалось владеть землей.
С завоеванием Пруссии Наполеоном I в 1812 г. евреи Берлина были признаны равноправными прусскими гражданами. Однако в период Реставрации их права были вновь ограничены. Гражданские права вновь были предоставлены евреям Берлина лишь в 1860 г. С этого времени евреи стали играть важную роль в общественной, политической и культурной жизни Берлина, главным образом в области журналистики, литературы, театра, музыки и т. п. Владельцами и редакторами важнейших газет были евреи.
Эти успехи привели к усилению антисемитизма. В начале 80-х гг. 19 в. в консервативных кругах Берлина возникло организованное антисемитское движение под руководством А. Штеккера, который пытался восстановить массы против евреев.
В 1812 г. в Берлине проживали 3292 еврея, а в 1925 г. — 172 672 (4,3 % населения). В 1819 г. Л. Цунц и И. Йост основали в Берлине Общество еврейской культуры и науки, в работе которого участвовал Г. Гейне. А. Бернштейн создал в 1845 г. Реформистское общество. В 1872 г. была основана Высшая школа иудаистики (Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс), а в 1873 г. была открыта ортодоксальная раввинская семинария. В начале 20 в. в Берлине было 16 синагог (7 ортодоксальных, остальные — реформистские и либеральные). В Берлине также печатались несколько еврейских газет и журналов.
Первая синагога в Берлине была построена в 1714 г. В 1730 г. Фридрих Вильгельм I ограничил число евреев, которым разрешалось жить в Берлине, 120-ю семьями. Евреям также были запрещены занятия ремеслом, за исключением резки печатей и изготовления серебряной и золотой парчи.
В 18 в. евреи занимались главным образом коммерцией, банковским делом и торговлей драгоценными металлами и камнями. С течением времени монетная торговля была всецело сосредоточена в руках евреев.
Экономическому процветанию сопутствовали первые признаки стремления евреев к культурной ассимиляции. Под влиянием М. Мендельсона в общине Берлина были проведены некоторые реформы, в основном в области образования. В 1778 г. была основана общеобразовательная еврейская бесплатная школа «Хиннух неарим», в которой применялись новые методы преподавания. Распространение светских знаний являлось одной из целей Хеврат доршей лешон эвер (Общество приверженцев языка иврит, основано в 1783 г.) Дом Мендельсона стал местом встреч известных ученых. Берлин превратился в центр движения Гаскалы.
Первую прогулку по Берлину я начал сразу от автовокзала и потопал в направлении Потсдамер Плац - к самому грандиозному в Германии мемориалу евреям - жертвам нацизма.
|
|
|
|
|
| Тут начинается площадь Большая Звезда |
В центре композиции - Колонна Победы |
|
|
|
|
Памятник Отто фон Бисмарку |
|
| Памятник советскому солдату |
Так я дошел до Бранденбургских ворот - самого известного символа Берлина. Это единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, их первоначальное название — Ворота мира. Они были построены Карлом Готтгардом Ланггансом в 1789—1791 гг., образцом послужили Пропилеи Акрополя в Афинах.
Ворота венчает шестиметровая квадрига, которой управляет богиня Победы Виктория. Завоевав Берлин, Наполеон приказал демонтировать колесницу и перевезти её в Париж - был у Бонапарта такой пунктик, достаточно вспомнить квадригу собора Сан-Марко в Венеции. После победы над Наполеоном богиня Виктория со всеми коняками вернулась в Берлин и получила Железный крест.
Еще по дороге попались пара интересных памятников - целые скульптурные группы, и кролик.
|
|
|
|
Гёте |
|
|
|
|
|
|
|
Кролик |
Готхольд Эфраим Лессинг - основоположник немецкой классической литературы |
|
|
Вот и он. Идея возведения мемориала жертвам Холокоста принадлежит берлинской публицистке Лее Рош, которая организовала в 1989 году специальный фонд строительства «Памятника убитым евреям Европы». Мемориал построен по проекту деконструктивиста Питера Айзенмана, открыт в 2005 году.
Мемориальный комплекс расположен в центре Берлина между Бранденбургскими воротами и элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии. Представляет собой огромное поле из более чем 2 700 серых плит, разных по высоте. Под ним размещается огромный музей.
|
|
|
|
Мемориал на Потсдамер Плац |
| Подземный музей |
|
|
Общий вид, фото Википедии |
После захвата власти нацистами (1933) началось массовое истребление евреев Берлина. Еврейская община была ликвидирована и официально восстановлена лишь после войны, с 15 июля 1945 г. В начале 1946 г. община насчитывала 7070 человек, из которых 4121 (более 90% всех семейных) состояли в смешанном браке. 1320 евреев уцелели, скрываясь во время войны, 1628 вернулись из концлагерей.
Евреи были рассеяны по всему Берлину; треть еврейского населения проживала в советском секторе оккупации. Община получила помощь от оккупационных властей, а с осени 1945 г. — также от Джойнта. Хотя Берлин был разделен, еврейская община оставалась единой до конца 1952 г.
В Западном Берлине имелись четыре синагоги. В 1959 г. муниципалитет Берлина построил большой центр еврейской общины на Фазаненштрассе, где до 1938 г. находилась величественная синагога.
В 1972 г. в Западном Берлине насчитывалось 5447 евреев (20% всего еврейского населения Федеративной Республики Германии, включая Западный Берлин), в 1974 г. — 5300. В 1984 г. в еврейскую общину Западного Берлина входили 6230 человек (в том числе свыше двух тысяч бывших граждан Советского Союза, прибывавших в город из Израиля, начиная с 1973 г.), в 1986 г. — 6411 человек. По некоторым оценкам, общая численность евреев, живших в Западном Берлине в 1980-х гг., была значительно выше — до двенадцати тысяч человек. Действовали еврейская воскресная и вечерняя школы, талмуд-тора, в 1986 г. открылась еврейская средняя школа.
В январе 1946 г. еврейское население в советском секторе Берлина составляло 2442 человек, а в 1974 г. — всего 500 человек, в начале 1980-х гг. — около 400; подавляющее большинство живших здесь евреев и лиц смешанного происхождения не поддерживали связей с общиной. В Восточном Берлине ежеквартально выходил журнал «Нахрихтенблатт» — официальный орган Союза еврейских общин Германской Демократической Республики. Из Венгрии в Восточный Берлин два раза в месяц приезжал шохет, на праздники — раввин и кантор. Община содержала дом престарелых, в котором к концу 1980-х гг. остались только неевреи.
Следующую прогулку в поисках еврейских памятников начнем с Витенбергплац. Два из них расположены прямо возле входа на станцию метро.
|
|
|
|
Никогда не обращали внимания на такую деталь - перевернутую букву "В" в известной надписи? |
| Вот оно что, оказывается... Таким образом попытались выразить свой протест изготовители ворот |
Рядом - стенд с перечнем концентрационных лагерей |
|
|
|
|
Веселый фонтанчик |
|
|
|
|
|
|
|
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма |
Она была разрушена попаданием бомбы, и оставлена в таком виде как мемориал |
| Плитка в брусчатке, одна из сотен подобных |
|
|
|
|
Немножко архитектурных интересностей |
|
|
|
Двигаясь дальше по знаменитой улице Курфюрстендам, выходим на Фазаненштрассе, к еврейскому культурному центру, расположенному на месте уничтоженной в Хрустальную ночь синагоги, Synagoge Fasanenstraße.
|
|
|
|
Синагога была построена в 1912 году |
От здания сохранился вот этот портал главного входа |
| Интерьер, 1912 |
|
|
|
|
Памятная стена с названиями мест массового уничтожения |
Символический свиток Торы |
Еще один сохранившийся элемент старого здания |
|
В начале 1990 г. число евреев, живших в Берлине и входивших в общины, достигло 6411 человек. С конца 1989 г. в город начали прибывать сотни евреев, эмигрировавших из Советского Союза. После объединения Германии была создана единая община Берлина. В городе действовало ортодоксальное объединение Адат Исраэль, открылись два ресторана, где соблюдался кашрут, магазин кошерных пищевых продуктов.
В берлинской еврейской общине в 2001 г. были зарегистрированы около 12 тысяч человек. В рамках еврейской иммиграции из Советского Союза, СНГ и стран Балтии в Германию въехало значительное число нееврейских родственников евреев и людей с фальшивыми еврейскими документами. Кроме того, с общиной не связаны тысячи израильтян, постоянно живущих в городе.
В городе расположены основные учреждения ведущих немецких еврейских организаций: Центрального совета евреев Германии, Союза прогрессивных евреев Германии, Австрии и Швейцарии. В 2003 г. в городе начало работать европейское бюро Всемирного конгресса русскоязычных евреев. В Берлине функционируют три начальные еврейские школы и одна средняя (большинство учеников — неевреи). В Берлинском университете существует кафедра иудаики.
При создании Еврейского музея руководство Германии и некоторые представители еврейской общины выдвинули предложение, чтобы экспозиция стала частью Берлинского музея, так как немецкие евреи составляют часть истории и современной жизни страны. Однако большинство еврейских лидеров Германии считали, что после Катастрофы евреи никогда не смогут «чувствовать себя как немцы». В 2001 г. в присутствии канцлера Германии Г. Шредера, президента И. Рауса, бывшего государственного секретаря США Г. Киссинджера в Берлине в отдельном здании и как независимое учреждение был открыт Еврейский музей, разнообразные экспозиции которого рассказывают об истории евреев Германии.
В Берлине существуют три реформистские общины.
Еврейская община Берлина публикует еженедельник на немецком языке и идиш. Выходит целый ряд еврейских периодических изданий на русском языке: газета «Русский Берлин», журнал «Еврейский Берлин», газета «Русская Германия».
В мае 2001 г. в Берлине начал работать еврейский театр «Бама». Каждый год в Берлине и других крупных городах Германии проходят двухнедельные фестивали Израиля.
Эту прогулку по самой интересной исторической части Берлина мы начали от Бранденбургских ворот, и пошли по улице Под Липами до Александерплац. Не забывая периодически соваться в поперечные улицы. На одной из них, Фридрихштрассе, возле входа в метро находится очень выразительный памятник - «поезд жизни, поезд смерти». Это копия памятника, установленного в Лондоне. С одной стороны - еврейские дети, которых удалось вывезти из нацистской Германии в Великобританию, пока британские власти еще разрешали это делать. С другой - те, кого поезд увез в другом направлении - к концлагерям и газовым камерам...
Идем дальше по Унтер-ден-Линден - проспекту Под Липами.
|
|
|
|
Памятник Фридриху Великому |
Бывший дворец принца Генриха, сегодня - университет |
Нойе Вахе («новая караульня») — мемориал жертвам войны и тирании в Германии |
|
|
|
|
|
Bebelplatz, он же - Опера плац, 1880. Опера слева, в центре - собор св. Ядвиги, справа - старая библиотека |
Старая библиотека Университета |
Сегодня здесь размещается юридический факультет |
|
|
|
|
|
Мемориал напротив библиотеки - здесь нацисты сжигали книги |
Собор Святой Ядвиги |
| Цейхгауз - исторический музей, старейшее здание проспекта Под Липами |
|
|
|
Дворцовый мост |
Это самый красивый мост через реку Шпрее |
Здесь заканчивается проспект Под Липами |
Унтер-ден-Линден упирается в реку Шпрее и еще одну из главных достопримечательностей Берлина - Музейный остров. Комплекс включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В него входят 5 музеев: музей Боде, Старый музей, Новый музей, Пергамский музей, Старая национальная галерея. Здесь же находится Берлинский собор - самая большая евангелическая церковь Германии.
|
|
|
|
Берлинский собор |
|
| На открытке 1900 года |
|
|
|
|
Музей Боде |
|
|
|
|
|
|
|
На набережной |
Вид на Дворцовый мост |
Старый музей |
|
|
|
|
|
Старая национальная галерея |
|
|
|
А на другом берегу Шпрее начинается Дворцовая площадь. Самое интересное на ней - грандиозный фонтан "Нептун", подаренный кайзеру Вильгельму II берлинским магистратом. Кроме фонтана, неподалеку есть и несколько других примечательных сооружений - например, Берлинская телебашня, четвертая по высоте в Европе.
