Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ
Ловись, рыбка
Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020
При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)
Источники и литература:
Гоберман Д. Еврейские надгробия на Украине и в Молдове. Санкт-Петербург, 2001;
Гоберман Д. Забытые камни. Еврейские надгробия в Молдове. Санкт-Петербург, 2000;
Хаймович Б. Народное искусство Южной Подолии // 100 еврейских местечек Украины: Подолия. – Спб, 2000. – Вып.2. – С. 87 – 116;
Hebrew University of Jerusalem The Center for Jewish Art;
Jewish Galicia & Bukovina Cemeteries.
|
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Эфраима, сына Дова, 1917. Фото Е.Шнайдера |
|
|
|
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Эфраима-Фишла, сына Иегуды-Лейба, 1860. Фото Б.Хаймовича |
Банилов, Черновицкая обл. Памятник Эфраима-Фишла, сына Давида-Шломо, 1895. Фото Б.Хаймовича |
Бухуши, Румуния. Памятник Эфраима-Фишла, сына Зеева, 1902. Фото З.Эфрона |
|
|
|
|
Сирет, Румуния. Памятник Енты, дочери Йоны, 1796. Фото З.Эфрона |
Сулица, Румуния. Памятник Леи, дочери Матитьягу, нач. 19 в. Фото З.Эфрона |
Михэйлень, Молдова. Памятник Лейба, сына Йосефа, 1862. Фото З.Эфрона |
Ботошани, Румуния. Женский памятник 1833 года. Фото Д.Виленского |
Кроме изображений растений и животных, на еврейских надгробных памятниках можно увидеть изображения рыб. И дело здесь вовсе не в любви евреев к гефилте фиш :-)
В Торе рыба связана с благословением праотца Яакова, которое он дал своим внукам Эфраиму и Менаше, сыновьям Йосефа:
«Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков! И наречется в них имя мое и имя моих отцов, Авраама и Ицхака! И подобно рыбам умножатся среди народов земли!» (Берешит, 48:16)
Несмотря на то, что Эфраим был младшим, именно ему досталось основное благословение (впоследствии из колена Эфраима будут происходить цари Северного Израиля, а также преемник Моше, Иегошуа бин Нун). Поэтому этот символ - рыба - в первую очередь связывается с именем Эфраим.
Как мы помним, некоторые библейские имена со временем у ашкеназов трансформировались в двойные иврито-идишские: Иегуда стал Арье-Лейбом, Нафтали - Цви-Гиршем, Иссахар, несколько неожиданно - Дов-Бером. С именем Эфраим такая трансформация произошла частично: в идишской среде появилось имя Фишл (от «фиш» - рыба). Довольно часто на мацевах можно увидеть «переходной» вариант имени: Эфраим-Фишл. Особенно это имя было популярно на территории Галиции и Буковины, и на некоторых памятниках Эфраимов-Фишлов можно увидеть изображения рыб.
Кроме имени Фишл, изредка можно встретить и другое «рыбное» имя - Карпл. Происхождение этого имени коренится в мифологии древней Греции, и связано оно, как ни удивительно, тоже с плодородием - Карпосом звали бога плодов, сына Зевса (др.-греч. Καρπoς - «плод», «урожай»). Затем оно попало в христианскую традицию (апостол Карп - ученик Павла), после чего, видимо, было заимствовано евреями и переосмыслено в совершенно другом значении. Например, по замечательному памятнику Карпла из Хотина видно, что имя его ассоциировалось именно с рыбой-карпом, а не с древними греками или новозаветными апостолами.
Любопытный факт: греческий бог Карпос погиб, утонув в реке Меандр. С рыбами он точно ничего общего не имел…
|
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Карпла, сына Йосефа, 1829. Фото Д.Гобермана |
В дальнейшем имя Фишл вошло в ашкеназский обиход и употреблялось как отдельно, так и в качестве составной части двойных-тройных еврейских имен.
|
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Леви, сына Иехиэля-Фишла, 1910-е гг. Фото Д.Гобермана |
Талмуд так объясняет благословение праотца Яакова:
«Как злой глаз не имеет власти над рыбами, которые скрыты в воде от взгляда, так нет у него власти над потомками Йосефа» (Брахот, стр. 20а).
