Гусятин
|
|
Арка-граница между Гусятинами - Тернопольским и Хмельницким. А когда-то это была граница между империями |
|
Тернопольская область
Первое письменное упоминание - 1431 г.; в исторических документах описаны бои у Гусятина между польскими и литовскими войсками.
В 1559 г. король Сигизмунд II Август предоставил Гусятину Магдебургское право - статус города, разрешение проводить три ярмарки в год и еженедельные торги по понедельникам.
В 1645 г. воевода черниговский и польный гетман - Марцин Калиновский-младший построил замок и монастырь бернардинцев.
В 1672 г. Турция захватила все Подолье. Гусятин стал личной собственностью наместника турецкого султана; Онуфриевская церковь была превращена в мечеть.
В 1772 г. западная часть Гусятина оказалась под властью Австрии. Западный Гусятин отделяется от восточного и становится центром уезда; восточный Гусятин присоединен к России как местечко Каменец-Подольской губернии.
С ноября 1918 г. в Гусятине утвердилась власть ЗУНР.
Осенью 1920 г. Гусятин заняли польские войска.
В сентябре 1939 г. в Гусятин вошла Красная Армия. В декабре 1939 г. городок стал райцентром.
|
|
|
|
На этом месте находилось еврейское кладбище. Ул. Тернопольская, 4 |
Сейчас здесь восстановлен вот такой мемориал с символическими надгробиями р. Мордехая и его сына и преемника, р. Шалома Йосефа |
Могилки чудесно пристроились прямо под чьими-то окнами... |
Интересно, жильцов вообще не смущает факт, что они живут на кладбище? |
|
|
Евреи были среди жителей Гусятина. Есть свидетельства о наличии синагоги в Гусятине к началу 17 века.
В 1765 г. в местечке проживало 1208 евреев.
В 1772 году, когда Польша была разделена между Австрией и Россией, Гусятин также был разделен на две части - по протекающей через центр местечка реке Збруч была установлена граница между империями. Большая часть еврейской общины проживала в развитых районах к западу от Збруча и попала под власть Австрии, хотя некоторые евреи жили в восточной части городка. В это время среди евреев Гусятина было много оптовых торговцев - пограничный город стал местом оживленной международной торговли.
В 1861 г. сюда переезжает хасидский лидер р. Мордехай Шрага, сын р. Исроеля из Ружина. Он основывает хасидский двор, Гусятин становится одним из важнейших центров хасидизма. Город начал процветать. Рабби Мордехай был в хороших отношениях с месной знатью. На территории разрушенного замка он строит дворец-резиденцию, внешним обликом напоминавшую резиденцию его отца в Садгоре. Были построены новые синагоги, миквы, больница и дом для престарелых. Развиваются новые отрасли промышленности, в еврейской собственности находятся завод по производству перьевых ручек, типография, среди евреев много врачей, юристов и других специалистов. Город пострадал от масштабной эпидемии холеры в 1870 году, но рост населения возобновился после открытиея железнодорожной связи с Станиславовым в 1882 г. и из-за притока беженцев из России.
В 1890 году в Гусятине проживало 4197 евреев из 6060 жителей. В городе возникло множество банков, было проведено электричество, построена новая система канализации.
Рост города проходил в перспективе начала войны между Австрией и Россией. Увеличивается поток беженцев, особенно в 1903-1906 годах. Пересечение границы стало труднее. Опасаясь войны, жители Гусятина также начали эмигрировать. Золотой век Гусятина завершился в 1914 г., когда тогдашний Гусятинский ребе, р. Исроель, переехал со своим двором в Вену.
9 августа 1914 года русская армия перешла реку Збруч и напала на Австрию. Пожарами в городе было уничтожено более 600 зданий. Многие жители умерли от тифа, так как сильно ухудшились условия проживания.
13 июня 1915 г. евреям было приказано покинуть Гусятин, но многие потом вернулись обратно в город.
К 1921 году еврейское население сократилось до 368 человек - менее 10 процентов от пика еврейской жизни, пришедшегося на 1890 год.
Еврейская община Гусятина так и не оправилась от последствий первой мировой войны. Город продолжал быть разделенным международной границей, на этот раз между Польшей и СССР. Все коммерческие отношения с Россией были остановлены, проезд через границу стал невозможен. Система электрического освещения не ремонтировалось. Тем не менее, некоторая еврейская жизнь продолжалась, несмотря на спад. Действовал раввинат (раввин Яаков Рингель), продолжала работать еврейская школа. Была отремонтирована миква. В Гусятине были активны сионистские группы, в том числе Мизрахи и ревизионисты. И хотя контакт между польской и российской частями общины был запрещен, каждый Рош Ашана евреи польского Гусятина и Российской Гусятина встречались на берегу реки Збруч для обряда Ташлих - это был единственный раз в году, когда они могли увидеть и поговорить друг с другом.
6 июля 1941 года Гусятин был захвачен немецкой армией. Сразу же местные украинцы устроили еврейский погром. Все имущество общины было конфисковано, евреев заставляли выполнять различные виды тяжелых работ. Многие умерли от голода и болезней. Наконец, в марте 1942 года, оставшиеся евреи Гусятина были окружены гитлеровцами и депортированы в лагерь смерти Белжец, чтобы никогда больше не вернуться. Так закончилась 500-летняя эпоха еврейской жизни штетла Гусятин.
Резиденция Гусятинского ребе. Интересно, что его брат построил в Черткове практически точную копию Садгорской резиденции их отца, р. Исроеля. А вот р. Мордехай особо не заморачивался, ограничившись лишь принципиальным сходством, без деталировки.
|
|
|
|
Синагога построена в кон. 17 в., нынешний вид обрела в 1742 г. Ул. Героев Майдана |
В советское время тут был музей, закрытый относительно недавно |
Для входа с собой лучше иметь мачете... |
В оформлении присутствуют элементы готики мавританского стиля |
|
|
|
|
Ворота, возможно, оригинальные |
Совсем недавно в синагоге жил неандерталец |
Частично сохранившийся Арон Кодеш |
|
|
|
|
|
Классическая роспись синагоги. В центре с саблей - моhэль делает обрезание. Правее - трое в мацепекарне. Еще правее - еврей с топором отправляется на поиски христианского младенца перед Песахом |
|
|
|
|
Мемориальная надпись в бывшем лагере смерти Белжец, Польша |
И немного местных достопримечательностей. Бернардинский монастырь был заложен в 1610 г. Адамом Калиновским, тогда он был деревянным (не Калиновский). Вскоре будущий коронный гетьман Мартин Калиновский строит на его месте каменный храм в стиле барокко.
Оборонная Онуфриевская церковь 17 века уже полностью утратила свой фортификационный облик. А когда то она, замок, костел и синагога были вершинами защитного периметра города. Во время турецкого владычества успела побыть мечетью.
Еще тут есть бывший дом гусятинского отделения Гимнастического общества "Сокол" и несколько других зданий в популярном на рубеже 19-20 вв. стиле сецессион.
Фото ternopillya.livejournal.com
|
|
|
|
Онуфриевская церковь |
"Сокол", ул. Суходольская, 4 |
ул. Независимости, 24 |
ул. Независимости, 14 |