1 и 2 Книги Царей
Хроники царских династий Иудеи и Израиля
Источники:
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort
Книга Царей (סֵפֶר מְלָכִים, Сефер млахим), две книги (מְלָכִים א׳, I Цари, и מְלָכִים ב׳, II Цари) канонической еврейской Библии, завершающие цикл ранних пророков.
В Септуагинте и следующем ей православном каноне, а также в Вульгате и Пешитте это III и IV книги Царств. Книга Царей — это единое историческое повествование, которое охватывает период приблизительно в 400 лет (960-е гг. до н. э. — 561 г. до н. э.).
Деление текста книги Царей на две примерно равные части не связано с их содержанием (так, рассказ о правлении царя Иудеи Ахаза начинается в I Ц. 22:52–54, а продолжается во II Ц. 1:1,2) и, по всей вероятности, было обусловлено техническими причинами. Деление на две книги зафиксировано в Септуагинте, в Вульгате и Пешитте, однако в еврейских средневековых рукописях оно встречается лишь изредка.
Разграничение между книгой Царей и книгами Самуила также является в значительной мере случайным. Начальные главы I Ц. представляют собой эпилог борьбы за престолонаследие, история которой излагается в II Сам. 9–20.
Содержание, характер повествования
Книга Царей начинается с хроники заключительного периода жизни и царствования Давида, прежде всего с развернувшейся в этот период борьбы за престолонаследие между Соломоном и Адонияху; далее следует завещание Давида, известие о его смерти и рассказ о воцарении Соломона, сопровождавшемся расправой с Адонияху и его сторонниками — Иоавом и Эвиатаром, а также Шим‘и бен Герой, насмехавшимся над Давидом во время бегства царя от Авшалома.
В I книге Царей (3–10) дается общая картина правления Соломона, в которой подчеркиваются его богоизбранность, мудрость, могущество и богатство; особое внимание уделяется строительству и украшению Иерусалимского храма, ритуалу его освящения, а также другим строительным проектам. В целом сорокалетнее царствование Соломона характеризуется как «золотой век».
Вместе с тем упоминается, что при Соломоне была введена или увеличена трудовая повинность (в I Ц. 9:2–22 утверждается, что ее несли только ханаанеи), а в главе 11 Соломон подвергается критике за терпимость к языческим культам, практиковавшимся его многочисленными женами, и даже за богоотступничество, наказанием за которое было отпадение Эдома и Арам-Даммесека, восстание Иоров‘ама и распад Соломонова царства.
Отделение десяти северных колен, предсказанное еще при жизни Соломона (11:11–13, 29–39), происходит сразу после его смерти. Десять северных колен избирают своим царем Иоров‘ама, который осуществляет культовую реформу, в частности, устанавливает в Бет-Эле и Дане золотых тельцов.
Начиная с главы 13 характер книги Царей меняется: развернутое историческое повествование, характерное для книг Самуила и I Ц. 1–12, уступает место лаконичным, стандартизированным и большей частью синхронизированным летописям Израиля (Северное царство) и Иудеи (Южное царство). Материал хроник перемежается повествованиями о пророках, преимущественно действовавших в Северном царстве. Цикл историй о пророках Илие и Элише, противостоявших введенным финикийской женой царя Ахава Изевель языческим культам, составляет основную часть повествования о Северном царстве.
Синхронное изложение истории Израиля и Иудеи возобновляется в главе 9; оно начинается с вдохновленного пророком Элишей переворота, в ходе которого пришедший к власти Иеху истребил потомков Ахава и всех последователей культа Ваала, и доводится до падения Израильского царства под натиском ассирийцев. Гибель Северного царства рассматривается как наказание за богоотступничество. Здесь же рассказывается о происхождении самаритян.
В заключительной части книги Царей, посвященной исключительно истории Иудеи, стиль изложения остается преимущественно летописным, однако повествование становится более пространным. Особое место уделяется реформам Хизкияху (18:1–20:21) и Иошияху (22:1–23:30), направленным на очищение культа от языческих элементов и превращение Иерусалимского храма в единственный центр служения Богу Израиля.
Основную часть рассказа о царствовании Хизкияху составляют три эпизода, в которых участвует пророк Исайя. Книга завершается чрезвычайно лаконичной хроникой последних иудейских царей и рассказом о захвате Иерусалима Навуходоносором, разрушении Храма и выселении значительной части жителей Иудеи в Месопотамию, за чем следует краткое сообщение об убийстве вавилонского наместника Иудеи Гдалии бен Ахикама и о судьбе царя Иехояхина в вавилонском плену.
Источники, авторство, датировка
Как и для многих других книг Библии, для книги Царей характерно многообразие литературных жанров — помимо летописей встречаются развернутые исторические повествования (I Ц. 1:1), легенды (II Ц. 3:23,24), притчи (I Ц. 3:16–28), пророчества (II Ц. 19:21–34), завещания (I Ц. 2:2–9), молитвы (I Ц. 8:12–61), полемические речи (II Ц. 18:19–35), описания архитектуры (I Ц. 7:2–12), списки должностных лиц (I Ц. 4:2–19) и т. п.
Одна из наиболее характерных черт книги Царей — наличие большого числа ссылок на источники приводимой информации: «Книгу дел Соломоновых» (I Ц. 11:41), «Летопись царей иудейских» (I Ц. 14:29, II Ц. 8:23 и т. д.) и «Летопись царей израильских» (I Ц. 15:31, II Ц. 1:18 и т. д.). Ученые полагают, что речь идет о документах, аналогичных записям, которые велись при дворах египетских и эллинистических монархов, и главным образом ассиро-вавилонским хроникам, где фиксировались даты царствований, войн, крупных строительных проектов и т. д. Возможно также, что в Израиле и Иудее, как в некоторых государствах Месопотамии, составлялись списки царей. Очевидно, однако, что этот первичный материал был подвергнут литературной переработке и исторические события были осмыслены в религиозно-моралистическом духе.
Исследователи полагают, что две книги Царей были составлены в последней четверти 7 в. до н. э. одним из сторонников и участников религиозной реформы Иошияху, а позднее, в период вавилонского пленения, дополнены и обработаны в духе «жреческого» источника Пятикнижия.
М. Нот и его последователи рассматривают книгу Царей и все книги «ранних пророков» как результат деятельности редактора, жившего вскоре после падения Иерусалима (586 г. до н. э.) и разделявшего идеологию Второзакония (концепция «девтерономической истории», согласно которой утрата государственности и разрушение Храма — следствие нарушения Завета с Богом.
По мнению Ф. М. Кросса, первоначальный вариант книги Царей заканчивался панегириком Иошияху в II Ц. 23:25 (где он изображается как «второй Моисей»); составитель книги верил в незыблемость династии Давида и видел в возвращении к строгому монотеизму залог восстановления объединенной монархии.
Его работу, завершенную до смерти Иошияху (примерно 610 г. до н. э.), продолжил редактор, находившийся в вавилонском изгнании: он добавил II Ц. 23:26–25:30 и по-новому расставил акценты, в частности, связал постигшие народ бедствия с прегрешениями Менашше (II Ц. 21:10–15, 23:26,27).
Текст и его варианты
Книга Царей известна в двух основных вариантах: первый представлен масоретской версией (см. масора) и ее переводами (Вульгата, Таргум Ионатана, Пешитта), второй — Септуагинтой и основанной на ней старолатинской версией. Отрывки, найденные в Кумране, слишком кратки и разрознены для того, чтобы составить самостоятельный вариант.
Расхождения между масоретской версией и Септуагинтой носят как композиционный, так и содержательный характер. В Септуагинте имеются сравнительно большие фрагменты текста, отсутствующие в масоретской версии.
Некоторые ученые относят версию Септуагинты к изводу, бытовавшему в Эрец-Исраэль, и заключают, что отдельные ее фрагменты отражают текст, сложившийся там к концу 5 в. до н. э., в то время как масоретская версия принадлежит, по их мнению, к более позднему вавилонскому изводу. Однако во многих случаях отличие Септуагинты от масоретской версии может быть объяснено как результат интерпретации и переосмысления последней, то есть процесса, сходного с созданием мидраша.
Книга Царей как исторический источник
Израиль и Иудея неоднократно упоминаются в ассирийских анналах и надписях 9–8 вв. до н. э., но не в качестве родственных государств. Здесь же фигурируют некоторые монархи, правившие в Северном (но не в Южном) царстве, в частности, Омри и Иеху (последний именуется «сыном Омри»; возможно, он принадлежал к боковой ветви династии), а также действующие в книге Царей арамейские цари Бен-Хаддад и Хазаэль.
Имя Омри встречается в моавитской царской надписи, а на стеле, недавно обнаруженной в Тель-Дане, упоминается династический переворот в Израиле (ср. II Ц. 9).
Опустошительный поход Санхерива на Иудею, о котором сообщается в II Ц. 18:13–19:37, имел место в действительности, однако финал этого повествования (II Ц. 19:35,36) носит легендарный характер (причины отступления ассирийцев из-под Иерусалима гораздо более правдоподобно объясняются в II Ц. 18:14–16, где сообщается об уплаченном им выкупе).
Наиболее интересный документ — упоминание в нововавилонской хронике захвата Иерусалима Навуходоносором II (598–597 гг. до н. э.) и пленение иудейского царя.