Но это благословение соотносятся не только с «биологическими» детьми Йосефа. В Книге Пророков потомками Йосефа называется весь народ Израиля:
«Может быть, помилует Господь, Бог Воинств, остаток Йосефа» (Амос, 5:15)
Об этом же говорит в псалме царь Давид:
«Внемли, ведущий Йосефа, подобно стаду овец» (Теилим, 80:2).
Раши (рабби Шломо Ицхаки) комментирует:
«Весь народ Израиля назван здесь именем Йосефа, который кормил и поддерживал все колена Израиля в годы голода».
По этой причине изображения рыб можно увидеть на памятниках без привязки к «рыбным» именам.
|
|
|
Лановцы, Тернопольская обл. Памятник Шимона, сына Йосефа, 1904. Фото Б.Хаймовича |
Ужгород, Закарпатская обл. Памятник Меира, сына Дова а-Леви, 1873. Фото Е.Шнайдера |
Куты, Ивано-Франковская обл. Женский памятник, 1839. Фото Б.Хаймовича |
Согласно каббалистической книге Зогар, машиахов будет двое. Первый из них придет, чтобы подготовить мир к появлению главного Избавителя, Машиаха из рода Давида (колено Иегуды). А вот сам этот первый мессия будет из потомков Йосефа - Машиах бен Йосеф. Таким образом, изображение рыб на мацевах намекает на мессианские времена.
Возможно, чтобы еще больше усилить эту аллегорию, на надгробных памятниках стали появляться гибриды - полульвы, полурыбы. Нижняя часть туловища с рыбьим хвостом символизирует Машиаха бен Йосефа, а верхняя, с головой льва - Машиаха бен Давида из колена Иегуды, символом которого, как мы помним, является лев.
|
|
|
Броды, Львовская обл. Памятник Дов-Бера, сына Цви-Гирша, 1801. Фото Д.Гобермана |
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Элякима Ецеля, сына Симхи, 1837. Фото Б.Хаймовича |
Косов, Ивано-Франковская обл. Памятник Моше, сына Шломо а-Коэна, 19 в. Фото М.Хейфеца |
|
|
Броды, Львовская обл. Памятник Перл-Баси, дочери Пинхаса, 1835. Фото Е.Шнайдера |
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Александра, сына Рафаэля, 1831. Фото Б.Хаймовича |
Рыбохвостый лев, вероятно, как и другие существа еврейского кладбищенского бестиария, является символом, заимствованным из окружающей культуры и переосмысленным в рамках еврейской традиции. Такое существо под именем мераглайон (букв. «морской лев») хоть и редко, но встречается в геральдике, а также является символом Сингапура.
Львы с рыбьими хвостами в большинстве случаев встречаются на еврейских кладбищах Галиции. Но однажды какой-то гробовых дел мастер из города Куты решил соригинальничать, и в компании мераглайонов появился морской конь)
Есть еще один важный аспект, связанный с рыбами.
Талмуд сравнивает Тору с водой:
«Как вода под собственной тяжестью течет сверху вниз, так слова Торы входят лишь в сознание смиренного» (Бава Кама, 17а).
Рыбы живут в воде, и их изображение на надгробном памятнике говорит о том, что покойный провел свою жизнь, погруженный в слова Торы.
|
|
|
Яблонов, Ивано-Франковская обл. Памятник Меира, сына Гершона-Давида, 1921. Фото В.Левина |
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Цви-Хаима, сына Эльханана, 1908. Фото Б.Хаймовича |
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Яакова-Иегошуа, сына Авраама-Дова, 1908. Фото М.Хейфеца |
Кроме этого, рыбы могут быть метафорическим изображением праведника: во время Потопа из всех живых существ вне Ковчега выжили только они, поскольку всегда вели себя в соответствии с замыслом Всевышнего.
|
|
Ужгород, Закарпатская область. Памятник Шмуэля-Натана, 1858. Найдете 7 рыбок? Фото Е.Шнайдера |
Великий Березный, Закарпатская обл. Мужской памятник, 1890. Фото Б.Хаймовича |
|
|
Великий Березный, Закарпатская обл. Памятник Авраама из Бродов, 1882. Фото Б.Хаймовича |
Голубиное, Закарпатская обл. Большая рыба глотает маленькую на памятнике Натана, сына Исраэля, 1874. Фото Б.Хаймовича |
Как и все животные на еврейских памятниках, рыбы тоже иногда изображаются парными в геральдической форме.
|
|
Язловец, Тернопольская обл. Памятник Иегуды-Арье, 19 в. Фото В.Левина |
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Либы, дочери Эльякума, 1634. Фото Д.Виленского |
И самая известная рыба в еврейской традиции (после гефилте фиш, конечно же) - Левиафан. Это огромное морское чудовище, которое упоминается в разных книгах Танаха - Иов 40:25, Иешаягу 27:1, Тегилим 74:14, 104:26.
В Талмуде говорится, что Бог сотворил чету левиафанов, но самку пришлось убить - если бы огромные создания начали размножаться, то мир не мог бы устоять пред ними (Бава Батра 74б).
Ее мясо было засолено и припасено на будущее.
Согласно Талмуду, после прихода Машиаха в первый день праздника Суккот праведники будут сидеть в сукке из шкуры Левиафана, а его мясо станет одним из основных блюд на их трапезе (Бава Батра 75а). Это будет как засоленное ранее мясо, так и свежее - сам Левиафан также попадет на сковородку.
Существуют разные комментарии на эту тему. Один из основных говорит о том, что речь идет не о материальном наслаждении, а о духовном, которого удостоятся праведники в будущем мире. В любом случае, изображение на мацеве Левиафана - это аллегория мессианского времени, когда умерший вновь воскреснет, и, будучи праведником, получит свою порцию угощения.
|
|
|
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Элке, дочери Менахема-Мендела, 1825. Фото Б.Хаймовича |
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Меира, сына Моше, 1836. Фото Б.Хаймовича |
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Фишела, сына Моше, 1867. Фото М.Хейфеца |
Вы уже обратили внимание, что Левиафана изображают в виде длинной рыбы, свернутой в кольцо. Впервые такое изображение появилось в 13 веке в Германии, в т.н. Библии Амброзиана. Затем сюжет перекочевал в другие рукописи, в росписи синагог, обложки пинкасов и, в конечном итоге, на мацевы. Эта форма появилась неспроста - согласно традиции, Левиафан настолько велик, что не помещается в море, поэтому ему пришлось свернуться кольцом.
Искусствовед Борис Хаймович полагает, что Левиафан и такая его форма - единственный сюжет, который не был заимствован из окружающей культуры, а является исключительно еврейским «изобретением».
|
|
Банилов, Черновицкая обл. Памятник Менахема-Шмуэля, сына Зеева, 1906. Фото Е.Шнайдера |
Банилов, Черновицкая обл. Памятник Зераха, сына Калмана-Иегуды, 1907. Фото Б.Хаймовича |
|
|
Заложцы, Тернопольская обл. Памятник Авраама Дова Бериша, сына Симхи, 1839. Фото Т.Федорив |
Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник 1839 года. Фото Д.Гобермана |
Иногда на мацевах можно встретить изображение трех рыб, которые переплелись между собой. Этот мотив получил распространение в раннехристианской традиции, где символизирует Святую Троицу. Переосмысленный в рамках еврейской традиции, он начал появляться в росписях синагог, а затем и в качестве декора надгробных памятников. Три рыбы стали символизировать трех праотцов еврейского народа - Авраама, Ицхака и Яакова.
|
|
Садгора, Черновицкая обл. Памятник Ривки, дочери Цви, 1825. Фото Е.Шнайдера |
Черновцы, Черновицкая обл. Фрагмент женского памятника, 1866. Фото Д.Гобермана |
Интересно, что мотив с тремя рыбами был весьма распространен именно на Буковине. Вот еще несколько подобных изображений с еврейских кладбищах Румунии и Молдовы.
И в заключение обзора еще несколько «импортных» памятников с рыбками.
|
|
|
|
Стефанешти, Румуния.Памятник Дворы, дочери Мордехая, 1787. Фото З.Эфрона |
Ботошани, Румуния. Памятник Ицхака, 1858. Фото Д.Виленского |
Бельцы, Молдова. Памятник Хаима-Яакова, нач. 20 в. Фото Д.Гобермана |
Франкфурт, Германия. Памятник Шмуэля, сына Ицхака, 1632. Фото Kатрин Кесслер |
|
Атаки, Молдова. Памятник Бэйлы (?), дочери Цви, 1831. Фото И.Небесной |