Скала-Подольская
|
|
|
|
В 1516 г. каменецкий староста Лянцкорунский перестроил разрушенный татарами деревянный замок |
В нач. 18 в. скальский староста А. Тарло на месте замка возвел дворец в стиле барокко |
Дворец, однако, через пару лет сгорел после попадания молнии, и больше не восстанавливался |
|
|
|
|
Бывший флигель усадьбы Голуховских, сейчас это больница. Основное здание не сохранилось |
Palac перевели как "палата") Ну а че, больница же все-таки)) |
Панорама замка |
Впервые письменно местечко упоминается как Скала-над-Збручем в 1210 году (это название сохранялось до 1939 года).
В XIV город вошёл в состав Великого княжества Литовского, в составе которого он и стал частью Речи Посполитой. В 1360—1370 годах здесь строится замок. Упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». В 1443 году Скала получила магдебургское право.
С 1518 года являлся центром Скальского староства, в том же году город получил право проводить ежегодные ярмарки. С конца XVIII и до начала XX века — в составе Австрийской империи.
С 1920 года до августа 1939 года город входил в состав Тарнопольского воеводства Польши, после чего вошёл в состав УССР. В 1940 — январе 1959 г. Скала-Подольская была районным центром.
Тернопольская область
Первые свидетельства о евреях в Скале относятся к 1570 году. По данным переписи, в городе было 10 еврейских семей.
В 18-м веке евреи занимались арендой, торговлей и ремеслами. Город был расположен на границе с Россией, и многие евреи занимались контрабандой. Семья графов Голуховских тесно сотрудничала с местными евреями - отдавала им в аренду свои предприятия (пивоварню, мельницу, спиртзавод), нанимали евреев в качестве посредников и торговых агентов. Евреям принадлежали два завода по производству эфирных масел. Двое еврейских торговцев импортировали бусы из Италии и передвали их в Россию контрабандными путями.
В окрестностях города некоторые еврейские семьи занимались сельским хозяйством. Две из них даже приобрели поместья к середине 19-го века. Евреи были заняты во всех ремеслах - портные, сапожники, пекари, мясники, стекольщики, жестянщики, плотники, слесари и кузнецы.
В 1903-1906 гг. в Скале был создан комитет для оказания помощи беженцам из России, предоставлявший им временное место жительства и помогавший эмигрировать в зарубежные страны.
В 18-м веке был в Скале была независимая община со своими собственными институтами и раввином. В городе была синагога и около десяти хасидских молитвенных домов.
Вплоть до Первой мировой войны, евреи Скалы имели представительство в городском совете, которое иногда достигало половины от общего количества мест, а также для евреев была зарезервирована должность заместителя мэра.
К концу 19-го века были организованы первые сионистские группы. В 1908 году была основана школа "Саффа Брура" с преподаванием на иврите, при ней действовала библиотека. В 1911 г. основана женская организация "Рахель", организовавшая драм. кружок.
|
|
|
|
Здание синагоги "Бейт Ам" в Скале-Подольской |
Бейт Ам можно буквально перевести как "Дом народа" |
Перестроенная синагога Олд шул ("Старая школа") |
Бывший "Стрысовер клойз" основан хасидами местечка Струсов |
|
|
Бывший хасидский "Отынер клойз" |
Основан последователями Ребе из Отынии |
После Первой мировой СССР постепенно ограничил пропуск товаров через границу, а через несколько лет закрыл его вообще. Контрабанда стала чрезвычайно опасным занятием. Польские власти также ограничили движение через границу и нарушители (в основном, контрабандисты) приговаривались к длительному лишению свободы. Ряд еврейских купцов продолжал заниматься оптовой продажей яиц, зерновых и бобовых культур. Тем не менее, средний класс сильно пострадал от резко возросшей конкуренции со стороны польских и украинских кооперативов. В городе жили представители еврейской интеллигенции: 2 врача, 2 стоматолога, несколько учителей и несколько безработных выпускников университета (философии и права), ряд служащих (бухгалтеры, клерки и т.д.) Кроме того, значительное число евреев работало в религиозных институтах - раввины, моэли, шойхеты, сойферы. Перевозка товаров и людей до железнодорожного вокзала и в города Чортков и Борщев по-прежнему являлась типичным еврейским занятием.
В 1930-х гг. положение евреев ухудшилось из-за возрастающих антиеврейских настроений. Ситуация усугубилась еще больше после пожаров, вспыхнувших в городе: один в 1924 году, который разрушил пять домов и оставил восемь семей без крова; другой в 1934 году, осталось без жилья 14 семей, в основном бедняков. Созданный в 1927 году Кредитный фонд предоставил им и другим нуждающимся в 1933-1934 гг. 87 кредитов на сумму в общей сложности 6,574 злотых.
В 1921 году сионистами был построен Общинный дом. В нем размещалась еврейская школа, молодежные организации, драмкружок и библиотека, детский сад.
В 1931 году Хевра Кадиша построила дом для престарелых.
Сионисты составляли большинство в Совете кагала. В городском совете в 1927 году евреи получили 24 места, поляки и украинцы - по 12. В 1934 году провели выборы по новым правилам; были избраны 7 поляков, 5 евреев и 4 украинца.
Венгерская армия заняла Скалу 14 июля 1941 г. Венгры использовали евреев для принудительных работ, в основном на строительстве моста через Збруч, который был разрушен Красной армией во время отступления.
В начале августа 1941 года власть в Скале перешла к немцам. Был создан Юденрат и еврейская полиция. Евреев из Скалы направляли в трудовые лагеря, расположенные в селах Ступки и Великие Борки. В конце марта 1942 года в Скалу согнали евреев из окружающих сел - Лосяч, Бурдяковцы, Гущин, Турильче, Волковцы, Гермаковка и др.
В Скале-Подольской не было гетто, но еврейские дома были помечены знаками в виде звезды Давида. Евреям запрещалось заходить в нееврейские районы.
25 сентября 1942 года около 700 евреев были отправлены в Яновский лагерь во Львове. Более 30 человек были убиты на месте.
22 октября 1942 года все евреи из Скалы были отправлены в Борщев, где они были расстреляны. Только несколько десятков евреев остались в Скале. Они были привлечены к работе в усадьбе Голуховских и на ферме. 6 марта 1943 года немцы отправили часть из них в Борщев. Среди них были последние оставшиеся члены юденрата. Осенью 1943 года немецкая полиция окружила имение Голуховских и убила всех еврейских рабочих. Евреи с фермы были отправлены в Яновский лагерь 19 октября 1943 года.
После освобождения в городок вернулось около 150 евреев, но вскоре все они выехали в Польшу, а затем в Израиль и другие страны.
В 1765 г. в Скале-Подольской проживало 362 еврея,
в 1880 г. 3 449 евреев из 6 154 жителей всего,
в 1890 г. 3 228 из 6 163,
в 1900 г. 2 494 из 5 638,
в 1921 г. 1 555 из 4 017,
в 1931 г. - 1 460 евреев.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Успенский костел, 1719 г. |
|
|
|
Решетка с символом Олимпиады-1980 в Москве |
А вот хозяин этого дома вмуровал в забор старинные кирпичи |
Среди них есть и производитель с характерной фамилией |
Скала-Подольская замечательна тем, что здесь, кроме синагоги, отлично сохранился комплекс еврейской застройки конца 19 - начала 20 вв. На дверных косяках домов еще можно увидеть следы мезуз.
Фотографии:
Евгений Шнайдер
Хаим Буряк
Дмитрий Полюхович
Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина Скала-Подільська
А.Бондаренко ukrainaincognita.com,
Центр городской истори lvivcenter.sitegist.net
Mnogomest.info Западная Украина
|
|
|
|
Еврейские улицы Скалы |
|
|
|
|
|
|
|
Здесь очень атмосферно |
|
|
|
|
|
|
|
Дверь со следом от мезузы |
|
|
|
|
|
|
|
Все эти домики сосредоточены в центре местечка |
|
|
|
|
|
|
|
Еще один след мезузы |
И табличка страхового общества |
|
|
|
|
|
|
|
|