Чечельник

Винницкая область

Большая синагога
Большая синагога
Еврейское прошлое местечка нашло отражение в местных топонимах Когда-то еврейская улица возле синагоги Автостанция
Еврейское прошлое местечка нашло отражение в местных топонимах Когда-то еврейская улица возле синагоги Автостанция
Чечельник, 2012, 2015

   Чиновники Великого княжества Литовского, составлявшие в сере­дине XVI в. хозяйственное опи­сание (люстрацию) земель Брацлавского повета, однажды вывели на чистую воду некоторых владель­цев имений, «которые называют себя боярином-шляхтой, не будучи боярином-шляхтой, и неизвестно откуда пришли». Среди самозван­цев упомянут Грицько Чечель, не­законно присвоивший земли на юге Брацлавского повета.
   В начале XVII в. семейство Чечелей уже имело все права польских шляхтичей. По-видимому, тогда же Чечелями было основано поселение Чечельник на реке Савранке. На картах Украины 1648 г. и Брацлавского воеводства 1650 г., составленных французским воен­ным строителем Гийомом Бопланом, Чечельник обозначен как ук­реплённый город под названием Чачаник.

   В 1635 г. поселение получило го­родские права, а постановление польского сейма обязало всех куп­цов, торгующих винами Валахии и Молдавии, провозить их через Чечельник под страхом конфиска­ции товара и взимания штрафа.
    В 1939 г. здесь проживало 1327 евреев (66% населения).

   До оккупации Чечельника из него успели эвакуироваться несколько десятков еврейских семей, многие мужчины были призваны в армию.

   В один из августовских дней 1941 г. нацисты согнали евреев на цент­ральную площадь, установили пе­ред толпой пулемёты, потребовали выдачи большевиков и, готовя растрел, заставили нескольких чело­век копать яму. Неожиданный при­езд немецкого офицера прервал подготовку к акции уничтожения. Своё чудесное спасение евреи связывали с личностью действовав­шего в этих местах легендарного партизана Калашникова, якобы по­явившегося вдруг переодетым в не­мецкую форму. Это был, пожалуй, последний герой местечкового фольклора, порождённый страхом и надеждой евреев Транснистрии. По другой версии, в местечко сво­евременно прибыл кто-то из представителей румынского оккупаци­онного начальства.

   До осени 1941 г., пока не было создано оккупационное управле­ние, в местечке происходили гра­бежи магазинов, насилия и изде­вательства над евреями нередко заканчивались убийством. В одном из погромов участвовали и празднично одетые крестьянки. Многие еврейские семьи попытались эва­куироваться, однако было уже по­здно, и большинство беженцев вер­нулись обратно.

   Гетто было организовано в ев­рейских кварталах на территории современных улиц Калинина, Ле­нина и К. Маркса. В нём размес­тилось около 1000 евреев Чечель­ника, а также евреи из Кодымы и Песчанки, спасшиеся от расстрелов и депортации в лагерь уничтоже­ния, находившийся в селе Доманевка (Николаевская область). Всем евреям было предписано но­сить на одежде жёлтую шестико­нечную звезду.

   Осенью 1941 г. в Чечельник при­было более тысячи евреев, депор­тированных из Бессарабии и Бу­ковины. У некоторых из них были с собой драгоценности и золото, и взятки, даваемые из этих средств представителям румынской администрации, нередко спасали всех обитателей гетто.
   В январе 1943 г. в Чечельник стала регулярно поступать матери­альная помощь из Бухареста, была открыта столовая для детей и нуж­дающихся. Тем не менее в пере­населённом гетто свирепствовали голод, тиф и другие инфекционные заболевания, из-за чего скончалось около половины депортированных. Служащие украинской полиции и случайно попадавшие в местечко солдаты немецкой армии не упус­кали возможности поиздеваться над евреями.

   В начале 1942 г. в лесу у села Куренёвка Чечельницкого района, в деревянном здании бывшего ста­рообрядческого монастыря были заживо сожжены несколько сотен евреев из Бессарабии и Буковины (каменные руины монастырской церкви разобрали после войны).
   В колхозных конюшнях села Жабокричка (Каташинский сельсовет Че­чельницкого района) были разме­щены сотни румынских евреев, многие из них погибли уже зимой 1941/42 гг.
   Евреи Чечел
ьника знали об акциях унич­тожения в окрестных сёлах и мес­течках, и все эти годы они жили в страхе перед расправой.
   В гетто действовала подпольная группа, осуществлявшая связь с партизанами.

   После войны общинная жизнь в местечке восстановилась, но евреи стали постепенно выезжать в Израиль, США и другие страны. В 1950 г. умер последний "чечельнике ребе" -  рабби Борух, праправнук рабби Моше Цви из Саврани. Сегодня евреи в Чечельнике не проживают.


Костел св. Иосифа, построен в 1751 г. князем Любомирским На католическом кладбище стоит часовня, возведенная в нехарактерном для Подолья романском стиле Часовня принадлежала роду Собанских
Костел св. Иосифа, построен в 1751 г. князем Любомирским На католическом кладбище стоит часовня, возведенная в нехарактерном для Подолья романском стиле Часовня принадлежала роду Собанских
Старинное еврейское кладбище
Старинное еврейское кладбище
Клариси Лиспектор Мемориальная доска на здании библиотеки в Чечельнике
Клариси Лиспектор Мемориальная доска на здании библиотеки в Чечельнике
   Есть на Подолье парочка удивительных штетлов. Не, понятно, что удивительными штетлами Подолья уже никого особо и не удивишь, но эти стоят особняком. Старинное местечко Чечельник и возникшее около него позже село Рогузка-Чечельницкая в конце 18 - начале 19 веков по очереди успели побыть административными центрами уезда, и в этом, в общем-то, ничего необычного нет. А вот интересно здесь то, что уездный город носил всегда одно и то же имя - Ольгополь. И это имя "переезжало" вместе со статусом города!
   Евреи жили в Чечельнике с начала 17 века. Раввин Шмуель Файвиш бен Натан, автор хроники времен хмельниччины "Тит Гаявен" ("Непролазная грязь"), в своей работе упоминает об уничтожении еврейской общины города Чельник - по всей видимости, имелся в виду именно Чечельник.
   По переписи населения 1765 года в местечке было зарегистрировано 545 евреев. Эпидемия чумы, свирепствовавшая на Подолье в 1770-1771 гг., а также нападения гайдамаков значительно сократили численность общины - в 1776 году здесь проживало только 183 еврея; однако, к концу 18 века, еврейское население вновь выросло. В большой мере способствовало этому изменение статуса местечка, вызванное, в свою очередь, глобальными политическими изменениями.
   В 1793 году, после Второго раздела Речи Посполитой, Чечельник, как и все Подолье, оказался под властью Российской империи. Во время поездки по свежеприобретенной территории Екатерина ІІ изъявила желание переименовать один из поселков в честь своей внучки, великой княжны Ольги Павловны. Подсунуть какое-нибудь забитое село императрице не рискнули, поэтому выбор пал на самое большое местечко края. Так Чечельник стал Ольгополем. В 1795 году был организован новый уезд, центром которого, естественно, стал облюбованный царицей Чечельник-Ольгополь.
   Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал... В 1812 году уездный центр вдруг было решено перевести в соседнюю
Рогузку. Скорее всего, инициатором такого решения стал генерал-фельдмаршал Иван Гудович, которому Чечельник был подарен Екатериной и принадлежал до тех пор, пока не получил столичного статуса местечкового масштаба. Вероятно, генерал и уговорил императора Александра вернуть ему бывшие владения - к тому времени Гудович был московским градоначальником, членом Государственного совета и сенатором, то есть - имел весьма большое влияние. Именно в Чечельнике он и доживал свои дни. Таким образом, Рогузка-Чечельницкая неожиданно становится уездным городом Ольгополем, а Чечельнику возвращается его историческое название и статус частновладельческого местечка.