|
|
|
|
Мариенкирхе — самая древняя из действующих церквей Берлина |
Берлинская телебашня |
| Красная ратуша |
|
|
|
|
Фонтан "Нептун" |
Фонтан в 1905 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
От Александерплац я потопал в обратном направлении, по Лейпцигерштрассе, параллельной проспекту Унтер-ден-Линден, и вышел к уже знакомому Потсдамерплац и еврейскому мемориалу. И по дороге, конечно же, попадалось много всего вкусного. Например, оригинальная красивейшая площадь Жандарменмаркт с соборами-близнецами - Немецким и Французским. Образцом для Жандарменмаркт послужила площадь Пьяцца-дель-Пополо с церквями-близнецами в Риме, а на архитектуру соборов сильное влияние оказало строительство примерно в то же время Пантеона в Париже. Возле Пантеона и на Пьяцца-дель-Пополо я побывал совсем недавно, такое вот совпадение)
Еще одно интересное сооружение в этом районе - Чекпойнт Чарли. Это был пограничный контрольно-пропускной пункт на улице Фридрихштрассе, созданный после разделения города Берлинской стеной, и предназначался для перехода из Западного Берлина в Восточный. Чекпойнт Чарли стал символом противостояния НАТО и СССР.
|
|
|
|
Жандарменмаркт |
Немецкий собор (не путаем с Берлинским) |
Французский собор |
В центре композиции площади расположился Концертный зал |
|
|
|
|
Концертный зал, бывший драматический театр |
Перед театром - памятник Шиллеру |
Часть этой площади когда-то называлась Шиллерплац |
Перечень берлинских достопримечательностей. Но тяжеловато с собой носить будет) |
|
|
|
|
Музей связи |
|
|
|
|
|
|
|
Современная архитектура тоже может быть симпатичной |
|
|
|
|
|
|
|
Чекпойнт Чарли |
Берлин за Украину |
Выдающийся, бл, деятель |
А вот это где видел, уже не вспомню) |
|
Вилла, в которой состоялась Ванзейская конференция. На ней была принята программа "окончательного решения еврейского вопроса" |
|
|
|
Синагога в районе Шпандау, 1900 г. |
Синагога была разрушена в Хрустальную ночь, и сегодня на ее месте вот такой мемориал |
|
Последний день в Берлине был направлен на поиск исключительно еврейских объектов. Их много, поэтому пришлось определяться с приоритетами, и оставить на следующий раз посещение огромного Еврейского музея, которому надо бы посвятить, минимум, пол дня.
Отправной точкой этого дня стал уже знакомый Александерплац. Отсюда совсем недалеко до улицы Rosenstraße, где произошло беспрцедентное в истории нацистского Рейха событие...
27 февраля 1943 гестапо начало арест остававшихся в Берлине евреев. Среди более чем 8000 схваченных находилось около 2000 человек, имевших немецких супругов. Они были помещены в здание бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе. Уже вечером 27 февраля перед зданием стихийно образовалась толпа, в основном состоявшая из жён, мужей и близких. Они начали требовать освобождения схваченных. В течение нескольких следующих дней около здания постоянно находилось несколько сотен людей. Полиция неоднократно обращалась к ним с требованием разойтись, но безрезультатно.
Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение схваченных. 25 человек с Розенштрассе уже были направлены в Аушвиц, однако уже через несколько недель они были возвращены и освобождены.
Из оставшихся 6000 задержанных небольшая часть была перемещена в Терезин, остальные — в Освенцим, где вскоре погибли.
|
|
|
|
Памятник на Розенштрассе |
|
| Еще одна композиция рядом - память о запрете евреям сидеть на лавочках в парках |
Выходим на улицу Ораниенбургерштрассе, к бывшему еврейскому кладбищу. Оно также было разрушено нацистами, и сегодня здесь мемориальный комплекс, в котором можно увидеть несколько сохранившихся мацев. На этом кладбище похоронен основоположник Гаскалы Мозес Мендельсон.
|
|
|
|
Памятник возле кладбища |
|
|
|
|
|
|
|
Сохранившиеся мацевы |
|
|
|
|
|
Восстановленная могила М. Мендельсона |
|
Немного свернем с Ораниенбургерштрассе на проходящую сразу за кладбищем Гроссгамбургерштрассе. На этой улице расположен интересный, оригинальный и грандиозный памятник - "пропавший дом". Сплошной ряд жилых домов вдруг прерывается пустотой - здесь находился дом, разрушенный во время войны. На соседних стенах - таблички с именами его последних жильцов и датой их смерти. Большинство жителей были евреи.
В этом же районе огромное количество вмонтированных в тротуар медных квадратов с еврейскими фамилиями - так называемые камни преткновения. Их вообще много в Берлине, но здесь - очень много.
|
|
|
|
Пропавший дом |
|
|
|
|
|
|
|
Камни преткновения |
Многие фамилии на камнях дублируют надписи на стенах "пропавшего дома" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще дальше эта же улица выводит нас к площади Коппенплац и еще одной инсталяции - "Покинутая комната", память о евреях, вынужденных бросить свои дома в Германии. Кто-то смог эмигрировать, но большинство окончило свой путь в концлагерях...
Возвращаемся на Ораниенбургерштрассе и идем к синагоге. Новая Синагога (Neue Synagoge) открылась в 1866 году еще при Бисмарке, и сегодня она является главной синагогой еврейской общины Берлина.
|
|
|
Новая синагога |
|
|
|
|
|
Рисунок 1865 года |
| 1901 год |
И опять возвращаемся в сторону Александерплац, до площади Хакишемаркт. Здесь расположена еще одна из самых известных берлинских достопримечательностей - Хакские дворы, самый большой в Германии архитектурный комплекс закрытых дворов. Вообще, собираясь его посетить, я и не подозревал о еврейской истории этого комплекса.
В 1672 году в этом районе к северу от Шпрее было заложено еврейское кладбище. В том же году по указу курфюрста для борьбы с пожарами все хижины из сена и соломы были вынесены за пределы городской стены. На некогда пахотных землях появился новый городской район, ставший впоследствии известным как Шпандауское предместье, населенное, в основном, евреями. Сами Хаские дворы были возведены в 1906 году прямо напротив главной рыночной площади района - Хакишемаркт.
|
|
|
|
Хакские дворы |
|
|
|
|
|
|
|
Стенд описывает еврейскую историю этого места |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда я отправился на поиски старого еврейского кладбища и синагоги на Рикештрассе. Найти кладбище проблему не составило, а вот попасть внутрь не получилось. Оно оказалось ограждено и закрыто, и достучаться я ни до кого не смог (что, в общем-то, неудивительно)) Применить проверенный многолетней практикой способ проникновения через забор как-то постеснялся, вариант попадания туда в качестве клиента тоже не рассматривался) На помощь приходит немецкая Википедия.
Синагога на Рикештрассе - самая большая в Берлине. Построена она в 1904 году, и была единственной действующей синагогой в Восточном Берлине.
|
|
|
|
Оказалось, что это не сама синагога, а только вход во внутренний двор |
| А синагога была там, внутри. Фото Википедии |
Интерьер. Фото Википедии |
Вот, в общем, и все, что я смог увидеть в Берлине за эти пару дней. В Еврейский музей, как и предполагалось, попасть времени не хватило. Снаружи пару фотографий все же сделал - архитектура здания заслуживает отдельного внимания.
Здание в форме изломанной линии, принесшее архитектору Либескинду мировую известность, само по себе вызывает некий внутренний дискомфорт. В основной корпус музея нет обычного входа, туда можно попасть только из Дома коллегий (бывший музей Берлина) через длинный подземный переход. Цинковый фасад с хаотическими узкими оконными прорезями выстроен так, что по нему невозможно понять: сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Уже только попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол музея находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.
Возле музея расположен «Сад Изгнания», состоящий из 49 стелл. В него можно попасть только из подземных помещений музея. И здесь продолжаются проблемы с ориентацией. Платформа, на которой расположен сад — также наклонная, кроме того, она находится ниже уровня земли.
|
|
|
|
Дом коллегий - вход в музей |
| Схема музея |
Фото Википедии |
|
|
|
Корпус музея |
"Сад изгнания" |
|