Район улицы Философской и проспекта Пушина

Днепр Еврейский. Прогулка 14

Цитадели -1,2 и 3 Цитадель-1 - бывший дом немецкого колониста Заля Амурчик
Цитадели -1,2 и 3 Цитадель-1 - бывший дом немецкого колониста Заля Амурчик
В центре - Цитадель-2 Мессия Дом с отделкой керамической плиткой, С.Храброго, 6
В центре - Цитадель-2 Мессия Дом с отделкой керамической плиткой, С.Храброго, 6
Маршрут: ул. Святослава Храброго (Большая Базарная, Чкалова) - пр. Пушкина - ул. Шмидта (Гимнастическая) - ул. Философская

Карта с расположением объектов
Источники:
Валентин Старостин Днепровская городская энциклопедия
Сообщество Екатеринославъ - Днепропетровск
Александр Быстряков. Хроника жизни евреев Екатеринослава
Александра Лошак, Валентин Старостин. Синагоги Екатеринослава

Фото:
Евгений Шнайдер
Группа Днепропетровск-Екатеринослав. Страницы прошлого
(фото из сиротского дома)
Философская - самая "еврейская" улица города. Здесь было несколько синагог (одна из них сохранилась), 3-е отделение Талмуд-Торы, приют для сирот и еврейская больница. Кроме этого, мы увидим и другие интересности - дом Михаила Светлова, дом инженера Трубы в стиле украинский модерн, работы архитектора Александра Красносельского, старейший в Днепре фонтан и несколько красивейших зданий в екатеринославском кирпичном стили и в стиле модерн.
Начнем с угла улиц Святослава Храброго и Сечевых Стрельцов. Здесь есть 3 совершенно разных корпуса с названием "Цитадель", Святослава Храброго, 12. Разработкой этих проектов занималась компания "Дольник и Ко". Особенное внимание притягивает загадочная фигура в балахоне на колеснице, расположившаяся на крыше "Цитадели-2". По легенде, якобы Александр Дольник поинтересовался у раввина Днепра - какой памятник можно было бы установить на этом месте? Раввин в шутку ответил: "Пусть это будет Машиах". Так в Днепре появился единственный в мире памятник Мессии...
Бывший дом сотрудников НКВД Тут еще видны летчики. Фото 1950-х гг Народный дом, открытка нач. 20 в.
Бывший дом сотрудников НКВД Тут еще видны летчики. Фото 1950-х гг Народный дом, открытка нач. 20 в.
На углу Святослава Храброго и ул. Короленко - бывший дом для сотрудников НКВД (расположенного напротив), спроектирован Александром Красносельским. Когда-то на фасаде стояли 4 летчика, от которых остались только ноги.

А от здания Народного дома, стоявшего на противоположном углу, не осталось ничего - оно было разрушено в 1920-х. Интересно, что построен был Народный дом черносотенной организацией "Союз русского народа" в 1910 году, по проекту архитектора Федора Булацеля.
Классика кирпичного стиля, №№40-42 Еще один симпатичный дом, №48 Это здание тоже легко сегодня узнается
Классика кирпичного стиля, №№40-42 Еще один симпатичный дом, №48 Это здание тоже легко сегодня узнается
Модерн на Пушкина, 3 Маскароны Интересный ризалит со стороны дворового фасада
Модерн на Пушкина, 3 Маскароны Интересный ризалит со стороны дворового фасада
Дальше по улице Святослава Храброго - три красивейших здания в екатеринославском кирпичном стиле, бывшее 2-е коммерческое училище и уже на проспекте Пушкина, в который плавно переходит улица Святослава Храброго, интересный модерновый дом с маскаронами.
Екатеринославское коммерческое училище Фасад, нач. 20 века Интерьер училища, нач. 20 века
Екатеринославское коммерческое училище Фасад, нач. 20 века Интерьер училища, нач. 20 века
Интерьер училища, нач. 20 века Облисполком, 2019 Парк ракет возле облисполкома
Интерьер училища, нач. 20 века Облисполком, 2019 Парк ракет возле облисполкома
По адресу пр. Поля, 2 (практически на перекрестке с пр. Пушкина), располагается здание облсовета, бывшее Екатеринославское Коммерческое училище №1. Интересно, что первое здание училища было построено еврейским подрядчиком Хаимом Розенбергом в 1901 году, но оно не вмещало всех желающих учиться. В 1904 году было торжественно открыто новое здание училища, построенное по проекту архитектора Дмитрия Скоробогатова. Трехэтажный корпус училища, как отмечали современники, принадлежал к лучшим учебным зданиям Российской империи.

