Таннаи
Второй период еврейской талмудической мысли
Источники:
- Энциклопедия иудаизма. Мудрецы Мишны — танаи
- Электронная еврейская энциклопедия World Ort. Таннаи
Танаи (ивр. танаим) — еврейские мудрецы эпохи составления Мишны, начиная со времен конца Второго Храма и до окончательной редакции Мишны, что примерно соответствует I в. до н.э. — II в. н.э. «Тана» по-арамейски — «учитель», во множ. числе — «танаим».
Талмуд в своих дискуссиях отличает ученых двух эпох — танаим и амораим: последние жили позже, во время составления Гмары — пояснений на Мишну.
При этом, несколько поколений в конце эпохи Второго Храма — вплоть до начала I в. н.э. — часто называют эпохой «зкеним» (старейшин). В этом случае саму эпоху танаев принято отсчитывать от Гилеля и Шамая и их учеников.
Этот период, который длился немногим больше 200 лет, был насыщен историческими событиями, коренным образом изменившими не только облик иудаизма, но и дальнейший ход мировой истории: эпоха танаев вместила в себя годы правления царя Ордуса (Ирода I), Великое (Иудейское) восстание и разрушение Второго Храма, восстание Бар-Кохбы. Завершилась эпоха во времена раби Йеуды аНаси, составителя и редактора Мишны. В поколении учеников раби Йеуды аНаси уже началась следующая эпоха — эпоха амораев.
Мнения танаев относительно каждого положения еврейского закона приведены в Мишне и Барайте — первых записанных кодексах Устной Торы.
Поколения таннаев
Во второй половине 12 в. Аврахам Ибн Дауд предложил делить эпоху таннаев на пять поколений (по примеру эпохи зугот) и одно добавочное поколение так называемых полутаннаев — коллег и учеников рабби Иегуды га-Наси, деятельность которых продолжалась и после завершения Мишны. Такое деление было принято в еврейской традиции. (Полутаннаями можно считать также Гилеля и Шамая, которые были предшественниками таннаев, принадлежали к периоду зугот и завершили его.)
В Талмуде, Тосефте и Мидрашах упоминаются около 240 таннаев.
Назовем имена наиболее выдающихся учителей и мудрецов.
Первое поколение — ученики Гилеля и Шамая: рабан Гамлиэль Азакен (Старший), Йонатан бен Узиэль, рабан Шимон бен Гамлиэль, рабан Йоханан бен Закай, раби Цадок.
Второе поколение: рабан Гамлиэль из Явне, раби Доса бен Урканос, раби Элиэзер бен Урканос, раби Элазар бен Азария, раби Йеуда бен Батира, раби Йеошуа бен Хананья.
Третье поколение: раби Акива бен Йосеф, раби Тарфон из Лода, раби Ишмаэль, раби Йоханан, раби Йосе Аглили, раби Шимон.
Четвертое поколение: раби Меир, раби Йеуда бен Илай, раби Шимон бен Йохай, раби Йосе бен Халафта, раби Элазар бен Шамуа, раби Йеошуа бен Корха, рабан Шимон бен Гамлиэль.
Пятое поколение: раби Йеуда Анаси, раби Элазар бен Шимон.
Некоторые добавляют так называемое Шестое поколение. В него входят ученики раби Йеуды Анаси: раби Хия, раби Ошая, Рав и др.
В следующий период, эпоху амораев, во время учебного процесса и обсуждений в иешивах присутствовали ассистенты, которые носили название таннаи. Их функция состояла в том, что они в случае надобности по памяти приводили цитаты из Мишны и барайт. Талмуд нелестно отзывается о них (Сота 22а), указывая, что, полагаясь на свою память, они решают вопросы, не подвергая тексты тщательному предварительному обсуждению.