Знакомство с еврейским Екатеринославом

Днепр Еврейский. Прогулка 1

Один из снесенных корпусов на участке по Баррикадной, 15, 1990 год. Обратите внимание на резную дверь Вилла "Барселона" - прикольный домик в духе деконструктивизма. В интернетах брешут, что якобы здесь живет раввин. Раввин, правда, об этом не знает) А керамической плиткой можно не только ванную обкладывать)
Один из снесенных корпусов на участке по Баррикадной, 15, 1990 год. Обратите внимание на резную дверь Вилла "Барселона" - прикольный домик в духе деконструктивизма. В интернетах брешут, что якобы здесь живет раввин. Раввин, правда, об этом не знает) А керамической плиткой можно не только ванную обкладывать)
Этот район - старейший в городе, на карте 1751 г. он уже был обозначен как казацкая слобода Половица; постепенно ее поглотил наступающий со стороны Соборной площади Екатеринослав.   
Нашу прогулку начнем с угла проспекта и улицы Баррикадной. В 1905 здесь произошла стычка между студентами и властями, когда улица еще называлась Кудашевской.

Начинается улица с бывшего доходного дома, принадлежавшего купцу Хаиму Розенбергу. Соседний дом, по проспекту Яворницкого, принадлежал ему же. Розенберг был владельцем лесной пристани, популярного бизнеса в Екатеринославе. Его доходный дом по Баррикадной, 2 связан со многими еврейскими жильцами и магазинами, но наиболее известным его постояльцем был, бузусловно, казенный раввин Екатеринослава Шмарьягу Левин.
Шмарьягу Левин
Шмарьягу Левин
Через арку в здании по Баррикадной, 3 можно попасть к развалинам бывшей табачной фабрики, которую основал в 1856 г. караим Иосиф Джигит. В 1885 году в наследство вступили его сыновья Давид и Илья, и предприятие получило название Торговый Дом «Братья И. и Д. Джигит». Кроме производства табака, братья занимались бакалейной и винной торговлей.
Баррикадная, 3. В доме жил Израиль Маркович Чухман, директор 1-й Талмуд-Торы Руины фабричных построек Лестничная площадка на Баррикадной
Баррикадная, 3. В доме жил Израиль Маркович Чухман, директор 1-й Талмуд-Торы Руины фабричных построек Лестничная площадка на Баррикадной
Также на Кудашевской, 12 в здании, которое принадлежало Канцельсону, действовала сионистская синагога "Огель Моше", открытая по инициативе Михаэля Майданского и названная в честь Моше Монтефиоре. Затем здесь же находилась синагога "Поалей Цедек" ("Праведный работник"). В соседнем доме проживал казенный раввин Мендель Брунштейн, сменивший на этом посту Шмарьягу Левина. Сегодня на месте этих домов - недостроенный очередной торговый центр. А напротив (Баррикадная, 11) сохранился дом, принадлежавший издателю и книготорговцу Иосифу Шаферману.
Улица Якова Самарского раньше была Приказной. Самое интересное здание расположено в начале улицы; кроме модерновых орнаментов, оно примечательно еще одним аспектом - строители позаботились о том, чтоб изменить нумерацию было крайне проблематично.
Дом №2 по ул. Якова Самарского Местный долгожитель
Дом №2 по ул. Якова Самарского Местный долгожитель
Одна из самых интересных частей города. Самый центр, что тут еще сказать. Наш сегодняшний маршрут будет пролегать по историческому району справа от проспекта Яворницкого:

Баррикадная (Кудашевская) - Якова Самарского (Приказная) - Шолом-Алейхема (Еврейская) - Магдебургского права (Гостинная, Гопнер) - Харьковская - Липинского (Торговая, Караимская, Ширшова) - Глинки (Упорная) - Коцюбинского (Иорданская) - Европейская (Железная, Миронова) - Центральная - Владимира Мономаха (Московская) - Воскресенская (Клубная, Проточная, Ленина)

Карта с расположением объектов
Дом Иосифа Шафермана на Кудашевской, 11 У въезда в арку сохранились специальные столбики, предохранявшие стены от колес телег Реклама Шафермана в Екатеринославском адрес-календаре за 1912 год
Дом Иосифа Шафермана на Кудашевской, 11 У въезда в арку сохранились специальные столбики, предохранявшие стены от колес телег Реклама Шафермана в Екатеринославском адрес-календаре за 1912 год
Восстановленный фасад Как видим, восстановление не совсем точное, пропорции немного не те Та самая дверь (вторая справа на старой фотографии)
Восстановленный фасад Как видим, восстановление не совсем точное, пропорции немного не те Та самая дверь (вторая справа на старой фотографии)
На Баррикадной, 13 есть очень интересный домик. Здесь было последнее место жительства в городе главного раввина Екатеринослава Леви Ицхака Шнеерсона, отца 7-го Любавичского Ребе. Он приехал в Екатеринослав в 1907 году, а в 1909 был выбран духовным раввином одной из частей города. После революции должность казенного раввина была упраздена, а в1921 году умер второй духовный раввин Пинхас Гельман. Таким образом, Шнеерсон становится главным раввином Екатеринослава-Днепропетровска, и оставался им до 1939 года. В 1939 был обвинен в антисоветской деятельности и чудом избежал расстрела, во многом благодаря давлению зарубежной общественности. Шнеерсона выслали в Казахстан, где он и умер в 1944 году.
Также при строительстве "Ступеней" были снесен дом №15 на углу Баррикадной и Самарского. Вообще, изначально это было целое домовладение, на котором размещалось 5 разных зданий, принадлежало оно на 1912 год Лейзеру Грейсу. В 1911 году в доме №15 находилась канцелярия казенного раввина Менделя Бруштейна. После того, как она переехала в дом Добрускина на Первозвановской, в здании разместилось духовное правление Хоральной синагоги, и пребывало здесь вплоть до революции.
Домовладение по Баррикадной, 4 также было еврейским. Изначально оно принадлежало семье Соколовских (известно имя одной из владельцев - Мирьям Соколовская), а затем перешло к купцу Израилю Моцкину, совладельцу кирпичного завода и казначею синагоги "Бейт га-Мидраш га-Яшан" (Старый бейт-мидраш, нах. около Хоральной синагоги). Интересно, что ранее Моцкин жил по соседству, в доме Розенберга.
Кирпич с клеймом завода Моцкина и Когана
Кирпич с клеймом завода Моцкина и Когана
Открытки с видами Екатеринослава издательства И.Шафермана
Интересно, что синагога оказала влияние и на название улицы, на которой она расположена. Раньше эта улица называлась Еврейской, а при советской власти получила имя еврейского писателя Шолом-Алейхема.

Размещались тут и другие интересные объекты, например, дом Рабинова (Шолом-Алейхема, 5) - одно из первых каменных зданий в этом районе. Более известно оно по имени своего следующего владельца, бахмутского купца Ильи Евсеевича Кауфмана. В доме Кауфмана располагалась собственно контора хозяина, его же склады, а также магазин моды Гуревича, парикмахерская Фингарета, стоматологический кабинет Иориш и жилые квартиры. В 2006 году дом надстроили и типа отреставрировали исторический фасад.

За зданием Бейт-Ханы, на Успенской площади, 5, стоит бывший дом Давида Пчелкина. Он создан по проекту известнейшего архитектора Екатеринослава - Дмитрия Скоробогатова. Несмотря на классическое имя, евреем купец первой гильдии не был, зато был церковным старостой Успенской церкви. Жил, так сказать, рядом с работой, чтоб на проезд лишний раз не тратиться) Если Вы помните, в прошлый раз мы говорили об учителе пения Шаргородском, который жил по соседству с Талмуд-Торой, местом своей работы. Но в своей лени Пчелкин наверняка Шаргородского превзошел - прямо напротив его дома в церковном заборе была проделана специальная калитка, через которую староста приходил исполнять свои служебные обязанности. Но ему простительно: купец - человек занятой, кроме того, Пчелкин некоторое время был городским головой Екатеринослава. Именно при нем было инициировано строительство первого в городе водопровода.