С начала 1920 года в здании размещались Екатеринославский губисполком, с 1932 года - Днепропетровский облисполком.
В 1935 году, после масштабного пожара, здание было реконструировано по проекту архитектора Александра Красносельского, и надстроено еще двумя этажами. В результате реконструкции были утрачены декор фасада и внутренняя коридорная планировка.
Немного поднимемся по ул. Херсонской, мима памятника "Днепр - чемпион", до улицы М.М.Шнеерсона. Здесь, по адресу Шнеерсона, 12, сохранилось здание бывшей синагоги "Гар га-Негев".

В архивных документах второй половины 19 века синагога упоминается как молитвенная школа и молитвенный дом. В 1890-х гг. использовалось название "Безуловская синагога", по названию местности, Безуловской слободы. Существующее здание было возведено в 1900 году, вероятно, на месте старого.

В 1934 году президиум горсовета удовлетворил ходатайство трудящихся-евреев (3 600 подписей) о закрытии синагоги. Здание перепланировали под жилье.
Памятник чемпионскому составу ФК Днепр 1983 и 1988 гг Синагога "Гар га-Негев" (слева) Сохранились остатки декора
Памятник чемпионскому составу ФК Днепр 1983 и 1988 гг Синагога "Гар га-Негев" (слева) Сохранились остатки декора
Возвращаемся на проспект Пушкина. Здесь есть несколько очень интересных и красивых зданий. В одном из них, на Пушкина, 33, в 1909 - 1914 гг. размещалось Екатеринославское казенное еврейское училище.

Учреждение еврейских училищ «в духе, противном нынешнему талмудическому учению» было частью так называемой просветительской политики правительства Николая I во второй четверти 19 в. по отношению к евреям, и главной мерой их принудительного просвещения. Казенные еврейские училища, введенные указом 13 ноября 1844 г., делились на училища первого разряда с двухгодичным курсом начального образования (соответствовали приходским училищам) и второго разряда (в объеме уездных училищ) с реальным направлением.
Казенные еврейские училища подчинялись Министерству народного просвещения; их смотрителями (вопреки первоначальным рекомендациям) и преподавателями общих предметов назначались христиане. Только еврейские предметы разрешалось преподавать учителям-евреям.

Начиная с 1862 г., смотрители-христиане постепенно заменялись евреями. Однако незначительные успехи казенных еврейских училищ в деле ассимиляции евреев, а также наплыв еврейских учащихся в русские учебные заведения в эпоху «великих реформ» вызывали в правительственных кругах мысль об их преобразовании или закрытии. С другой стороны, сопротивление ортодоксальных еврейских кругов и крайняя непопулярность казенных еврейских училищ в широких массах породили ряд ходатайств об их упразднении. В 1861 г. большинство училищ второго разряда было закрыто, во всей России их осталось только пять.

К 1866–67 учебному году казенные еврейские училища по сути дела превратились в казенные русские училища для евреев, что и было закреплено реформой 1873 г., когда училища второго разряда были закрыты, а первого — оставлены лишь там, где русских школ было недостаточно. С 1873 г. казенные еврейские училища первого разряда были преобразованы в «еврейские начальные училища».

Училище в Екатеринославе открылось в1850 году. В начале 1870-х гг. было закрыто, но вскоре открыто вторично по положению 1873 г., как двухклассное. Размещалось в доме, принадлежавшем Зап-Станкевичу (Мичулису).
Дом, в котором размещалось Казенное еврейское училище Здание с интересной архитектурой и деревянной резной дверью, №37 Очень красивый модерн, №43
Дом, в котором размещалось Казенное еврейское училище Здание с интересной архитектурой и деревянной резной дверью, №37 Очень красивый модерн, №43
На углу проспекта Пушкина и ул. Юрия Савченко располагался комплекс екатеринославской ешивы - высшего еврейского учебного заведения.

