Лилит: леди, летящая в темноте
Самый известный демон еврейской традиции стал символом феминизма
Лилит - самый известный демон в еврейской традиции. Она считается первой женщиной, созданной еще до Евы; ее часто представляют, как похитительницу новорожденных младенцев. Лилит означает "ночь", она воплощает эмоциональные и духовные аспекты тьмы: ужас, чувственность и необузданную свободу. А совсем недавно она стала представлять свободу феминисток, которые больше не хотят быть "хорошими девочками".
Библейские и талмудические рассказы о Лилит
История Лилит возникла на древнем Ближнем Востоке, где дух пустыни, известный как "темная Дева", появляется в шумерском мифе “нисхождение Инанны” (примерно 3000 год до н.э.). Другая ссылка находится в табличке VII века до н.э., найденной в Арслан Таш, Сирия, которая содержит надпись: "О, летун в темной комнате, немедленно уходи, о, Лили!"
Пророк Исаия, описывая негостеприимную пустыню, говорит: "Там демоны-козлы будут приветствовать друг друга, там лилит обретет покой." Некоторые считают, что слово "лилит" относится к ночной сове, а другие говорят, что это действительно ссылка на демона Лилит. Магическая чаша I века нашей эры, с надписями на иврите, гласит: "предназначена эта чаша для запечатывания дома этого Гейонаи бар Мамая, чтобы от него бежала злая Лилит..."
В Талмуде Лилит становится не только духом тьмы, но и воплощением неконтролируемой сексуальности. Вавилонский Талмуд (Шабат 151а) гласит: "Мужчине запрещено спать одному в доме, ибо Лилит может схватить его." Считается, что Лилит оплодотворяет себя мужской спермой, чтобы рожать других демонов.
Лилит как сбежавшая жена
В Книге Генезис мы встречаем краткий стих, в котором утверждается, что у Адама была первая жена, до Евы. Эта интерпретация возникает из двух историй Творения в Генезисе: в 1 стихе мужчина и женщина создаются одновременно, в то время как во втором Адам предшествует Еве. Еврейская традиция предполагает, что первая история Творения - это другое творение, в котором у Адама есть жена, сделанная, как и он, из земли. По какой-то причине этот брак не складывается, поэтому Бог создает Адаму вторую жену, Еву.
В IX или X веке сборник легенд под названием "Алфавит Бен Сира", который опирается на более ранние истории о жене Адама и о общении Адама с демонами, плетет сложную историю, в которой Лилит - первая жена Адама:
Когда первый человек, Адам, увидел, что он одинок, Бог создал для него женщину, подобную ему, из земли. Бог назвал ее Лилит, привел ее к Адаму. Они сразу же начали ссориться. Адам сказал: "Ты - подо мной." На что Лилит ответила: "Это ты подо мной! Мы оба равны, потому что мы оба из земли." Они не слушали друг друга.
Тогда Лилит произнесла Божественное имя, взлетела в воздух и исчезла. Адам начал молиться перед Создателем, говоря: "Повелитель Вселенной, женщина, которую Ты мне дал, сбежала." Бог послал трех ангелов и сказал им: "Идите и приведите Лилит. Если она захочет прийти, она придет, а если не захочет, не ведите ее против воли."
Три ангела отправились на поиски и нашли ее в море в том месте, где египтянам суждено было утонуть. Они схватили ее и сказали: "Если ты пойдешь с нами, хорошо, но если нет, мы утопим тебя в этом море."
Лилит сказала им: "Друзья мои, я знаю, что Бог создал меня только для того, чтобы ослаблять младенцев, когда им исполнится восемь дней. Со дня рождения ребенка и до восьмого дня я владею им, с восьмого дня моя власть над ним прекращается, если он мальчик, но если же это девочка, я владею ею двенадцать дней."
Ангелы ответили: "Мы не отпустим тебя, пока ты не признаешь, что каждый день будет умирать сотня твоих детей." Она согласилась. Вот почему сотни демонов умирают каждый день. Они не оставили бы ее в покое, если бы она не поклялась им: "В любом месте, где я увижу вас или ваши имена на амулете, у меня не будет власти над этими детьми." Они оставили ее. И она - Лилит, та, кто ослабляет детей....
Алфавит Бен Сира 23a-б
Некоторые считают, что эта история - серьезная попытка объяснить синдром внезапной смерти младенцев, в то время как другие убеждены, что это юмористическая история о сексуальных ссорах и неудачниках-ангелах. Лилит в этой истории противостоит и Адаму, и Богу: она бросает вызов патриархату, отказывается от покорности в сексуальном аспекте, и, в конце концов, отказывается от брака вообще, предпочитая стать демоном, нежели жить под властью Адама. Заметьте, что Лилит бежит к тростниковому морю - месту, где евреи однажды освободятся от рабства. В этой версии Лилит становится тем, чего боятся все тираны: человеком, который знает, что он порабощен.
Эта версия сказки о Лилит в Алфавите Бен Сира быстро распространилась по всей еврейской жизни. Книга Зогар, мистическое произведение из Испании XII века, представляет Лилит не только как первую жену Адама, но и как жену Сатаны. В Каббале Лилит обретает космическую силу. Она является хаотическим двойником Шхины (женского Божественного присутствия, невесты бесконечного). Более того, Зогар говорит, что в то время, как евреи страдают в изгнании, Святость (мужской аспект Божественного) отделяется от Шхины и сливается с Лилит. Сексуально-духовная связь Лилит с Божественным закончится только тогда, когда придет Мессия и разрушение в мире будет исправлено.
В народном иудаизме основные мифы о Лилит продолжают идентифицировать ее главным образом как похитителя младенцев. Многочисленные амулеты для беременных женщин и детей от средневековья до современности используют три имени ангелов, упомянутых в Алфавите Бен Сира (Санви, Сансанви и Самангелоф), чтобы отгонять Лилит. Такие амулеты могут также содержать круг: с именами Адама и Евы внутри круга, и именем Лилит снаружи: четкое предупреждение Лилит оставаться за пределами семейного царства. Красная лента также иногда помещается на кроватку, чтобы отогнать Лилит.
Лилит и современный еврейский феминистский мидраш
В современную эпоху история об обманутой жене, которая бежит в место освобождения, стала знаковой. Многочисленные современные еврейские поэты и авторы, женщины и мужчины, писали о Лилит, используя старые истории для выражения новых идей.
Возможно, самая известная из новых сказок о Лилит - это "Пришествие Лилит" Джудит Пласков. В этом феминистском мидраше Лилит бежит из Эдема, потому что она "самонадеянная женщина", которая не хочет, чтобы ею командовал Адам или Бог. Однако она скучает по женскому обществу. Лилит вскоре пробирается обратно в сад и предлагает дружбу Еве. Еве сказали, что Лилит - демон, но как только две женщины делятся своими историями, они становятся союзниками и компаньонами в поисках знаний.
Энид Дейм в своем стихотворении "Лилит" представляет Лилит вечной богемой, которая покидает Эдем, заглядывает в мужские сексуальные фантазии Средневековья, а теперь живет с таксистом в Нью-Джерси, где она все еще плачет в ванной, вспоминая Эдем "и человека, и Бога, с которыми я не смогла жить."
В рассказе Линн Готлиб Лилит создана из неба, а Адам - из земли. В своей любви к Адаму Лилит предпочитает забыть, что она пришла с неба, она становится Евой, спокойной и счастливой, но не знающей своей истинной природы. В своей истории Готлиб драматизирует борьбу женщин, которую они переживают, пытаясь любить мужчину и не забывая при этом любить себя.
С другой стороны, краткое стихотворение Жаклин Лапидус "Эдем" представляет лесбийскую встречу между Лилит и Евой. Используя легенду о Лилит, Лапидус придумывает историю происхождения любви между женщинами. Ученый и писатель Охад Эзрачи часто пишет о Лилит как об отколовшейся сексуальной составляющей женщины, образе, созданном мужчинами, боящимися полноценных отношений. Он призывает мужчин и женщин видеть Лилит и Еву как одного и того же человека.
Лилит стала настолько популярной фигурой, что целые предприятия (например, женский музыкальный концерт Lilith Fair и еврейский феминистский журнал Lilith Magazine) названы в ее честь. Некогда источник страха, Лилит превратилась в икону свободы. В то время как не все одобряют такое приветствие бывшего демона, реабилитация Лилит не лишена смысла. Пугающий характер Лилит частично вырос из подавления: подавления сексуальности, подавления свободного импульса в женщинах, подавления вопроса “что, если я оставлю все это позади?” Когда современные евреи начинают задавать вопросы о сексе, свободе и выборе более прямо и открыто, Лилит становится сложным представлением наших собственных желаний.
Автор:
Джил Хаммер
Источник: My Jewish Learning
Перевод Анастасии Яценюк