Ришоним
Шестой период еврейской талмудической мысли
Источники:
- Энциклопедия иудаизма. Ришоним
Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала XI до конца XV века. Период Ришоним наступает после периода гаоним (мудрецов Вавилонии) и сменяется периодом ахароним (ивр. — «последние», «поздние»).
Предыдущая эпоха — эпоха гаоним — характеризовалась концентрацией еврейской элиты на территории бывшего Вавилона, вокруг двух знаменитых ешив — в Суре и Пумбедите. Основные усилия мудрецов Вавилонии были направлены на завершение редакции Талмуда, а также на регулирование еврейской жизни Вавилонии и Диаспоры с помощью респонсов.
Наступление периода ришоним ознаменовалось перемещением центра Торы и еврейской жизни из Вавилонии в Северную Африку и Западную Европу. Это было началом новой эпохи.
В отличии от периода гаоним, оставившего относительно небольшое письменное наследие, период ришоним характеризуется бурным развитием религиозной литературы практически во всех областях исследования Торы: комментирование Талмуда и Танаха, кодификация законов, развитие еврейской философии, рассмотрение принципов иудаизма и мировоззренческих основ, описание правил святого языка, обнародование основ каббалистического учения, а также поэзия и т. д.
В этот период действовали такие известные мудрецы, как Раши, Рамбам (Маймонид), Рамбан (Нахманид), Рабейну Йона, Рашбо, Ритво, Рош, Ран, раби Овадья Бартанура и др.
Начало эпохи
Началом эпохи принято считать смерть рава Ая Гаона, главы ешивы Пумбедиты, в 1083 году.
Предание гласит, что перемещению центра Торы из Вавилонии способствовало пленение четырех вавилонских мудрецов арабскими пиратами: мудрецы направлялись в Европу для сбора средств на вавилонские ешивы. Четверо мудрецов были выкуплены и стали во главе разных общин средиземноморского бассейна: Северной Африки, Италии и Испании. Каждый из мудрецов собрал вокруг себя множество учеников, передав учение вавилонских гаонов следующему поколению.
Родоначальниками плеяды ришоним считаются ученики последних вавилонских гаонов, такие, как Рабейну Гершом во Франции (которого называют Меор аГола — «Светоч Изгнания») и Рабейну Хананель в Северной Африке.
Ашкеназ и Сфарад
Учение ришоним одновременно развивалась в двух частях Европы: в Германии и Франции, с одной стороны, и в Испании и Италии, с другой. В будущем благодаря этому разделению сложатся две большие группы еврейских общин — ашкеназим («немецкие», от «Ашкеназ» — Германия) и сфарадим («испанские», от «Сфарад» — Испания), каждая — со своей специфической традицией.
Различия в постановлениях ашкеназских и сефардских ришоним сформировали различные (иногда) законы и обычаи этих двух групп. Кодекс Шульхан Арух, составленный раби Йосефом Каро (Мехабер, Маран) содержит законы, принятые сефардскими общинами, а законы и обычаи, принятые ашкеназскими общинами, приводятся раби Моше Исерлесом (Рамо) в примечаниях к Шульхан Аруху — «Мапа».
Исторический фон
Для евреев Франции и Германии это был чрезвычайно тяжелый период: регулярные гонения и аресты, эпидемии чумы, жестокие погромы, учиняемые участниками крестовых походов 11-15 веков, кровавые наветы, публичные диспуты с последующим принуждением к крещению, многочисленные изгнания из стран проживания. Жертвами инквизиции становились целые города и общины. Среди ее жертв было также немало мудрецов Торы.
Для испанского же еврейства период ришоним был «золотым веком»: евреи пользовались гражданскими правами и религиозной свободой. Многие мудрецы Торы занимали ключевые посты при королевском дворе, писали стихи и поэмы, занимались науками и врачеванием.
Комментарии к Танаху
В период ришоним был написан первый комментарий к Танаху на святом языке. Его автором был раби Шломо Ицхаки — Раши. Он составил ко всему Танаху комментарий, основанный на толкованиях из мидрашей и Талмуда.
