Завет Иова

Дополнение танахической истории

Источники:

Testament of Job
«Завет Иова» (также известный как Диврей Иов, - «Слова Иова», ивр.) — книга, написанная между I веком до н. э. и I веком н. э. Самая ранняя сохранившаяся рукопись датируется V веком и написана на коптском языке; другие ранние сохранившиеся рукописи существуют на греческом и древнеславянском языках.


Содержание

В стиле народных сказаний, характерных для еврейской аггады, «Завет Иова» дополняет сюжет канонической книги Иова, делая Иова царём Египта. Как и многие другие апокрифические тексты заветов, он включает рамочную историю: болезнь Иова, во время которой он собирает своих сыновей и дочерей, чтобы дать им последние наставления. 

В этом тексте сохранены все персонажи, знакомые из книги Иова, но жена Иова играет более важную роль и названа по имени - Ситидос. В тексте также много параллелей с христианскими верованиями, такими как заступничество перед Б-гом и прощение. По сюжету «Завета Иова», его первая жена умирает, а семь сыновей и три дочери, упомянутые в эпилоге книги Иова, родились от его второй жены, которую он взял в жены после окончания своих испытаний. Согласно этому тексту, второй женой Иова была Дина, дочь Яакова. Это означает, что Иов был связан с домом Израиля, а также что он жил в промежутке между смертью Авраама и рождением Моисея. 

В отличие от библейской книги Иова, в «Завете» объясняется, что мстительность Сатаны к Иову связана с разрушением последним нееврейского храма. Сатана изображён более зловещим, чем в библейском тексте, где он выполняет роль своего рода обвинителя. Иов, в свою очередь, тоже представлен иначе: Сатана напрямую нападает на него, но терпит поражение каждый раз благодаря терпению Иова. Это контрастирует с библейской версией, где Иов страдает, но сохраняет веру. 

Последняя часть произведения, посвящённая утешителям Иова, ещё сильнее отходит от библейского текста. Вместо жалоб или споров с Б-гом Иов постоянно утверждает свою веру, несмотря на сетования своих утешителей. Один из утешителей сдаётся, остальные пытаются предложить медицинскую помощь, но Иов настаивает на своей правоте. В конце голос Б-га призывает утешителей прекратить их действия. Большинство из них слушают Б-га и начинают насмехаться над теми, кто продолжает жалеть Иова. 

В отличие от других «Заветов...», в этом тексте мало внимания уделено этическим рассуждениям; акцент сделан на повествовании, включающем большое количество гимнов. 

Текст завершается упоминанием жизни после смерти: «Написано, что он воскреснет с теми, кого Господь пробудит. Слава Господу нашему. Аминь».


Расхождение с еврейской традицией

1. Происхождение Иова
В традиционном иудаизме происхождение Иова остаётся неопределённым. По одним источникам, он был потомком Эсавa, по другим — неевреем. «Завет Иова», напротив, утверждает, что Иов был связан с еврейским народом через брак с Диной, дочерью Яакова. Это представление отсутствует в еврейских текстах и считается поздней интерпретацией.

2. Роль Сатаны
В Танахе Сатана представлен как ангел-обвинитель, подчиняющийся воле Б-га. В «Завете Иова» Сатана изображён в гораздо более демоническом и независимом свете, что ближе к христианской демонологии, чем к еврейскому пониманию.

3. Жена Иова
В Танахе жена Иова упоминается лишь один раз (Иов 2:9), где она советует ему отказаться от своей веры. В «Завете Иова» её роль значительно расширена, и она даже названа по имени. Это изменение может быть результатом греко-римского влияния, где женщинам нередко приписывались более значимые роли.

4. Религиозные обряды и мистицизм
Упоминание о "ангельском языке" и многоцветных шнурах, связанных с духовным опытом, не имеет параллелей в еврейской традиции. Такие элементы, скорее всего, отражают влияние мистических или христианских практик, например, говорения на языках (глоссолалии), и являются чуждыми иудаизму.


Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine