Польша
Краков. Казимеж
|
|
|
|
Бывшая ратуша Казимежа |
Площадь Рынок и Ратуша - Казимеж был вполне самостоятельным, пока на него не наполз Краков |
Копия барельефа Г. Хохмана на стене ратуши «Прибытие евреев в Польшу». Встречает сам король Казимир |
Полиэтиленовые автобусы предлагают экскурсию по Казимежу |
|
|
|
|
Старая Синагога "Альт Шул" является старейшей в Польше |
Построена в начале XV века, в 1570 г. была перестроена архитектором Матеушем Гуцци из Флоренции |
Ресторан "Ариэль" |
Синагога Поппера построена в 1620 г. как частная синагога Вольфа Поппера, одного из богатейших еврейских купцов |
Евреи жили в Кракове очевидно уже в 12 в. и управляли монетным двором, о чем говорят монеты с надписями еврейскими буквами «Мешко, король Польский» и «Крк» (Краков). В документах 1304–50 гг. упомянуты «еврейские ворота» и Еврейская улица, а также синагога, миква и еврейское кладбище. Согласно документам 14–15 вв., в Кракове были две синагоги, школа, свадебный зал и баня. На площади при пересечении нынешних улиц Святой Анны и Ягеллоньской, согласно хроникам, устраивался еврейский торг.
Несмотря на то, что Казимир III предоставил евреям право приобретать недвижимость, заниматься торговлей и ремеслами, а также гарантировал им самоуправление под руководством раввинов, уже в 1392 г. христианское население добилось, чтобы городские власти запретили евреям, купившим недвижимость у христиан, перепродавать ее единоверцам.
Кровавые наветы вызвали погромы в 1407 г. и 1423 г. В 1453 г. Казимир IV под давлением церковников отменил дарованные евреям привилегии, а в 1454 г. и 1464 г. произошли новые погромы.
В 1469 г. евреям была навязана «торговая сделка», по которой им пришлось переселиться на другую улицу — Спигальскую, где к тому времени уже жили евреи. Здесь община построила новую синагогу, вокруг которой разместились еврейские учреждения, частные дома, лавки и склады. В 1485 г. евреи Кракова были вынуждены подписать договор, ограничивающий их экономическую деятельность.
После пожара в 1494 г. евреи Кракова, обвиненные в поджоге, подверглись кровавому погрому, а в 1495 г. были изгнаны из города. Они поселились в основанном в 1335 г. Казимиром III пригороде Казимеже (с 1801 г. часть Кракова), куда раньше уже бежали евреи из Чехии, Венгрии и Австрии от «чёрной смерти», а в 1389 г. — от резни в Праге. К концу 14 в. они образовали там общину и построили синагогу крепостного типа «Алте шул» - самую древнюю из сохранившихся в Польше.
Евреи Казимежа пользовались полной автономией. Их квартал, включавший четыре улицы, обнесенные стеной с тремя воротами, где евреи жили до середины 19 в., был тесным для объединившихся общин, а в начале 16 в. к ним присоединились еще и многие евреи из Чехии, Моравии, Италии, а также изгнанники из Испании и Португалии, после чего община выросла до двух тысяч человек. В 1533 г. был куплен участок земли для увеличения кладбища, но расширения квартала община добивалась с большим трудом, а запрет на проживание в Кракове был подтвержден в 1543 г. С другой стороны, в 1564 г. христианам запретили селиться в еврейской части Казимежа.
16 в. считался золотым веком евреев Кракова. Король Сигизмунд I Старый в 1528 г. и 1530 г. восстановил торговые права евреев, ограниченные в 1453 г. В центре города евреи владели множеством лавок, и это продолжало вызывать ненависть нееврейского населения. В 1552 г. Исраэль Иссерлес построил синагогу, названную «Рамо шул». С конца 16 в. до конца 17 в. в Казимеже были построены еще четыре синагоги.
В 16 в. Краков стал крупным центром еврейской учености, а его община — одной из самых значительных в Польше. Еще в 1503 г. Яаков Поллак основал в Казимеже иешиву и ввел в ней методы изучения Талмуда, принятые в иешивах Германии. Король Александр Казимирович назначил его также раввином Кракова с правом ведать судопроизводством и налогообложением. Казимежская иешива стала центром еврейской духовной жизни не только Польши, но и Центральной и Восточной Европы. Среди возглавлявших ее в 16 — 17 вв. были видные галахисты и каббалисты, большинство которых служили и главами краковского бейт-дина.
В 16–17 вв. в Казимеже жили знаменитые еврейские врачи, обучавшиеся за границей, например, Шмуэль бен Мешуллам — личный хирург королевы Боны Сфорца, Шломо Ашкенази из Удины — личный врач Сигизмунда II Августа, а также Шломо Калахора из Испании — врач Стефана Батория.
С 1534 г. Краков стал одним из важных центров еврейского книгопечатания.
После перенесения столицы Польши из Кракова в Варшаву в 1596 г. община постепенно приходит в упадок. Возобновляются кровавые наветы (1631, 1637). При захвате Кракова шведами (1655) погибло около 2,5 тысяч евреев, но оставшиеся в городе, тем не менее, были обвинены поляками в измене. В 1657 г. Ян Казимир обложил евреев высокими налогами «за измену и действия против церкви». В 1663 г. был сожжен врач Маттитьяху Калахора «за хулу на Деву Марию». В 1670 г. община увеличилась за счет евреев, изгнанных из Вены.
В 1677 г. около тысячи евреев Казимежа погибли от чумы, и еврейский квартал был временно покинут большинством обитателей. К 1680 г. многие из них вернулись на свои места, и вновь открылась Казимежская иешива. В 1682 г. вернувшиеся подверглись очередному погрому.
|
|
|
|
Высокая синагога, 1563 г. Название происходит от того, что молельный зал в ней находится на 2 этаже |
Нетипичное расположение продиктовано соображениями безопасности, т.к. синагога находилась у ворот еврейского города |
Сначала я решил, что это эмбдема киевского "Динамо" |
Но нет)) |
|
|
|
|
Бывший молельный дом Коба Итим леТора |
На фасаде название молельни и годы основания и освещения (1810 и 1912), записанные в двух звёздах Давида |
Табличка рассказывает об истории синагоги |
В Казимеже много надписей на иврите, только адресованы они заезжим туристам |
В 18 в. продолжалась борьба христианского населения Кракова против евреев; в 1761 г. был спровоцирован погром. Однако при поддержке короля и магнатов община выстояла, и ее члены развивали торговлю и ремесла.
После первого раздела Польши в 1772 Казимеж отошел к Австрии, а Краков остался польским, что усложнило положение евреев. В 1776 г. им было запрещено торговать в Кракове; запрет оставался в силе и после возвращения Казимежа Польше в том же году.
В 1795 г. Краков отошел к Австрии. С образованием в 1815 г. Краковской республики положение евреев Кракова начало постепенно улучшаться.
В 80-х гг. 18 в. в Краков начал проникать хасидизм. Местный бет-дин в 1786, 1787 и 1797 гг. подверг хасидов отлучению от общины.
|
|
|
|
Самая большая и из синагог Казимежа - синагога Ицхака |
Ее основал старейшина казимирского кагала Ицхак Якубович, который получил разрешение на строительство от короля Владислава IV |
Строительство синагоги было закончено в 1644 г. |
|
|
|
|
|
Улица Казимежа с бутафорными еврейскими лавками |
|
|
|
|
|
|
|
Большая миква, 1567 г. Сегодня здесь еврейский ресторан «Klezmer-Hois» и гостиница |
Во время Второй мировой здание было разрушено, в 1976 г. восстановлено по сохранившимся планам |
Синагога Купа, 17 в. |
Полное название звучит как "ми-купат га-кагал (из фонда кагала), поэтому её назвали "Купа" |
Правительство Краковской республики (1815–46) предприняло шаги к ассимиляции евреев в польском обществе. Вместо общинной организации был учрежден комитет по еврейским делам во главе с чиновником-неевреем; раввину, избиравшемуся на три года, предписывалось знать польский и немецкий языки. В 1830 г. была открыта начальная еврейская школа, в которой общеобразовательные дисциплины преподавали неевреи.
В 1843 г. община Кракова насчитывала около 13 тысяч человек (при общем населении около 30 тысяч). В 1844 г. республиканские власти ввели сложную систему ограничительного контроля над еврейскими браками.
Экономическое положение евреев Кракова стало критическим после того, как правительство Австрии, в состав которой Краков вошел в 1846 г., обложило евреев контрибуцией и тяжелыми налогами. В начале 60-х гг. 19 в. среди высших кругов краковского еврейства усилилось стремление к ассимиляции. В 1860 г. открылась реформистская синагога «Темпль».
После эмансипации евреев Австрии в 1867–68 гг. им было разрешено селиться в любом районе Кракова. Еврейский религиозный совет возглавили маскилим и представители интеллигенции. В 1876 г. в Кракове была открыта первая публичная еврейская библиотека.
К концу 19 в. в Кракове существовали, кроме хедеров и иешивы, также начальные и средние школы с преподаванием на польском и немецком языке. В народных массах было сильно влияние как хасидизма, так и Гаскалы и ассимиляторских тенденций. В 1900 г. из 248 врачей 52 были евреями; из 110 адвокатов — 47 евреев.
|
|
|
|
Синагога "Темпль" |
|
|
|
|
|
|
|
Службы в Темпле проходили по правилам реформированной в XIX веке литургии |
Формально они были ближе к христианским службам, чем к проходившим в традиционных синагогах |
|
|
В конце 19 в. в Кракове усилился антисемитизм. В то же время наметилось стремление к еврейскому национальному возрождению. Возникли кружки Ховевей Цион, еврейские культурные общества. С 1897 г. появились сторонники политического сионизма, одним из главных деятелей которого был Ш. Ландау. Ахад-га-Ам печатал в краковской типографии И. Фишера ежемесячник «Га-шиллоах», редакция которого находилась в Одессе. Там же печатались публикации издательств «Ахиасаф» и «Тушия» из Варшавы, «Мория» из Одессы и других.
В 19–20 вв. Краков был важным центром еврейской учености, культуры и искусства. В Кракове прожил всю жизнь народный поэт (на идиш) М. Гебиртиг, творил художник М. Готлиб, около 40 лет действовал общественный деятель, писатель и лидер польского сионизма раввин И. Тон. В 1917 г. в Кракове были заложены основы сети религиозных школ для девочек «Бет-Яаков», инициатором которой была уроженка города Сара Шнирер.
В 1930-х гг. в Кракове действовали еврейская гимназия, профессиональные и торговые школы, средняя школа «Тахкемони» сети Мизрахи, школы «Иесодей га-Тора» и «Бет-Яаков» сети Агуддат Исроэль, национальные молодежные организации, женский центр профессионального обучения («Огнеско»), ферма для подготовки халуцим к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исроэль и еврейская больница. В 1925 г. был создан еврейский театр.
|
|
|
|
Синагога Рему получила название от имени основателя, рава Моисея Иссерлеса |
Это вторая синагога, появившаяся на Казимеже после Старой, а потому иногда зовётся Новой |
Построена она в 1553 г. Исраэлем бен Юзефом |
Была единственная действующая из всех синагог, но сейчас вездесущий ХаБаД активно начал обживать синагогу Ицхака) |
|
|
|
|
Кладбище при синагоге Рему относится к старейшим памятникам еврейской культурыт в Польше |
| Действовало оно в 1552-1800 годах; отдельные захоронения совершались до 1850 года |
|
|
|
|
|
В годы второй мировой войны кладбище было уничтожено |
Работы по восстановлению были проведены в 1957-67 годах |
|
|
|
|
|
|
Во время реставрации были обнаружены сотни ренессансных надгробий, закопанных накануне шведских войн в XVII веке |
|
|
|
|
|
|
|
Стена кладбища собрана из осколков надгробных плит |
|
|
|
В 1930 г. в Кракове было около 60 тыс. евреев (около 23% населения), из которых 31% были заняты в промышленности и ремеслах, 46% в торговле и страховом деле. В период между двумя мировыми войнами в Кракове как центре политической и общественной жизни Польши выходили сионистская газета «Новы дзенник» (1918–39) и бундовский журнал «Валка» (1924–27).
В канун Второй мировой войны в Кракове жили около 56 тыс. евреев. Вскоре после нацистской оккупации (в сентябре 1939 г.) начались преследования евреев. В марте 1941 г. было учреждено гетто, куда загнали около 20 тыс. человек; их физическое истребление началось в июне 1942 г.
Расстрелы проводились в лагере смерти Белжец и в самом гетто. Окончательная ликвидация гетто началась 13–14 марта 1943 г. После ликвидации гетто шесть тысяч евреев были переведены в созданный в Кракове лагерь Плашув, а остальных вывезли в Освенцим.
В Кракове действовали две самостоятельные группы еврейского Сопротивления (с 1942 г.), которые участвовали в диверсиях, вооруженных нападениях на оккупантов и поддерживали связь с еврейскими партизанскими группами и Варшавским гетто.
|
|
|
|
Молельный дом Псалмового братства ("Хевра Тегилим"), 1896 г. |
Бывший молельный дом Бней Эмуна, сейчас - Центр еврейской культуры |
Дворик, где снималась одна из сцен к/ф "Список Шиндлера" |
Кадр из фильма |
|
|
|
|
Площадь Краковского гетто |
| Евреи в довоенном Кракове |
|
|
|
|
|
Памятник жертвам Холокоста |
| Местные сувенирные еврейчики отчаянно напоминают "бандито-знаменито" из "Капитана Врунгеля" |
Дом Ландау, кон. 19 в. |
|
|
|
|
Та самая фабрика Оскара Шиндлера |
| Фотографии спасенных Шиндлером людей |
|
После освобождения Кракова туда вернулись считанные евреи из лагерей, а также успевшие бежать в Советский Союз (всего около одной тысячи человек). После войны евреи Кракова, опасаясь погромов, больше не селились в районе бывшего Казимежа. Новая еврейская община Кракова пользовалась четырьмя древними синагогами. К середине 1980-х гг. в Кракове проживало около 500 евреев (большей частью пожилых), в городе действовала только синагога Рему.
В Кракове находится Еврейский исторический институт, один из крупнейших в мире центров хранения документов и материалов по истории евреев Польши. При старейшем в Польше Ягеллонском университете действует Центр по изучению иудаизма.
Несколько интересных сооружений, которые мы пропустили. Фото из Википедии.
|
|
|
|
| "Дом Эстерки" - отделение Исторического музея |
Здание Управления Еврейской гминой в Кракове, 1911 г. |
|
|
|
|
|
Синагога Дейхеса |
Построена в 1910 году по инициативе фонда Соломона Дейхеса |
Синагога Гмилус Хасидим Дебайс Ханесес (первый этаж, второй достроен позже) |
Пляц Жидовски и "окрогляк" - бывшее здание для шхиты, сейчас - торговый павильон |
И немного об искусстве и вышеупомянутой Эстерке) Привилегии еврям на всей территории Польши были предоставлены королем Казимиром Великим в 14 веке. Слухи связывают такую лояльность к евреям с красавицей - еврейкой, любовницей Казимира.
|
|
«Казимир Великий у Эстерки». Владислав Лужкевич, 1870 г. |
Единственным недовольным во всей этой истории был отец Эстер, что понятно) "А как на это посмотрит Всевышний???" - вопрошает он дочь на картине Войцеха Герсона. "Пап, ну вы с Ним договоритесь там за меня как-нибудь, гит? А я с Кузей договорюсь за вас тут" - отвечает красавица... |
Краков, 2013, 2014