Вслед за этим было составлено множество комментариев к Танаху, как в рамках простого понимания текста — пшат, так и в рамках тринадцати способов толкования текста — драш. Наиболее известные из комментаторов, занимавшихся пшатом, это: Ибн-Эзра, Рашбам, Сфорно, Хизкуни (раби Хизкия бар-Маноах, ок. 1250-1310, Франция), Радак (на Танах) и др.
Иное направление в комментировании основал Рамбан (Нахманид): его комментарий включает в себя практически все уровни понимания Торы — Пардес (пшат, ремез, драш, сод); он разъясняет целые эпизоды, часто — на основе учения Каббалы. Подход, выработанный Рамбаном, применяли такие комментаторы, как Рабейну Бехае, раби Менахем бен-Биньямин Реканати (1250-1310, Италия), Ор а-Хаим и др.
Комментарии к Талмуду
Период ришоним стал также периодом глубокого исследования Вавилонского Талмуда. Первые комментарии к Талмуду были составлены Рабейну Гершомом в Европе и Рабейну Хананелем в Тунисе. Та часть их комментариев, которая дошла до нашего времени, приводится в каждом издании Вавилонского Талмуда (внешний край талмудического листа).
В конце XI века Раши завершил свой многолетний труд над комментарием к Талмуду. Автор поставил перед собой цель создать комментарий, позволяющий человеку изучать Талмуд самостоятельно. Лаконичность и доступность комментария Раши открыли мир Талмуда тем, кто не получил традиционного разъяснения талмудического текста от своего учителя.
Комментарий Раши был принят всеми общинами Диаспоры в качестве основного комментария к Талмуду. И сегодня его изучение — неотъемлемая часть изучения Талмуда. Этот комментарий располагается рядом с текстом Талмуда, на внутренней стороне листа.
Внуки и другие ученики и последователи Раши развили новый, аналитический подход к изучению Талмуда, который воплощен в примечаниях Тосафот (ивр. «дополнения»). Тосафот занимаются устранением противоречий между разными сугиёт («рассмотрениями» темы) в Талмуде, а также предлагают альтернативные объяснения там, где их мнения расходятся с мнением их великого предшественника — Раши.
Среди авторов Тосафот — около ста мудрецов Германии, Франции и Англии, наиболее известные среди них — Ри а-Закен, Рабейну Там, раби Шмуэль бен-Меир (Рашбам), Риван и др.
Выводы Тосафот, в основном, построены на логическом рассуждении и анализе текста, традиция вавилонских гаонов принимается во внимание в меньшей степени.
С другой стороны, во втором центре изучения Торы — в Испании — влияние традиции гаонов ощущалось сильнее. Законодательные кодексы Рифа (рав Ицхак Альфаси) и Рамбама во многом опираются на мнение гаонов.
Позже Рамбан и его последователи, такие, как Рашбо, Ритво, Ран и др. совместили подход «испанской» комментаторской школы и школы Тосафот, написав обширные и ясные комментарии к Талмуду.
Алахическая литература
Алахическая литература периода ришоним весьма обширна, в ней представлены ашкеназское и сефардское направления, которые в будущем определят образ жизни и быт этих двух общин.
Систематизацию Еврейского Закона — Алахи — в период ришоним начал раби Ицхак Альфаси, составивший «Сефер Алахот» («Книгу законов»). Она представляет собой сокращенный вариант Талмуда: в ней приведены только те части Талмуда, которые имеют значение для установления алахи, а обсуждения, которые не влияют на окончательное решения, опущены.
Следующим этапом в развитии алахической литературы стало появление фундаментального кодекса «Яд Хазака», составленного выдающимся мудрецом и ученым раби Моше бен-Маймоном (Рамбамом). Он поставил себе целью создать алахический кодекс, написанный ясным и доступным языком согласно тематическому принципу, в котором любой сможет найти ответ на алахический вопрос, не разбираясь предварительно в сложных сплетениях талмудических дискуссий.
Одновременно в Германии и Франции набирает силу школа Тосафистов, последователями которой становятся авторы таких законодательные книг, как Сефер а-Трума, Йерэим (раби Элиэзер из Меца — РАМ), Смаг, Смак, Ор Заруа, а также Рош, Мордехай и др.
Сводом основных постановлений ришоним и, в частности, Роша, стал кодекс «Арбаа Турим», составленный по тематическому принципу раби Яковом бен-Ашером (Бааль а-Турим) в первой половине XIV века.
Постановления ришоним «подытожил» раби Йосеф Каро в законодательном кодексе «Шульхан Арух» и Рамо в примечаниях к «Шульхан Аруху» — «Мапа». Основой книги «Мапа» стали обычаи общин Германии, Австрии и Франции, многие из которых были собраны и кодифицированы Маарилем и его учениками.
Законы и обычаи сефардских общин опираются большей частью на постановления Рифа, Рамбама и Роша.
Мировоззренческая литература
Перу ришоним принадлежат множество философских, этических и мировоззренческих трудов.
Первой книгой о еврейской этике, написанной в период ришоним, стала «Ховот а-Левавот» (ивр. «Обязанности сердец»). Ее написал Рабейну Бехае (Бахье) в 1080 году.
В этот период написаны также «Шаарей Тшува», «Орхот Цадиким», «Орхот Хаим» и др.
Острую полемику среди мудрецов вызвал философско-мировоззренческий труд Рамбама — «Морэ Нэвухим», были и защитники, и ярые противники «рационализирующего» подхода Рамбама. Жесткое неприятие некоторых мудрецов привело к публичному сожжению книг Рамбама в 1238 году, через три десятилетия после его смерти. Предание гласит, что чувство вины и сожаление заставили главного противника философии Рамбама — Рабейну Йону — раскаяться в содеянном и написать книгу о путях раскаяния — «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния»).
Тайное учение
В начале периода ришоним о существовании тайной каббалистической традиции знали немногие. Рамбам полагал, что традиция тайного учения утрачена и восстановить ее можно, только прибегнув к «рационализму», во многом основанному на греческой философии.
«В ответ» на позицию Рамбама многие ришоним начали намеком упоминать тайную традицию, знанием о которой обладали. Например, Рамбан, объясняя текст Торы на основании Каббалы, добавляет: «…и поймет его знающий».
В XIII веке раби Моше ди-Леон обнародовал основополагающий каббалистический труд — книгу Зоар.
Исследования святого языка
Золотой век евреев Испании подарил нам целую плеяду мудрецов, которые систематизировали правила грамматики, а также значительно обогатили словарный запас святого языка. Благодаря трудам языковедов Средневековья была описана четкая система правил языка Танаха, на которую опирались все известные комментаторы Танаха, такие, как Раши, Ибн-Эзра, Рашбам, Радак и др.
Среди выдающихся исследователей языка — раби Менахем бар-Яаков ибн-Сарук, раби Дунаш бен-Лабрат а-Леви, раби Йона ибн-Джанах и раби Йеуда бар-Давид ибн-Хаюдж. Ибн-Джанаху принадлежит описание глагольных форм в рамках системы трехбуквенных корней.
Исследования святого языка, проведенные в тот период, послужили основой для воссоздания современного иврита.
Поэтическое творчество ришоним
В период ришоним, во многом благодаря систематизации правил святого языка, развился особый поэтический жанр — «пиютим», гимны религиозного содержания. Многие из гимнов и элегий, написанных в эту эпоху, входят сегодня в состав будничных и праздничных молитв.
Среди выдающихся поэтов той эпохи — раби Шимон бар-Ицхак, раби Йеуда а-Леви, раби Шломо ибн-Габироль и др.
Завершение эпохи
Концом эпохи ришоним принято считать 1492 год — год изгнания евреев из Испании. Однако по существу для ашкеназского еврейства период ришоним закончился столетием раньше, после волны погромов в общинах Германии, спровоцированных обвинением евреев в распространении чумы (1348). Одним из последних мудрецов — ашкеназских ришоним — принято считать Маариля. Он описал традиции уничтоженных общин Германии в сборнике «Сефер Маариль».
С завершением периода ришоним ашкеназский центр изучения Торы перемещается в Восточную Европу, главным образом, в Польшу. Евреи, изгнанные из Испании, селятся в пределах Османской империи и в Эрэц-Исраэль, где главным центром Торы становится Цфат.
Территориальные перемещения и трагические события конца XV века положили начало новому этапу в еврейской истории — эпохе Ахроним —мудрецов Торы «позднего» периода, который продолжается и сегодня.