Ешива открыта в 1908 году по инициативе Пинхаса Гельмана, духовного раввина центральной части города и сторонника сионистского движения. Принимались в ешиву только ученики, прошедшие начальное обучение в хедере или талмуд-торе. Тем не менее, при поступлении проводилось собеседование, во время которого выясняли происхождение и уровень знания Торы.
Сбор пожертвований осуществлял комитет, избираемый из учеников. Из пожертвований выделялись средства на ссуды ученикам и подарки преподавателям.
Раввин Пинхас Гельман и шойхет Е. Альперин добились реорганизации ешивы по новой методике преподавания по системе «иврит на иврите».

Общиной Хоральной синагоги был специально приобретен у евреев Любимских земельный участок на углу улиц Пушкинская и Елисаветградская. В 1911 году на средства купца 2-й гильдии Моисея Юдельсонна было возведено новое здание ешивы (совр. адрес ул. Савченко, 10). Цокольный этаж был занят кухней, столовой для учеников и подсобными помещениями. На первом этаже находился молитвенный зал синагоги с отдельным входом и жилые комнаты для учеников. Третий этаж занимали классы и преподавательская комната.

В 1915 г. рядом со зданием ешивы (совр. адрес пр. Пушкина, 47) был возведен трехэтажный корпус доходного дома, вероятно по проекту С.Виленского. Средства от аренды квартир и магазинов в здании шли в фонд ешивы.
Ешива была закрыта в 1919 году, сегодня (2020) в ее здании размещается библиотека.

Здание ешивы слева, справа - доходный дом Доходный дом ешивы На противоположной стороне перекресток фланкируют сталинки-близнецы
Здание ешивы слева, справа - доходный дом Доходный дом ешивы На противоположной стороне перекресток фланкируют сталинки-близнецы
"Советский ар-деко" Гербы СССР неплохо сохранились
"Советский ар-деко" Гербы СССР неплохо сохранились
На перекрестке с ул. Шмидта (бывш. Гимнастическая) стоит немного пройтись по ней в обе стороны, но недалеко. На Шмидта, 23 еще можно увидеть остатки дома купца Баранова, в котором проживал еврейский поэт Михаил Светлов (Мотл Аронович Шейнкман), который родился в 1903 г. в Екатеринославе. Рядом с домом была стена с мемориальной доской, посвященной Светлову, но она была разрушена после пожара в 2008 г.
Дом, в котором жил Светлов, 2019 Михаил Светлов Мемориальная доска, фото shukach.com
Дом, в котором жил Светлов, 2019 Михаил Светлов Мемориальная доска, фото shukach.com
Во дворе дома по Шмидта, 17 сохранился самый старый действующий фонтан Днепра, за которым заботливо ухаживают местные жители.
Фонтан на Шмидта, 17 Симпатичный дом по Пушкина, 10
Фонтан на Шмидта, 17 Симпатичный дом по Пушкина, 10
На перекрестке пр. Пушкина и ул. Философской тоже есть интересные дома и не менее интересный памятник революционных времен. Саму улицу Философскую оставим напоследок, а пока еще пройдемся немного по проспекту Пушкина.
Бывший кинотеатр "Красногвардеец" Дом на углу и памятник Дом на противоположном углу
Бывший кинотеатр "Красногвардеец" Дом на углу и памятник Дом на противоположном углу
В 1905 г. здесь была расстреляна демонстрация железнодорожников Возможно, самый красивый дом на проспекте, №22 И рядом нечто непонятное, но интересное)
В 1905 г. здесь была расстреляна демонстрация железнодорожников Возможно, самый красивый дом на проспекте, №22 И рядом нечто непонятное, но интересное)
Особый интерес на проспекте Пушкина представляет памятник, собственно, Александру Сергеевичу. Бюст был изготовлен знаменитым еврейским скульптором Ильей (Элиашем) Гинцбургом. В Екатеринославе была еще одна работа Гинцбурга - памятник на могиле И.Оршанского на старом еврейском кладбище, но он, как и само кладбище, не сохранился.