   Тем не менее, краткосрочное пребывание уездным центром дало толчок дальнейшему развитию Чечельника. И как это не парадоксально, но именно благодаря понижению статуса города значительно увеличилась численность его еврейской общины. В уездном центре большое количество евреев не приветствовалось, и чиновники старались всевозможными способами ограничить их переселение.
   После переноса государственных организаций в новый Ольгополь в уезде сложилась интересная ситуация - провинциальный Чечельник оказался самым крупным и развитым поселением региона, а уездный центр, хоть и был уже Ольгополем, по уровню развития пока еще оставался Рогузкой... Неудивительно, что многие евреи устремились в Чечельник. По ревизии 1847 года в местечке проживало 3429 евреев, в 1897 году - 3388 евреев из примерно 8 тысяч общего количества жителей.
   Кроме того, большую роль в развитии еврейской общины сыграло то, что Чечельник в середине 19 века стал довольно значительным центром хасидизма. Здесь основал свою резиденцию один из самых известных хасидских цадиков того времени рабби Моше Цви Гитерман из Саврани - Савранский Ребе. Несколько поколений потомков р. Моше Цви были раввинами в Чечельнике, а Савранская хасидская династия существует и сегодня, ее духовный центр располагается в Иерусалиме.
Огель на могиле р. Моше Цви при советской власти был разрушен, и восстановлен в 1990 г.
Рядом похоронены его наследники - чечельницкие раввины: Шломо бен Моше Цви, Моше бен Шломо, Шломо II бен Моше, Мордехай бен Шломо II, Борух бен Шломо II
   В 1910 году в Чечельнике была Большая синагога и 4 клойза, в которых молились хасиды или объединения ремесленников; каждый такой молитвенный дом имел свое собственное "духовное правление".
   В мае 1919 года Чечельник был занят одной из многочисленных банд. Бандиты сообщили местным крестьянам, что якобы в соседнем местечке Ободовка евреи убивали украинцев, и во избежание повторения ситуации всех евреев необходимо уничтожить. Евреев согнали на рыночную площадь, однако крестьяне пожелали удостовериться, что случилось в Ободовке. Когда же выяснилось, что там произошел погром, в котором погибло несколько сотен евреев, местные жители отказались убивать своих соседей. Тем не менее, бандиты убили 17 человек и разграбили еврейское имущество.
   После установления советской власти в Чечельнике был создан еврейский поселковый совет под пред­седательством Якова Шлойна (в период фашистской оккупации он руководил подпольем Бершадского гетто и был расстрелян всего за 5 дней до освобождения в марте 1944 г.; группа Шлойна входила в партизанский отряд Якова Талиса).
   В 1920 году в Чечельнике в еврейской семье родилась известнейшая бразильская писательница Клариси (Хая Пинхасовна) Лиспектор. Мировую известность принесли ей романы "Страсть, согласно G.H.", "Город в осаде", "Час звезды" и многие другие.
Что увидеть

- Большая синагога (ул. Калиновая (бывш. Калинина). Координаты 48.2131136, 29.3616217);
- Мемориальная доска, посвященная Клариси Лиспектор (ул. Героев Майдана, 29 (здание районной библиотеки для детей). Координаты  48.2143682, 29.3639418);
- Огель р. Моше Цви Гитермана из Саврани на старом кладбище (въезд в поселок со стороны с. Жабокричка. Ориентир - часовня Собанских на католическом кладбище. Координаты 48.2196404, 29.3554902).

Другие достопримечательности

- Часовня Собанских в неороманском стиле на католическом кладбище

Места памяти

- Еврейское кладбище (см. выше)
Чечельник в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Чечельник в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;

- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913

Фото:
Евгений Шнайдер

Смотреть все объекты на карте Винницкой области
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект