Зугот
Первый период еврейской талмудической мысли
Зугот (ивр. «пары», мн.ч. от слова «зуг» — «пара») — так назывались еврейские мудрецы, которые в эпоху Второго Храма возглавляли Синедрион (Сангедрин) — Верховный еврейский суд. Примерно с первой половины II в. до н.э. и до 30 г. н.э. Сангедрин, как правило, возглавлялся парой мудрецов, поэтому и возникло такое название. А все это время — ок. 200 лет — известно как «Период зугот».
После возвращения из Вавилонского плена и восстановления Храма и Иерусалима, для решения текущих проблем и управления народом был создан совет мудрецов того поколения — Кнесет аГдола («Великое Собрание»). Инициаторами создания Великого Собрания были главы еврейского народа, в первую очередь, Эзра аСофер.
В следующих поколениях власть Великого Собрания унаследовал Сангедрин — совет, имевший статус Верховного Суда и состоящий из 71-го старейшины-судьи.
Во главе Сангедрина стояли два мудреца: наси — председатель Сангедрина, и его заместитель, ав бейт дин — верховный судья. Эти двое лидеров и назывались зуг — на иврите «пара».
Период зугот был ознаменован борьбой между эллинистами (евреями, воспринявшими греческую культуру) и теми, кто оставался верен законам Торы — борьбой, которая приобрела остроту гражданской войны. Восстание Маккавеев и события Хануки послужили историческим фоном для начала периода зугот.
Кроме того, в это время возникли секты цдуким (саддукеев) и байтусим, которые отрицали (как правило, по политическим мотивам) Устную Тору, передавшуюся еще со времен горы Синай от учителя к ученику. В итоге, эти секты сошли с исторической арены — сама еврейская история доказала несостоятельность их учения.
Конец периода зугот совпадает с воцарением на троне царя Ирода и утверждением римского влияния над Страной Израиля. Последними из зугот этого периода многими принято считать мудрецов Гилеля и Шамая, живших незадолго до разрушения Второго Храма.
Пары мудрецов во главе Сангедрина
Имена пар мудрецов-зугот нам известны, т.к. они перечислены в первой главе Мишны трактата Пиркей Авот. Кроме того, во многих местах Мишны часто приводятся их высказывания и даже некоторые факты их биографий.
Всего было пять пар-зугот. Начинаются они с учеников мудреца Антигноса из Сохо.
1. Йоси бен Йоэзер из Цереды — ученик Антигноса. Глава Сангедрина в период антиеврейских указов Антиоха Эпифана и начала восстания Маккавеев (3616-3621 гг. /144-139 гг. до н.э./). Принимал активное участие в борьбе с эллинистами. Был зверски убит в числе шестидесяти мудрецов Израиля в результате резни, учиненной греческим полководцем Деметрием.
Йоси бен Йоханан из Иерусалима — ученик Антигноса. Ав бейт дин в Сангедрине, возглавляемом Йоси бен Йоэзером. Они составили первую из зугот.
2. Йеошуа бен Прахья — наси во второй «паре». В последние годы правления первосвященника Йоханана Гиркана, попавшего под влияние эллинистов, вынужден был бежать в Египет и скрывался в Александрии. Возвратился на родину только около 3670 г. (90 г. до н.э.), после смерти Гиркана.
Йеошуа бен Прахье принадлежит известное изречение: «Сделай себе учителя и приобрети себе друга, и суди о каждом с лучшей стороны (лехаф зхут)» (Авот 1:6).
Нитай из Арбелы — ав бейт дин в Сангедрине, возглавляемом Йеошуа бен Прахьей. Оба они учились у первой «пары» (Авот 1:6).
Сохранилось одно его изречение: «Отдались от дурного соседа, не водись с нечестивым и не отчаивайся в беде» (Авот 1:7).
3. Йеуда бен Табай — глава Сангедрина в третьей «паре». Вместе с Шимоном бен Шатахом принял устную традицию от второй «пары» (Авот 1:8).
Когда царь Александр Янай, сын Гиркана, перешел к физическому уничтожению мудрецов (было казнено около четырех тысяч знатоков Торы), Йеуда бен Табай был вынужден скрываться в Египте и сумел вернуться на родину только после смерти царя.
Шимон бен Шатах (3621-3722 гг. /139-38 гг. до н.э./) — ав бейт дин в третьей «паре».
Талмуд свидетельствует, что Шимон бен Шатах был объективен и неподкупен: однажды он вызвал в суд царя Александра Яная и потребовал, чтобы тот выслушал обвинение стоя, как предписывает закон (Сангедрин 19аб).
Сестра Шимона, Шлом-Цион (Саломея), ставшая женой царя, укрывала брата во время гонений на мудрецов. После смерти Александра Яная царица Шлом-Цион унаследовала трон, и Шимон бен Шатах стал фактическим правителем государства. Он сумел провести целый ряд важнейших реформ. Его усилиями была создана система школ для обучения детей Торе. Выработанная им система учебных заведений (хедер и талмуд-Тора) сохраняется, в основных чертах, до сегодняшнего дня. В Талмуде сказано, что он «восстановил власть Торы в ее прежних пределах».
При нем было закреплено и важное изменение в семейном праве: обязательным был признан брачный контракт — ктуба, обеспечивающий права жены в браке и в случае смерти мужа или развода.
4. Шемая — ученик раби Шимона бен Шатаха, глава Сангедрина в четвертой «паре». Он происходил из семьи геров, потомков ассирийского царя Санхерива, угнавшего в плен десять колен Израиля (Гитин 57б).
Автальон — ав бейт дин в четвертой «паре». Происходил из той же семьи геров, что и Шемая (Гитин 57б).
Шемая и Автальон возглавляли Сангедрин в течение шести лет (3722-3728 гг. /38-32 гг. до н.э./).
Одно изречение Автальона приведено в Мишне: «Мудрецы, будьте осторожны в своих словах (т.е. остерегайтесь высказываний, которые могут быть неверно истолкованы)…» (Авот 1:11).
5. Пятой парой зугот были мудрецы Гилель и Шамай, которые передали Учение своим ученикам. Одним из них был мудрец следующего поколения, рабан Йоханан бен Заккай. Благодаря его усилиям Тора после разрушения Храма не исчезла: рабан Йоханан бен Заккай восстановил работу Сангедрина в городе Явне и воспитал плеяду мудрецов Торы, ставших во главе народа в последующие годы.
Пятую пару в раввинистической традиции принято считать первыми таннаями.
Источники:
- Энциклопедия иудаизма. Зугот
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort