Ведьмы и колдовство в еврейских источниках

Колдовству впервые научили падшие ангелы своих смертных жен

Автор:

Р. Джеффри Денис

 

Источник: My Jewish Learning

Перевод Анастасии Яценюк

В большинстве культур по всему миру ведьмой или волшебником, как правило, считается гнусный человек, практикующий магию. В еврейской культуре, в отличие от современной культуры, которая перевернула большинство образов злых существ (вампиры теперь являются романтическими фигурами, например, а не кровожадными убийцами) и христианской культуры, которая видит их практически демоническими, еврейское отношение к ведьмам значительно изменилось с течением времени.

Немецкие пиетисты, например, рассматривали их как квази-демонов. В 17 веке Манассия Бен Исраэль из Голландии высказал взгляд на колдовство, практически неотличимый от современных христианских демонологов (Нишмат Хаим 232). Мудрецы Талмуда, с другой стороны, хоть и не одобряют ведьм, беспечно предполагают, что большинство их собственных жен занимаются, по крайней мере, некоторыми колдовскими практиками (Мишна Сангедрин 7:4, 7:11). Эти различия могут отражать отношение окружающих культур, в которых жили евреи. Средиземноморские общества в целом были более снисходительными к ведьмам, чем североевропейские.

В ТаНаХе

Формальное библейское отношение к колдунам и ведьмам сурово, колдовство является тяжким преступлением (Исход 22:17; Ваикра 20:27; Сангедрин 45б). Это, кажется, проистекает из ассоциации их с идолопоклонством. Как мужчины, так и женщины изображаются занимающимися колдовством. Вопреки современному различию, проводимому в академических кругах между социально уполномоченными колдунами и социально маргинальными ведьмами, ведьмы в Библии часто изображаются в положении власти, особенно колдуны на службе у царей Вавилона и Египта, а также ведьмы на службе у царя Менаше. Сама королева Изабель - ведьма (Шмот 7: 11; Даниэль 2:2; II Книга Царей 9:22, 21: 2).

Мало что известно о библейском колдовстве. Существует косвенная ссылка на "вуду-подобные" практики (Иехезкель 13:19), но Тора почти повсеместно предпочитает молчать о конкретных практиках ведьмы. Аэндорская волшебница (колдунья из Эйн-Дор, вызвавшая по просьбе царя Шауля накануне битвы дух пророка Шмуэля – ред.), часто идентифицируемая как ведьма в еврейской постбиблейской литературе, не обозначена таковой в самой Библии, поэтому неясно, считалась ли некромантия дисциплиной колдовства или совершенно отдельным преступлением (Дварим 18:10-12; Иешаягу 8:19-22, 19:3).

Женская работа?

Еврейские источники предлагают несколько вариантов происхождения колдовства. Согласно одному, колдовству впервые научили падшие ангелы своих смертных жен. Это, по-видимому, объясняет особую связь между женщинами и колдовством, которая отмечает последующую еврейскую литературу. В средневековом тексте Алеф-Бет Бен Сира, первая женщина, Лилит, превращает себя в демона/ведьму, используя Тетраграмматон (непроизносимое имя Б-га – ред.).

В то время как евреи обычно считались исключительными магами, и даже некоторые раввины использовали заклинания, зелья и целебные ритуалы, в раввинской литературе колдовство чаще всего ассоциируется с женщинами. Хотя и есть явное утверждение, что и мужчины, и женщины могут заниматься колдовством, тот факт, что Шмот 22:17 запрещает махашефа (женская форма существительного), принимается как доказательство того, что колдовство является, в большей степени, женской деятельностью (Сангедрин 67a).

И это несмотря на существование магических руководств, таких как Меч Моше (средневековое еврейское руководство по теургии), которое четко написано с предположением, что адепт, использующий его, мужчина. Возможно, здесь начинает проявляться различие между ученой магией (практикуемой в основном мужчинами) и народной магией (практикуемой в основном женщинами).

Несколько отрывков Талмуда указывают на связь колдовства с женщинами (Авот 2:7; Эрувин 64б; Йерушалми Авода Зара 1:9). В одной цитате не кто иной, как Шимон Бар Йохай, мудрец, который, как сообщается, однажды использовал сглаз, чтобы убить человека, говорит об этой связи. Практика колдовства считалась настолько распространенной среди женщин, что даже дети великих мудрецов могли быть вовлечены (Гиттин 45a).

В целом, ведьмы в библейской и раввинской литературе, как полагается, занимаются в основном злонамеренной деятельностью, от вмешательства в плодородие и здоровые роды (Отцар аГеоним, Сота 11) до проклятия соперниц и убийства ничего не подозревающих людей. Это контрастирует с благотворным колдовством, таким как целебные ритуалы и изготовление амулетов, к которым еврейская традиция относится терпимо.

Хотя известны примеры "колдовства", служащего чисто утилитарным целям (например, способность размешивать кипящую воду голой рукой), в целом считается, что колдовство используется в основном для гнусных целей. Мотивация такого поведения редко прямо указывается в текстах, но ее можно постараться определить. Ведьмы, по-видимому, являются источником сглаза, что указывает на то, что они мотивированы завистью и ревностью. Другие используют свои силы для личной выгоды.

Отношение к ведьмам

Ведьмы иногда изображаются как обладающие особыми способностями: одна может материализовать хлеб, другая - напиток и т. д. Талмуд повествует, что рабби Шимон Бен Шета победил шабаш из восьмидесяти ведьм. Сначала он обманом заставил их продемонстрировать свои силы, а затем одержал верх, взывая к их похотям. Он поставил перед ним восемьдесят мужчин, каждый из которых поднял ведьму с земли, тем самым лишив ее силы (пикантная деталь, связывающая древнее колдовство с землей или, возможно, с подземной силой). Приведя в исполнение библейское наказание, Бен Шета в конце концов повесил их всех.

Этот инцидент является фактически единственным такого рода в еврейских источниках, который закончился смертной казнью ведьм. Учитывая его легендарные особенности, многие ученые считали достоверность истории подозрительной.

Помимо этой одной истории, ведьмы в раввинской литературе редко изображаются как демонические существа, хотя не совсем ясно, что они вообще такое. В практически неразборчивой сказке, найденной в Иерусалимском Талмуде, Рабби Ханания достает голову ведьмы из льна (Синедрион 7:13а). В целом, однако, колдовство рассматривается как порок, которому может предаться практически каждая женщина. За редким исключением, это, скорее, считается неуместным делом, которым занимаются только женщины.

В средневековой еврейской литературе Северной Европы, напротив, образ ведьмы как чисто злонамеренного существа выходит на первый план, возможно, отражая большую враждебность к ведьмам, обнаруженную в христианской культуре в то время (Нишмат Хаим 232). В Сефер Хасидим ведьмы разделяют атрибуты с оборотнями и вампирами: они меняют форму, летают, испытывают жажду крови и могут восставать из мертвых (456, 465).

Тем не менее, несмотря на этот более тревожный взгляд на ведьм, нет никаких записей о какой-либо крупномасштабной охоте на ведьм среди евреев Европы, которая могла бы отразить манию охоты на ведьм, захватившую нееврейское общество. Возможно, популярное христианское представление о евреях как о сатанинских агентах заставило еврейские власти опасаться подпитывать такие разговоры зрелищем евреев, пытающихся судить других евреев по таким обвинениям.

Среди евреев Османской империи к ведьмам относились с большим пониманием. Даже такой признанный каббалист, как Хаим Виталь, искал совета из опыта таких мудрых женщин (Сефер ха-Хэзионот 4,120).

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine