Садгора
Садгора, 2014, 2017
Городок Садагура основан в 1770 году бароном Петером фон Гартенбергом (Gartenberg, в буквальном переводе с немецкого — сад-гора).
В 1965 г. Садгора включена в состав города Черновцы.
|
|
|
|
Синагога Ружинера |
Процесс реставрации |
|
|
|
|
|
|
Было выпущено огромное количество полиграфии с видом синагоги и дворца Ребе |
|
|
|
|
|
|
|
Евреи и синагога |
|
| Интерьер |
Черновицкая область
В 1774 в Садгоре проживало 103 еврея,
в 1776 – 186,
в 1873 – 3591,
в 1880 – 3888 (80,4%),
в 1910 – 3410 (74%),
в 1914 – 5060,
в 1919 – ок. 900,
в 1930 – 1459,
в 1941 – 654 еврея.
Общинные организации возникают в Садгоре в 18 в. Главная синагога была построена ок. 1770 г., наряду с ней существовал ряд небольших синагог и молитвенных домов. В Садгоре также была ешива. Первым раввином Садгоры (1807–33 гг.) был Ишая Ликверник.
Местные евреи занимались, в основном, коммерцией и ремеслами, но в окрестностях Садгоры жили также арендаторы и богатые еврейские землевладельцы. Типичным занятием местной еврейской бедноты была доставка в дома воды из окрестных колодцев.
В конце 19 в. в Садгоре имелись 12 синагог, талмуд-тора, иешива, еврейское кладбище. Раввин Садгоры в нач. 20 в. – Йоханан Ландау. В 1908 г. в местечке работали училище, финансируемое фондом барона Гирша, дом престарелых.
В начале июля 1941 г. Садгору заняли румынские войска. В ходе погромов, устроенных местными украинцами, погибло 183 еврея.
Осенью 1941 г. евреи Садгоры были депортированы в Транснистрию.
В 1944 г. некоторое количество уцелевших евреев вернулись в местечко. По состоянию на 2017 г. садгорские хасиды, проживающие в Израиле, восстановили старую синагогу Ружинского Ребе и огель на месте захоронения цадика. Размерами и декором огель абсолютно соответствует синагоге - р. Исроель в роскоши жил, в роскоши и покоится.
В 1914 г. в период расцвета общины Садгоры еврейское население составляло около 50% жителей местечка (5 060 из прибл. 10 000 чел. всего), и более 3 000 чел. из 16 окрестных общин также относились к Садгоре.
В ходе Первой мировой войны местечко значительно пострадало, многие евреи его покинули; многие были высланы во внутренние губернии Российской империи.
В нач. 1920-х гг. помощь евреям Садгоры оказывал Джойнт. В 1920–30-х гг. действовали отделения различных еврейских партий и организаций. Активно работали сионистские организации. Евреи принимали участие в жизни города, еврейские партии были представлены в местном муниципалитете.
|
|
|
|
Школа барона Гирша в Садгоре |
Садгорское АТП) |
По лицам видно, что этим бизнесом в местечке также занимались евреи |
|
Садгора была важнейшим центром хасидизма на Буковине. Большинство жителей Садгоры были хасидами Ружинских цаддиков.
Рабби Исроель Фридман из Ружина, правнук Дов Бера из Межирича, обосновался в городе после того, как был выпущен из тюрьмы в России. Ружинский цаддик переезжал из города в город, пока после многих усилий его приверженцев, что описано в многочисленных хасидских легендах, 20 декабря 1845 г. император Фердинанд I разрешил ему проживать в Садгоре на Буковине. Хасиды купили для р. Исроеля поместье Золотой Поток рядом с городом, где он построил себе богатый особняк и стал вести роскошный образ жизни. Ружинский цаддик оказал огромное влияние на многих хасидов и цаддиков, тысячи людей стекались к его двору. Сыновья р. Исроеля основали хасидские династии в Гусятине и Чорткове, внук - в Боянах.
Роскошная синагога р. Исроеля долгое время стояла в руинах, но к 2017 г. была полностью восстановлена ружинскими хасидами из США и Израиля.
|
|
|
|
Огель Ружинера в процессе реставрации |
Мы как раз застали ремонтные работы |
С простыми евреями строители не церемонятся |
Современное состояние |
|
|
|
|
Старые мацевы |
Внутри - множество записок-просьб, которые привозят хасиды со всего мира |
Вместе с р. Исроелем здесь похоронены его наследники |
|
|
|
|
|
Руины дворца Ружинского Ребе |
Он практически полностью разрушен |
| Так дворец выглядел первоначально |
|
|
|
|
Вид с другого фасада |
р. Исроель любил башни |
|
|
А вот с грандиозным дворцом цадика, который стоял рядом с синагогой, дело обстоит похуже.
На кладбище сохранилось множество очень интересных в художественном плане мацев.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Несколько фотографий Д.Гобермана, 1950-60 гг. |
|
|
Фото:
Евгений Шнайдер
Давид Гоберман. Еврейские надгробия на Украине. Санкт-Петербург, 2001.
Объекты на карте Черновицкой области