Во время немецкой оккупации бюст поэта спрятал местный еврей, и после войны он был возвращен на историческое место.
Проспект Пушкина, трамвай и памятник Памятник Пушкину, открытка нач. 20 века Памятник Пушкину, 2020
Проспект Пушкина, трамвай и памятник Памятник Пушкину, открытка нач. 20 века Памятник Пушкину, 2020
Возвращаемся к улице Философской. Сперва пойдем по этой улице к ее концу, наверх.
Здание по Философской, 29 когда-то было построено для еврейского детского приюта. Сегодня из всех зданий, принадлежавших различным благотворительным обществам Екатеринослава, по своему первоначальному предназначению, похоже, используется только оно.

В 1900-х годах участок приобрел купец 1-й гильдии Моисей Карпас (подробней о нем на нашей прогулке по Проспекту). Почти сразу после покупки участка он начал на нём крупное строительство. Большое здание в два с половиной этажа изначально строилось в дар еврейской общине Екатеринослава, в 1909 году в нем был открыт сиротский дом Екатеринославского еврейского благотворительного товарищества с собственным начальным училищем. Новый сиротский дом имел от 50 до 100 воспитанников, и содержался на средства благотворительного товарищества и частные пожертвования.

В память основателей сиротскому дому были присвоены имена Моисея и Полины Карпас. Это было выражением благодарности не только за крупное пожертвование, но и за продолжающуюся поддержу приюта. По окладным книгам Городской управы, дом на Философской продолжал числиться за Моисеем Карпасом вплоть до его смерти в 1917 году, а затем перешёл в собственность Полины Карпас. Это означало, что все налоги за землю и здания приюта платили именно Карпасы, снимая эти значительные расходы с небогатого приютского бюджета.

Еврейский сиротский дом пережил несколько погромов в гражданскую войну и был окончательно закрыт советской властью в 1919 году. Однако уже в начале 1920-х годов его деятельность была полностью восстановлена с присвоением названия «Окружной национальный еврейский детский дом №7». В 1930 году он был реорганизован в детдом №4, но национальный характер сохранил.

С 1930 по 1968 годы директором детского дома был Григорий Минаевич Левин. Несмотря на отсутствие финансирования, эвакуацию, откровенную нелюбовь городских властей, он смог превратить свой детский дом в лучший детдом УССР и один из лучших в СССР. Он сумел добиться вложения значительных средств в ремонт зданий. В 1930-е годы главный корпус был надстроен третьим этажом, создан клуб, оборудована собственная семилетняя школа.

Предвоенному бюджету детского дома могли позавидовать некоторые районо - в 1939 году он составлял 500 тысяч рублей. Правда, в основном детдом зарабатывал эти деньги самостоятельно. Левин, сторонник системы Макаренко, добился строительства при нём слесарной, печатной, швейной мастерских, в которых воспитанники могли не только осваивать рабочие профессии, но и выполнять заказы местных артелей. За работу в мастерских воспитанникам начислялась заработная плата. Поэтому, после детского дома они получали отнюдь не скромные средства к началу самостоятельной жизни.

В 1944 году, когда детдом вернулся из эвакуации, его корпуса стояли полностью разграбленные. Всё пришлось начинать заново. Уже к 1946 году еврейский детдом был полностью восстановлен.
В 1960-х годах партия посчитала, что детские дома стране больше не нужны. Днепропетровский детдом №4 был закрыт одним из последних. В опустевших корпусах был открыт специализированный дом-интернат для слабослышащих детей, который занимает их и сейчас.
Бывший еврейский сиротский дом Встреча выпускников, 1950 г. Краеведческий кружок
Бывший еврейский сиротский дом Встреча выпускников, 1950 г. Краеведческий кружок
Подготовка к экзаменам На уроке шитья На уроке шитья, учитель Дора Яковлевна
Подготовка к экзаменам На уроке шитья На уроке шитья, учитель Дора Яковлевна
По адресу Философская, 33 располагался один из клойзов - хасидских молитвенных домов.

В конце 19 века в Екатеринославе в районе Фабрика было основано "Фабричное отделение талмуд-торы". Первое упоминание - 1888 год. На 1904 г. – 3-я талмуд-тора, а номер 2 получило основанное позже отделение на Новых Планах.
С 1911 по 1917 гг. 3-я талмуд-тора размещалась в доме Пузаковых по адресу Философская, 50.
Бывшая талмуд-тора надстроена 2-я этажами Здесь располагался клойз Здание технической конторы "Инженер Платс и Ко", архитектор А.Красносельский
Бывшая талмуд-тора надстроена 2-я этажами Здесь располагался клойз Здание технической конторы "Инженер Платс и Ко", архитектор А.Красносельский
Сохранилась лепнина и керамическая плитка в интерьерах
Сохранилась лепнина и керамическая плитка в интерьерах
Еврейская больница и богадельня в Екатеринославе были основаны в середине 19 века. Больница располагалась на улице, которая получила название благодаря ей - Больничная (совр. Бородинская). Содержалась на средства Моисея Карпаса.

В 1895 г. было принято решение о необходимости постройки новой вместительной больницы. В 1897 г. Городская дума выделила земельный участок для строительства нового комплекса Еврейской больницы на Мандрыковке, но место было отдаленным и очень неудобным. В 1899 г. по ходатайству еврейской общины выделенный под строительство больницы участок на Мандрыковке был заменён на более удобный участок по Философской, 62.

При строительстве был использован проект, разработанный в 1897 г. архитектором Харманским для больничного комплекса, который предполагалось строить в Мандрыковке. В 1900 – 1901 гг. подрядчиком Абрамом Герониусом выполнено строительство комплекса больницы. Финансировал строительство Моисей Карпас.
На 1902 г. в составе комплекса находились: каменный корпус в два с половиной этажа; четыре каменных одноэтажных корпуса; каменный сарай в полтора этажа; деревянный ледник.

В 1920 году реорганизована в городскую больницу. По состоянию на 2019 год от первоначального комплекса сохранился только один 2-этажный корпус.
Возраст корпуса больницы выдает только старинная аутентичная балконная решетка Сохранившаяся историческая застройка верха улицы Философской
Возраст корпуса больницы выдает только старинная аутентичная балконная решетка Сохранившаяся историческая застройка верха улицы Философской
Возвращаемся назад, к началу улицы Философской. По дороге заглянем на ул. Кавалерийскую - здесь сохранился один из немногих в городе домов в стиле украинский модерн. Доходный дом построил инженер Ивану Труба. Рядом был его особняк в таком же стиле, но он не сохранился.
Доходный дом Ивана Трубы, ул. Кавалерийская, 22 Особняк, фото нач. 20 века. Разрушен в 1978 г.
Доходный дом Ивана Трубы, ул. Кавалерийская, 22 Особняк, фото нач. 20 века. Разрушен в 1978 г.
Идем вниз по Философской, пересекаем проспект Пушкина. По адресу Философская, 28 размещался молитвенный дом, или, как указывалось в документах, синагога "Бейт тфила" ("Дом молитвы"). Изначально она располагалась в соседнем домовладении №30, была закрыта в начале 1920-х и затем ненадолго открылась вновь уже рядом, в доме №28. Окончательно закрыта ориентировочно в 1928 году.
Жилой дом по Философской, 22 Бывшая синагога "Бейт тфила"
Жилой дом по Философской, 22 Бывшая синагога "Бейт тфила"
По адресу Философская, 7 находится относительно неплохо сохранившееся здание синагоги "Мишкан Давид" ("Скиния Давида"), построенное в 1899 году. Закрыли эту синагогу относительно поздно по сравнению с другими - в 1932 году. После войны здание перепланировано под жилье.

Дом по Философской, 5 принадлежал еврейским предпринимателям братьям Золотаревским. Здесь размещались, в том числе, контора "Золотаревский и Кац", амбулатория зубных болезней А.М. Бродского, фотомастерская Зельмана Золотаревского.
Синагога "Мишкан Давид". Слева - бывший дом Золотаревских Дом Золотаревских и синагога. Справа виден замурованный вход на женскую галерею Оборотка фотографии из мастерской З.Золотаревского. Фото из коллекции Н.Бусыгиной
Синагога "Мишкан Давид". Слева - бывший дом Золотаревских Дом Золотаревских и синагога. Справа виден замурованный вход на женскую галерею Оборотка фотографии из мастерской З.Золотаревского. Фото из коллекции Н.Бусыгиной
Старинная застройка начала улицы Философской Классика екатеринославского кирпичного стиля
Старинная застройка начала улицы Философской Классика екатеринославского кирпичного стиля
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Друзья, поддержите проект!

Monobank 5375414100684280