Инициалы Давида Пчелкина на щите над входом с чьей-то легкой руки стали расшифровываться как "публичный дом", видимо, мысль сию навеяли держащие щит амурчики...
Дом Пчелкина Амурчики
Дом Пчелкина Амурчики
Дом Кауфмана, 1990 год Реставрация по технологии "фасадизм". Звучит скверно, выглядит также Реклама магазина Гуревича в адрес-календаре 1910 года
Дом Кауфмана, 1990 год Реставрация по технологии "фасадизм". Звучит скверно, выглядит также Реклама магазина Гуревича в адрес-календаре 1910 года
От синагоги мимо покойной табачно-швейной фабрики мы поднимемся до пересечения улиц Магдебургского права и Харьковской. 
Улица Гостиная (или Гостинная, использовались оба варианта) получила название благодаря Гостиному ряду, построенному между Московской и Харьковской в 1860-х по проекту архитектора Андрея Достоевского, брата известного писателя. После революции улица получила имя Серафимы Гопнер, а недавно почему-то стала называться улицей Магдебургского права, которого в Екатеринославе никогда не было.

В 1847 году на улице Гостинной открылся первый в городе каменный театр, построенный еврейским купцом Абрамом Луцким. В 1885 году он был перестроен в жилой дом, который принадлежал еврейской семьи Золотаревских (Магдебургского Права, 1).
Моше Золотаревский принимал активное участие в сионистском движении после февральской революции 1917 года. Организатор спортивного общества "Маккаби". В начале 1920-х он выехал в Эрец-Исраэль и взял фамилию Офир. Служил в "Хагане" и был одним из командиров в Яффо во время войны за освобождение. Моше Офира избрали председателем общества филателистов Израиля, им же основано общество выходцев из Екатеринослава - Днепропетровска.
После войны дом Золотаревского был полностью перестроен.

Рядом, на Магдебургского Права, 3 - еще один дом, принадлежавший еврейским владельцам (Эренбург и Бейлин). Классический образец екатеринославского кирпичного стиля, один из немногих, сохранившихся в центре.
Доходный дом Джигита Медальоны с инициалами собственника
Доходный дом Джигита Медальоны с инициалами собственника
Дальше Харьковская пересекает улицу В. Липинского. Еще недавно она называлась Ширшова, а вот совсем давно была Торговой и Караимской; эти старые названия могут дать некоторое представление о характере улицы. На ее углу размещалась гостиница "Континенталь" с роскошным портиком, поддерживаемым двумя кариатидами. И еще по ней раньше ходил трамвай, конечная остановка которого была на улице Иорданской (совр. Коцюбинского)
Трамвай заворачивает на Торговую. На месте здания слева сегодня "Пассаж" Гостиница "Континенталь" Сегодня на месте отеля такая вот сталинка
Трамвай заворачивает на Торговую. На месте здания слева сегодня "Пассаж" Гостиница "Континенталь" Сегодня на месте отеля такая вот сталинка
Возвращаемся и идем дальше по Харьковской. По правую сторону пока еще стоят руины одного из крупнейших сооружений Екатеринослава - доходного дома Померанца (или Померанцева). Кому точно принадлежал дом №6, неясно. В одном из источников упоминается староста синагоги "Ойрах Моше" Я.Померанец, но никаких сведений об этой синагоге нет, как и о самом Померанце. В справочнике 1912 года есть реклама торгового дома "Инженер С.Я. Тульчинский и С.О.Померанц", а также в городе проживали управляющий Екатеринославской контрольной палатой коллежский советник Дмитрий Померанцев и преподаватель 1-го реального училища Николай Померанцев.
Доходный дом Померанцева Пару десятков лет назад
Доходный дом Померанцева Пару десятков лет назад
Возвращаемся назад, на улицу Шолом-Алейхема, к центральной синагоге и главному входу в Менору. О еврейской истории Днепра мы еще поговорим в другой раз, сейчас же просто отметим, что к концу 19 века евреи составляли 36% жителей города, и история эта, естественно, очень насыщенная.
Сегодня Днепр называют "еврейской столицей" Украины, и не зря. Не случайно именно здесь был возведен грандиозный культурно-деловой центр "Менора". Он был открыт в 2012 году, и является крупнейшим в мире еврейским комплексом с общей площадью около 50 000 кв.м. Менора стала одной из главных туристических достопримечательностей Днепра. Автором проекта Меноры, включая реконструкцию дома Пчелкина, является один из самых известных зодчих современного Днепра - Александр Сорин.
Менора и Золотая Роза
Менора и Золотая Роза
А сердцем комплекса является синагога "Золотая Роза", главный еврейский храм города. Деревянная синагога на этом месте существовала с 1800 года. Во пожара в 1832 году она сгорела. По легенде, синагога загорелась в Шабат, и евреи не могли тушить пожар, чтобы не нарушить религиозные законы. А соседи рвения в помощи евреям ожидаемо не проявили.

Строительство нового здания синагоги было поручено купцу 1 гильдии Леону Кранцфельду, но вскоре он поругался с раввином и бросил работу. Продолжил ее другой купец, Трояновский. Он возвел над зданием каменный купол на 4 колоннах, но они не выдержали нагрузки и начали разрушаться. В итоге купол разобрали и заменили на деревянный, но заканчивал работы уже третий подрядчик - Вульф Заславский. Полностью строительство Большой синагоги было завершено только в 1852 году.
Справа от синагоги - бейт-мидраши Кранцфельда. Видно звезду Давида над входом Синагога в качестве Клуба швейников Интерьер молельного зала
Справа от синагоги - бейт-мидраши Кранцфельда. Видно звезду Давида над входом Синагога в качестве Клуба швейников Интерьер молельного зала
Харьковская - старейший топоним Днепра, ни разу не изменявшийся за всю историю города. Донедавна с ним могла поспорить улица Московская, но теперь такого названия на карте города нет.

На пересечении с улицей Магдебургского Права друг напротив друга стоят два роскошных бывших доходных дома. Один из них (Магдебургского Права, 2) принадлежал богатому купцу Берко Айзиковичу Штейну, затем перешел по наследству его старшему сыну, купцу 2-й гильдии Бенциону Штейну. Здание на смежном участке, выходившее фасадом на Екатерининский проспект, также принадлежало Штейнам, но оно до наших дней не сохранилось.
В построенном в 1901 году доме некоторое время проживала революционерка Серфима Гопнер. Гопнер, как легко догадаться, также была еврейкой. Некоторое время занимала пост секретаря ЦК Компартии Украины. В ее честь и была переименована улица Гостинная.
Напротив (Магдебургского Права, 4) располагался участок, принадлежавший караимской семье Джигит, о которой мы говорили на прошлой прогулке. Купец 1-й гильдии Иосиф Джигит, племянник основателя табачной фабрики, в 1897 году проводит серьезную ее реконструкцию и объединяет участок по улице Гостинной с участком по параллельной улице Кудашевской. Он строит 3-этажный доходный дом, в котором размещается 2 магазина, его собственная квартира в 10 комнат, занимавшая весь 2 этаж, и папиросное отделение фабрики на 3 этаже. Возле дома был мраморный бассейн с фонтаном. Сама табачная фабрика занимала 3 корпуса на этом же участке.

Фабрика Джигита обанкротилась в 1913 году, а после революции в ее корпусах разместили швейную фабрику им. Володарского. Вскоре здесь был возвели новый корпус на углу улиц Гостинной и Шолом-Алейхема, в который встроили бывший доходный дом Иосифа Джигита.

Сейчас огромный корпус фабрики Володарского стоит заброшенный. Одно время руководство еврейской общины рассматривало вариант его покупки с целью реконструкции под жилой дом для еврейских семей. Это было бы очень иронично и не менее символично: фабрика отобрала у евреев синагогу для своих нужд, но в конечном итоге ситуация изменилась диаметрально...
В центре слева можно увидеть дом Золотаревских до перестройки Дом Бейлин-Эренбург. Доходный дом Золотаревского слева от него
В центре слева можно увидеть дом Золотаревских до перестройки Дом Бейлин-Эренбург. Доходный дом Золотаревского слева от него
3-этажный доходный дом Джигитов встроили в корпус швейной фабрики В интерьере даже парочка атлантов сохранилась Бывший корпус табачной фабрики
3-этажный доходный дом Джигитов встроили в корпус швейной фабрики В интерьере даже парочка атлантов сохранилась Бывший корпус табачной фабрики
Фотография 1990  года Вывеску с фамилией Гопнер еще не сменили, но деревянные двери уже пропали В картушах над окнами можно увидеть букву "Ш" - Штейн
Фотография 1990 года Вывеску с фамилией Гопнер еще не сменили, но деревянные двери уже пропали В картушах над окнами можно увидеть букву "Ш" - Штейн
Дом напротив (Харьковская, 3) принадлежал все той же семье Джигит, о чем говорит буква "Д" в медальонах под его окнами. Интересен декор здания - серьезного вида усатые, но безбородые мужики больше не встречаются на сохранившихся старинных домах Екатеринослава. Вероятно, здесь есть национальный подтекст, и маскароны должны были изображать караимских воинов.

В здании располагалась "Специальная лечебница болезней горла, уха, носа и ингаляторий", которую содержал врач Моисей Ильич Болоховский. Болоховский долгое время был председателем Городского общественного собрания - своеобразного еврейского аналога Земской управы.
Следующий дом по Харьковской, 5 также довольно интересен. Домовладение изначально принадлежало семье еврейского купца Кравцова, но в 1877 году его покупает другой купец, поверенный фирмы "Меер Зусман и сыновья" Михаил Майданский.
Майданский был личностью весьма неординарной. Купец 2-й гильдии, член правления Екатеринославского коммерческого банка, талмуд-торы и еврейской больницы, гласный Городской Думы, некоторое время занимал пост ученого Хоральной синагоги. В то же время он являлся лидером екатеринославских сионистов, главой городского отделения сионистской организации «Ховевей Цион». Активно поддерживал Усышкина, который поселился в Екатеринославе в 1891 году. По инициативе Майданского была открыта сионистская синагога «Огель Моше», названная в честь Моше Монтефиоре.
Михаэль Майданский
Михаэль Майданский
За последние годы Харьковская на участке между улицами Магдебургского Права и Глинки перестроилась основательно, старых домов здесь почти не осталось. Известно, что дом на углу Харьковской и Глинки принадлежал Ефиму Осиповичу Чуюну, который был габаем караимской кенасы.
Что же касается участка Харьковской за улицей Глинки, то здесь снесено полностью все. С одной стороны построен ТРК "Мост-сити", с другой - странный ТЦ "Кубометр".
Четная сторона Харьковской На месте этих домиков сегодня стоит ТРК "Мост-сити"
Четная сторона Харьковской На месте этих домиков сегодня стоит ТРК "Мост-сити"
Такой замечательный комплекс был на нечетной стороне улицы Теперь на этом месте загадочный ТЦ, построенный из морских контейнеров
Такой замечательный комплекс был на нечетной стороне улицы Теперь на этом месте загадочный ТЦ, построенный из морских контейнеров
Особый интерес заключается в том, что в доме Пчелкина практически полностью сохранились детали интерьера, это уникальный в городе случай.
Сегодня дом Пчелкина соединен с Менорой и является частью этого комплекса. Мог ли себе такое представить уважаемый купец?
Интерьер Дома Пчелкина
Интерьер Дома Пчелкина
Улица Глинки когда-то называлась Упорная. Название пошло из-за того, что она была тупиковой и упиралась в улицу Московскую. Но сейчас мы пойдем по ней до улицы Коцюбинского, которая когда-то называлась Иорданской. В конце улицы находился лесопильный завод, принадлежавший еврею Шапиро. Сегодня улица Коцюбинского ведет на Новый мост через Днепр, и является продолжением улицы Шолом-Алейхема, по которой мы уже гуляли.

Под этим наружным "козырьком" и проходят все коммуникации Она почти не изменилась, только окна замуровали Интерьер восстановлен максимально точно по старым фотографиям
Под этим наружным "козырьком" и проходят все коммуникации Она почти не изменилась, только окна замуровали Интерьер восстановлен максимально точно по старым фотографиям
Возвращаемся назад и идем по улице Глинки до пересечения с улицей Европейской. Перед перекрестком по правую сторону расположилось самое, наверное, красивое здание города - бывший доходный дом богатой еврейской семьи Шабад (Глинки, 12). Из сохранившихся документов известно, что Шабад совместно с Коганом владел фабрикой металлических изделий и стальных лопат, которая находилась на улице Птербургской (совр. Ярослава Мудрого). Б.Шабад исполняла обязанности секретаря "Общества попечения о детях евреев". Э.Шабад также занимался благотворительностью и жертвовал деньги на "Общество пособия бедным евреям г. Екатеринослава". К сожалению, имена Шабадов не известны, только инициалы.
Доходный дом Кузьмицкого
Доходный дом Кузьмицкого
А на улице Коцюбинского мы увидим один замечательный и очень удивительный нюанс. Торгово-развлекательный центр "Мост-сити" возведен на территории старого исторического квартала, который был полностью снесен. Но! Из всего квартала сохранилось одно-единственное здание на Коцюбинского, 7, в котором располагалась маленькая старая синагога. Еврейской общине предлагали вместо него множество других вариантов, но они не были приняты. Сегодня этот островок из прошлого буквальным образом спрятался внутри грандиозного современного комплекса. Причем, что интересно, над синагогой даже не проходят никакие коммуникации - все кабеля специально вынесены наружу.

Синагога уникальна не только своим размещением. Во-первых, это одна из двух синагог первых десятилетий 20-го века, в которой молились по нусаху ашкеназ. Нусах - это набор молитв, употребляемых в той или иной общине. Основные молитвы у всех евреев одинаковые, но второстепенные могут варьироваться - как сами молитвы, так и порядок их произношения. Казалось бы, в Екатеринославе, как и во всей Российской империи и Польше, все евреи - ашкеназы, тут никогда не было сефардов (ашкеназы - выходцы из Гнрмании, сефарды - выходцы из Испании). Но дело в том, что к тому времени большинство синагог стали хасидскими, а хасиды свой нусах создавали именно на основе сефардского, более "каббалистического". В некоторых документах синагога даже упоминается под названием "Ашкеназ".
ТРЦ "Мост-сити" стоит на месте целого старинного квартала Раньше на этом углу располагалась гостиница и ресторан Стрельцова От ресторана осталась только реклама
ТРЦ "Мост-сити" стоит на месте целого старинного квартала Раньше на этом углу располагалась гостиница и ресторан Стрельцова От ресторана осталась только реклама
Но самое главное все же то, что эта синагога оставалась действующей на протяжении всего времени своего существования, с перерывом на время немецкой оккупации - а этим могут похвастаться всего несколько синагог на территории бывшего СССР.
Синагога уже действовала в 1880 году. В 1934 году, после закрытия всех городских синагог, остается единственной в городе. После ареста в 1939 году раввина Леви Ицхака Шнеерсона были также арестованы члены правления и многие сотрудники, в т.ч. 2 шойхета и шамес.
После войны в 1946 году синагога открыта вновь. "Днепровская энциклопедия" приводит интересный факт: в 1950 году после "разъяснительной работы" с местными евреями в синагогу сданы 7 свитков Торы, которые использовались в подпольных миньянах в частных домах. Миньяны там, соответственно, перестали собираться.
До 2000 года, когда общине вернули бывшую Большую синагогу, эта синагога оставалась центром еврейской жизни Днепропетровска, здесь был офис главного раввина Шмуэля Каминецкого. Сегодня в здании планируется разместить реабилитационный центр для бывших заключенных-евреев.
Расположенный на улицах Глинки и Коцюбинского "Автопорт" - работа еврейского архитектора Александра Дольника, автора реконструкции "Золотой Розы" и большинства значительных сооружений современного Днепра. Он же разрабатывал проект соседнего бизнес-центра "Призма", включавший реконструкцию исторического фасада бывшего доходного дома Герша Когона по адресу Глинки, 7. Из многих зданий, реконструированных по технологии "фасадизм", этот проект, на мой взгляд, самый симпатичный.
В доходном доме было 48 комнат, получивших название "номера Когона". В 1914 году Когон продал здание Бейле Певзнер, которая устроила здесь гостиницу "Большая купеческая". Через 2 года Певзнер сдала гостиницу под размещение еврейской мужской гимназии М.Кохановского и детского сада Л.Кохановского.
БЦ "Призма"
БЦ "Призма"
Доходные дома Розенберга Дом по Баррикадной, 2 Дом по проспекту Яворницкого
Доходные дома Розенберга Дом по Баррикадной, 2 Дом по проспекту Яворницкого
Казенный раввин - должность государственная, на нее обычно назначали лояльного правительству человека, который не всегда досконально разбирался в религиозных вопросах и, как следствие, авторитета в общине не имел. Галахическими вопросами занимался выборной т.н. "духовный" раввин, официально числившийся помощником казенного раввина (в Екатеринославе таких духовных раввинов всегда было несколько одновременно). Но иногда и казенный равин пользовался заслуженным уважением, и одним из них был Шмарьягу Левин.

