Чечельник
Винницкая область
|
|
|
Большая синагога |
|
|
|
|
|
Еврейское прошлое местечка нашло отражение в местных топонимах |
Когда-то еврейская улица возле синагоги |
Автостанция |
Чечельник, 2012, 2015
Чиновники Великого княжества Литовского, составлявшие в середине XVI в. хозяйственное описание (люстрацию) земель Брацлавского повета, однажды вывели на чистую воду некоторых владельцев имений, «которые называют себя боярином-шляхтой, не будучи боярином-шляхтой, и неизвестно откуда пришли». Среди самозванцев упомянут Грицько Чечель, незаконно присвоивший земли на юге Брацлавского повета.
В начале XVII в. семейство Чечелей уже имело все права польских шляхтичей. По-видимому, тогда же Чечелями было основано поселение Чечельник на реке Савранке. На картах Украины 1648 г. и Брацлавского воеводства 1650 г., составленных французским военным строителем Гийомом Бопланом, Чечельник обозначен как укреплённый город под названием Чачаник.
В 1635 г. поселение получило городские права, а постановление польского сейма обязало всех купцов, торгующих винами Валахии и Молдавии, провозить их через Чечельник под страхом конфискации товара и взимания штрафа.
В 1939 г. здесь проживало 1327 евреев (66% населения).
До оккупации Чечельника из него успели эвакуироваться несколько десятков еврейских семей, многие мужчины были призваны в армию.
В один из августовских дней 1941 г. нацисты согнали евреев на центральную площадь, установили перед толпой пулемёты, потребовали выдачи большевиков и, готовя растрел, заставили нескольких человек копать яму. Неожиданный приезд немецкого офицера прервал подготовку к акции уничтожения. Своё чудесное спасение евреи связывали с личностью действовавшего в этих местах легендарного партизана Калашникова, якобы появившегося вдруг переодетым в немецкую форму. Это был, пожалуй, последний герой местечкового фольклора, порождённый страхом и надеждой евреев Транснистрии. По другой версии, в местечко своевременно прибыл кто-то из представителей румынского оккупационного начальства.
До осени 1941 г., пока не было создано оккупационное управление, в местечке происходили грабежи магазинов, насилия и издевательства над евреями нередко заканчивались убийством. В одном из погромов участвовали и празднично одетые крестьянки. Многие еврейские семьи попытались эвакуироваться, однако было уже поздно, и большинство беженцев вернулись обратно.
Гетто было организовано в еврейских кварталах на территории современных улиц Калинина, Ленина и К. Маркса. В нём разместилось около 1000 евреев Чечельника, а также евреи из Кодымы и Песчанки, спасшиеся от расстрелов и депортации в лагерь уничтожения, находившийся в селе Доманевка (Николаевская область). Всем евреям было предписано носить на одежде жёлтую шестиконечную звезду.
Осенью 1941 г. в Чечельник прибыло более тысячи евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины. У некоторых из них были с собой драгоценности и золото, и взятки, даваемые из этих средств представителям румынской администрации, нередко спасали всех обитателей гетто.
В январе 1943 г. в Чечельник стала регулярно поступать материальная помощь из Бухареста, была открыта столовая для детей и нуждающихся. Тем не менее в перенаселённом гетто свирепствовали голод, тиф и другие инфекционные заболевания, из-за чего скончалось около половины депортированных. Служащие украинской полиции и случайно попадавшие в местечко солдаты немецкой армии не упускали возможности поиздеваться над евреями.
В начале 1942 г. в лесу у села Куренёвка Чечельницкого района, в деревянном здании бывшего старообрядческого монастыря были заживо сожжены несколько сотен евреев из Бессарабии и Буковины (каменные руины монастырской церкви разобрали после войны).
В колхозных конюшнях села Жабокричка (Каташинский сельсовет Чечельницкого района) были размещены сотни румынских евреев, многие из них погибли уже зимой 1941/42 гг.
Евреи Чечельника знали об акциях уничтожения в окрестных сёлах и местечках, и все эти годы они жили в страхе перед расправой.
В гетто действовала подпольная группа, осуществлявшая связь с партизанами.
После войны общинная жизнь в местечке восстановилась, но евреи стали постепенно выезжать в Израиль, США и другие страны. В 1950 г. умер последний "чечельнике ребе" - рабби Борух, праправнук рабби Моше Цви из Саврани. Сегодня евреи в Чечельнике не проживают.
|
|
|
Костел св. Иосифа, построен в 1751 г. князем Любомирским |
На католическом кладбище стоит часовня, возведенная в нехарактерном для Подолья романском стиле |
Часовня принадлежала роду Собанских |
|
|
|
|
| Старинное еврейское кладбище |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клариси Лиспектор |
Мемориальная доска на здании библиотеки в Чечельнике |
|
Есть на Подолье парочка удивительных штетлов. Не, понятно, что удивительными штетлами Подолья уже никого особо и не удивишь, но эти стоят особняком. Старинное местечко Чечельник и возникшее около него позже село Рогузка-Чечельницкая в конце 18 - начале 19 веков по очереди успели побыть административными центрами уезда, и в этом, в общем-то, ничего необычного нет. А вот интересно здесь то, что уездный город носил всегда одно и то же имя - Ольгополь. И это имя "переезжало" вместе со статусом города!
Евреи жили в Чечельнике с начала 17 века. Раввин Шмуель Файвиш бен Натан, автор хроники времен хмельниччины "Тит Гаявен" ("Непролазная грязь"), в своей работе упоминает об уничтожении еврейской общины города Чельник - по всей видимости, имелся в виду именно Чечельник.
По переписи населения 1765 года в местечке было зарегистрировано 545 евреев. Эпидемия чумы, свирепствовавшая на Подолье в 1770-1771 гг., а также нападения гайдамаков значительно сократили численность общины - в 1776 году здесь проживало только 183 еврея; однако, к концу 18 века, еврейское население вновь выросло. В большой мере способствовало этому изменение статуса местечка, вызванное, в свою очередь, глобальными политическими изменениями.
В 1793 году, после Второго раздела Речи Посполитой, Чечельник, как и все Подолье, оказался под властью Российской империи. Во время поездки по свежеприобретенной территории Екатерина ІІ изъявила желание переименовать один из поселков в честь своей внучки, великой княжны Ольги Павловны. Подсунуть какое-нибудь забитое село императрице не рискнули, поэтому выбор пал на самое большое местечко края. Так Чечельник стал Ольгополем. В 1795 году был организован новый уезд, центром которого, естественно, стал облюбованный царицей Чечельник-Ольгополь.
Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал... В 1812 году уездный центр вдруг было решено перевести в соседнюю Рогузку. Скорее всего, инициатором такого решения стал генерал-фельдмаршал Иван Гудович, которому Чечельник был подарен Екатериной и принадлежал до тех пор, пока не получил столичного статуса местечкового масштаба. Вероятно, генерал и уговорил императора Александра вернуть ему бывшие владения - к тому времени Гудович был московским градоначальником, членом Государственного совета и сенатором, то есть - имел весьма большое влияние. Именно в Чечельнике он и доживал свои дни. Таким образом, Рогузка-Чечельницкая неожиданно становится уездным городом Ольгополем, а Чечельнику возвращается его историческое название и статус частновладельческого местечка.
Тем не менее, краткосрочное пребывание уездным центром дало толчок дальнейшему развитию Чечельника. И как это не парадоксально, но именно благодаря понижению статуса города значительно увеличилась численность его еврейской общины. В уездном центре большое количество евреев не приветствовалось, и чиновники старались всевозможными способами ограничить их переселение.
После переноса государственных организаций в новый Ольгополь в уезде сложилась интересная ситуация - провинциальный Чечельник оказался самым крупным и развитым поселением региона, а уездный центр, хоть и был уже Ольгополем, по уровню развития пока еще оставался Рогузкой... Неудивительно, что многие евреи устремились в Чечельник. По ревизии 1847 года в местечке проживало 3429 евреев, в 1897 году - 3388 евреев из примерно 8 тысяч общего количества жителей.
Кроме того, большую роль в развитии еврейской общины сыграло то, что Чечельник в середине 19 века стал довольно значительным центром хасидизма. Здесь основал свою резиденцию один из самых известных хасидских цадиков того времени рабби Моше Цви Гитерман из Саврани - Савранский Ребе. Несколько поколений потомков р. Моше Цви были раввинами в Чечельнике, а Савранская хасидская династия существует и сегодня, ее духовный центр располагается в Иерусалиме.
Огель на могиле р. Моше Цви при советской власти был разрушен, и восстановлен в 1990 г.
Рядом похоронены его наследники - чечельницкие раввины: Шломо бен Моше Цви, Моше бен Шломо, Шломо II бен Моше, Мордехай бен Шломо II, Борух бен Шломо II
В 1910 году в Чечельнике была Большая синагога и 4 клойза, в которых молились хасиды или объединения ремесленников; каждый такой молитвенный дом имел свое собственное "духовное правление".
В мае 1919 года Чечельник был занят одной из многочисленных банд. Бандиты сообщили местным крестьянам, что якобы в соседнем местечке Ободовка евреи убивали украинцев, и во избежание повторения ситуации всех евреев необходимо уничтожить. Евреев согнали на рыночную площадь, однако крестьяне пожелали удостовериться, что случилось в Ободовке. Когда же выяснилось, что там произошел погром, в котором погибло несколько сотен евреев, местные жители отказались убивать своих соседей. Тем не менее, бандиты убили 17 человек и разграбили еврейское имущество.
После установления советской власти в Чечельнике был создан еврейский поселковый совет под председательством Якова Шлойна (в период фашистской оккупации он руководил подпольем Бершадского гетто и был расстрелян всего за 5 дней до освобождения в марте 1944 г.; группа Шлойна входила в партизанский отряд Якова Талиса).
В 1920 году в Чечельнике в еврейской семье родилась известнейшая бразильская писательница Клариси (Хая Пинхасовна) Лиспектор. Мировую известность принесли ей романы "Страсть, согласно G.H.", "Город в осаде", "Час звезды" и многие другие.
Что увидеть
- Большая синагога (ул. Калиновая (бывш. Калинина). Координаты 48.2131136, 29.3616217);
- Мемориальная доска, посвященная Клариси Лиспектор (ул. Героев Майдана, 29 (здание районной библиотеки для детей). Координаты 48.2143682, 29.3639418);
- Огель р. Моше Цви Гитермана из Саврани на старом кладбище (въезд в поселок со стороны с. Жабокричка. Ориентир - часовня Собанских на католическом кладбище. Координаты 48.2196404, 29.3554902).
Другие достопримечательности
- Часовня Собанских в неороманском стиле на католическом кладбище
Места памяти
- Еврейское кладбище (см. выше)
|
|
Чечельник в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 |
|
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913
Фото:
Евгений Шнайдер
Смотреть все объекты на карте Винницкой области