Белз
|
|
|
Бывший монастырь сестер-доминиканок, барокко |
Сейчас это греко-католическая церковь св. Николая |
|
|
|
|
Неподалеку - бывшие кельи мужского доминиканского монастыря |
С 1930 г. здание приспособили под городскую ратушу |
Памятник павшим за независимость Польши |
|
|
|
Колокольня монастыря |
Костел мужского монастыря в 1944 г. был разрушен попаданием авиабомбы |
Костел и колокольня на заднем плане |
Львовская область
Первое упоминание о Белзе находится в «Повести временных лет». В 1030 г. киевский князь Ярослав Мудрый отвоевал город у поляков. Белз скоро стал центром удельного княжества.
В XI—XVII веках Белз был одним из наибольших городов Галицкой Руси и столицей удельного Белзского княжества в 1170—1462 гг. Для его обороны были созданы укреплённые городища Угнев (на западе) и Варяж (на севере).
В 1462 году поляками было ликвидировано Белзское княжество и город стал центром Белзского воеводства. В 1499 и 1502 годах его сжигали татарско-турецкие войска.
Из-за конкуренции со стороны городов, основанных поляками (Рава-Русская, Жовква, Кристинополь) в XVIII веке город постепенно терял политико-административные функции и превращался в местечко.
С 2001 г. Белз и его окрестности по решению правительства Украины стали Государственным историко-культурным заповедником «Княжий Белз».
Сегодня это один из самых маленьких городов в Украине (на 2011 г. население 2359 человек)
В Белзе сохранилось несколько старых жилых домов, в том числе и еврейской местечковой застройки. Хотя она в Галиции не так ярко выражена, как, например, на Подолье.
|
|
|
Есть несколько симпатичных особнячков |
|
|
|
|
|
| Типичный еврейский домик |
|
|
|
|
Часовня на углу Крестной дороги возле костела Пресвятой Девы Марии |
| В этом здании рпньше был филиал "Сокола" |
Евреи селились в Белзе с начала 15 в. Первоначально они занимали район, называемый Люблинское предместье.
В 1550 году в городе числилось около 200 евреев, живших в 32 домах. В 1570 году в городе были построены деревянные синагога, миква, другие общинные здания.
В 1557 евреям было запрещено заниматься торговлей спиртными напитками. В 1616 в Белзе числилось 29 еврейских домов.
В 1648-49 годах 200 евреев в окрестностях Белза было убито в ходе хмельничины, но сам город казаки не взяли, приняв денежную контрибуцию.
В мае 1665 магистрат Белза заключил с общиной договор, согласно которому на евреев распространялись все права и вольности при условии уплаты ими государственных и городских податей. С этих пор активные в предпринимательстве евреи заселили также площадь Рынок, центральную часть города.
В 1816 г. Белз стал одним из центров хасидизма и резиденцией хасидской династии, одной из самых значительных в Галиции. Основатель династии р. Шолом Рокеах со скромным прозвищем Сар Шолом (Князь Мира) в 1843 году строит величественную синагогу по уже каноническому к тому времени образцу оборонных синагог 16-17 вв., хотя надобность в таких защитных сооружениях давно отпала. Но с таким именем построить какую-то халупу - люди не поймут... К сожалению, в 1943 г. она была уничтожена нацистами, но белзские хасиды восстановили увеличенную копию этой синагоги в Иерусалиме. Синагога белзских хасидов - одна из самых больших (если не самая) в Израиле. Сар Шолом был бы доволен.
До середины XIX века в населении города преобладали русины, а евреи и поляки составляли примерно по 20% численности. Но уже в 1859 г. 1783 еврея составляли 51% всего населения города.
В 1910 г. в городе было 3625 евреев, 1600 украинцев и 900 поляков. Основным занятием евреев Белза была торговля сельхозпродуктами.
Во время Первой мировой войны, русская армия заняла Белз (в то время он принадлежал Австрии), город был сожжен и разрушен, вместе с хасидским двором.
В 1920—1930 гг. в Белзе активно действовала сионистская организация, благодаря чему часть хасидов репатриировались в Палестину.
Вскоре после начала Второй мировой войны, в сентябре 1939 г. город был занят советской армией. Между уходом польской армии и приходом красной в городе была создана еврейская самооборона.
|
|
|
Синагога Шолома Рокеаха |
| Скромное жилище цадика |
|
|
|
На панораме справа видно синагогу |
Рядом с синагогой Шолома Рокеаха был бейт-мидраш |
Место синагоги и других еврейских институтов Белза |
|
|
|
Примерно так выглядел весь комплекс. В центре, слева направо: ьейт-мидраш, синагога, дом цадика |
Еврейские объекты Белза |
Синагога в районе Кирьят-Белз в Иерусалиме |
По соглашению между Советским Союзом и Германией в октябре 1939 г. советские войска покинули Белз. Почти все еврейское население оставило город. Белз был оккупирован немецкой армией.
Оккупационные власти согнали в Белз евреев из ближайших населенных пунктов. Был создан еврейский рабочий лагерь.
2 июня 1942 г. из Белза в Собибор было депортировано около тысячи евреев. Оставшиеся евреи были загнаны в трудовой лагерь на сельхозработы. После сбора урожая в сентябре их всех - около 500 человек - тоже отправили в Собибор. Все они были уничтожены.
В 1945 г. в Белз вернулись 220 евреев, в т. ч. 10, скрывавшихся в 1939—44 в окружающих лесах. После войны почти все они эмигрировали из Советского Союза как граждане Польши, а затем в 1946 году большинство из них покинуло и Польшу. В конце 1990-х гг. почти все из оставшихся и приехавших из других мест евреев Белза репатриировались в Израиль или уехали в другие страны.
В 2001 году в Белзе был организован историко-культурный заповедник. Для паломников, приезжающих помолиться на могилах белзских цадиков (до 10 тысяч в год) построен хостел с молитвенным залом.
Вопреки многим публикациям в интернете, известная и многократно перепетая разными исполнителями песенка "Майн штетеле Бельц" никакого отношения к Белзу не имеет - она о местечке Бельцы, что в Молдавии...
|
Из всез еврейских зданий сохранилось только помещение общества по уходу за престарелыми "Ишре Лев" |
|
|
Здание для паломников |
Миква |
Белзский хасидизм - одно из самых крупных хасидских течений. Его основатель, Шалом Рокеах, называемый Сар Шалом, был известен как чудотворец и талмудист, и поддерживал тесные отношения с галицийскими раввинами-нехасидами того времени. Он был первым из хасидских раввинов и каббалистов, кто перестал одеваться в белые одежды.
Его преемник Йеошуа Рокеах организовал боевую организацию Махзикей hа-дас (Держащие религию) из молодых хасидов для противостояния с секулярной организацией Шомер Исраэль во Львове и защиты интересов хасидских дворов.
Третий белзский Ребе, Иссахар Дов, был известен крайне негативным отношением ко всем новшествам в жизни, в том числе к техническим, повсеместно входившим в употребление.
Когда русская армия в Первую мировую войну захватила Белз, Ребе со своим окружением бежал в Венгрию. В 1925 году он восстановил свой двор в Белзе.
В 1942 году, перед депортацией в Собибор, цадику династии Белз рабби Аарону удалось через соседние городки Сокаль и Перемышляны добраться до Краковского гетто. Их семьи остались в Белзе и погибли.
В январе 1944 года р. Аарон перебрался из Польши в Венгрию. Через несколько месяцев он получил визу на въезд в Палестину. Перед отъездом р. Аарон выступил перед своими хасидами и предсказал, что с евреями Венгрии ничего не случится...
Вскоре центр белзского хасидизма переместился в Иерусалим. Ко двору белзского цадика присоединились хасиды других польских дворов, чьи цадики погибли в Европе. Так белзские хасиды снова стали одним из крупнейших течений. Белзский цадик активно участвовал в политической жизни Израиля, направив своих хасидов в партию Агудат Исраэль. Поэтому белзский двор конфликтует с теми общинами харедим, которые не признают Государство Израиль.
По материалам www.ejwiki.org
|
|
|
Еврейское кладбище - место паломничества белзских хасидов |
|
|
|
|
|
2-й и 3-й белзские рабаним - Йегошуа (1825—1894) и Иссахар Дов (1854—1926) |
Просьбы цадику свозят со всего мира |
|
|
|
|
Шалом Рокеах, Князь Мира (1779–1855), первый белзский ребе |
|
|
|
|
|
Место для молитвы коэнов - за оградой кладбища |
|
|