Левин был очень разноплановой личностью и самым неординарным казенным раввином Екатеринослава за всю его историю. Доктор философии Кенигсбергского университета и член Екатеринославского научного общества, участник трех сионистских конгрессов и депутат 1-й Государственной Думы Российской империи, член попечительского совета Талмуд-Торы в Екатеринославе и член правления Техниона в Хайфе. Должность казенного раввина Екатеринослава Левин занял в 1899 году. По его инициативебыла построена новая миква на улице Банной, создана библиотека-читальня при Хоральной синагоге. Как видно из послужного списка, надолго он в городе не задержался, но след в нем оставил яркий. В 1904 году Шмарьягу Левин переехал в Вильно (совр. Вильнюс, Литва). 
Проживали здесь и некоторые интересные личности - например, духовный раввин и глава раввинского суда Биньямин Вольф Закгейм и врач Гольдштейн, лечивший пациентов с помощью гипноза.

Домовладение состояло из 2-х корпусов доходных домов, служебного корпуса и флигеля. Один из корпусов был разрушен во время войны, все остальное сегодня сильно перестроено.
Один из доходных домов и служебный корпус (справа), 1990 г. Сейчас свободного доступа к домовладению нет Флигель, 1990 год. Сейчас сильно перестроен, и двери, естественно, тоже пропали
Один из доходных домов и служебный корпус (справа), 1990 г. Сейчас свободного доступа к домовладению нет Флигель, 1990 год. Сейчас сильно перестроен, и двери, естественно, тоже пропали
Не менее интересна и история дома. Во время строительства бизнес-центра "Ступени" он был полностью снесен. Как-то раз к прорабу подошел старый еврей и предложил 100 долларов за входные двери из этого дома - довольно большие деньги. Информация дошла до заказчика объекта, он заинтересовался, что же такого ценного в этой двери. Когда выяснилось, что это бывший дом раввина Шнеерсона, знаковой фигуры для днепровской еврейской общины, было принято необычное решение - восстановить исторический фасад здания. А легендарная дверь хранится в своеобразном мини-музее в вестибюле бизнес-центра.
Мемориальная табличка
Мемориальная табличка
С конца 19 века синагога становится Хоральной, по примеру многих синагог в больших городах, где были сильны идеи просвещения - Гаскалы.
 
Леон Кранцфельд, бросивший строительство Большой синагоги, в 1846 году за свой счет возвел рядом с ней двухэтажное здание нового молитвенного дома. Первый этаж получил название "Бейт га-мидраш га-тахтон" (Нижний дом учения), а второй - "Бейт га-мидраш га-эльйон" (Верхний дом учения). Иногда Верхний еще называли Старым, но чаще всего оба бейт-мидраша именовались просто: синагога "Верхний этаж" и синагога "Нижний этаж".

В советское время здание Хоральной синагоги было перестроено, исчез купол и боковые башни. Здесь размещался клуб швейной фабрики им. Володарского, Дом культуры, склад; и только в 1996 году синагогу вернули еврейской общине. С этого момента возникает название "Золотая Роза" - по аналогии с самой известной синагогой Львова. Ввел это название в обиход старейшина еврейской общины Аркадий Шмист. В 2000 синагога была отреставрирована, а автором проекта реставрации стал Александр Дольник. На месте "этажных" бейт-мидрашей сегодня стоит "Менора".
Синагога и Успенская церковь на открытке еврейского издателя Браиловского Хоральная синагога, кон. ХІХ в. Синагога сегодня
Синагога и Успенская церковь на открытке еврейского издателя Браиловского Хоральная синагога, кон. ХІХ в. Синагога сегодня
Сын Михаила Майданского Иона стал известным в городе инженером и строительным подрядчиком, один из построенных им объектов - соседний доходный дом Джигита, о котором мы только что говорили.

Сам дом Майданского примечателен разным оформлением фасадов. Окна фасада, выходящего на Харьковскую, имеют прямоугольное обрамление, а окна верхнего этажа со стороны улицы Липиского увенчаны килевидной аркой.
В 1920-х в этом здании работал детский еврейский клуб им. III Интернационала.

Дом Майданского со стороны Харьковской Со стороны улицы Липинского
Дом Майданского со стороны Харьковской Со стороны улицы Липинского
В квартире Кохановских располагался один из 3 в городе пунктов приобретения шекелей - ежегодного членского  взноса в центральную кассу Сионистской организации. Взнос равнялся одному франку, одной марке, половине доллара, сорока копейкам (перед Первой мировой войной - пятидесяти копейкам) и т. д.
Шекель также служил удостоверением при выборах делегатов на сионистские конгрессы. Количество делегатов от определенного региона или страны рассчитывалось из числа проданных там шекелей: каждые двести обладателей шекеля избирали одного делегата. Эрец-Исраэль имел привилегию "двойного шекеля", то есть двойного представительства перед странами диаспоры. В 1968 г. 27-й конгресс, приняв решение о предоставлении каждой стране права вводить свою систему выборов на Сионистский конгресс, отменил шекель в качестве обязательного института, передав этот вопрос на усмотрение местных организаций.
Глинки,7. Фото 1990 года Типа сосхранили аутентичность Автопорт
Глинки,7. Фото 1990 года Типа сосхранили аутентичность Автопорт
В доме Шабада располагался магазин Гинцберга, который торговал всяким железом, производимым, по-видимому, на шабадовском предприятии.
И обратите внимание на металлическое весло в руках у тетки на фронтоне. Нет никаких сомнений, что выпущено оно на той же "фабрике стальных лопат")
Прямо напротив дома Шабадов находится еще один бывший доходный дом, принадлежавший Кузьмицким. Позже в нем размещалась частная гимназия Ветроградова, а сегодня - театральное училище. После войны дом восстановлен архитектором Марком Шнеерсоном.
Доходный дом Шабада
Доходный дом Шабада
Местный аналог "Девушки с веслом" Реклама магазина Гинцберга
Местный аналог "Девушки с веслом" Реклама магазина Гинцберга
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Специальный проект журнала
92109