Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ

Часть 1. Король Лев и его свита
Сатанов, Хмельницкая обл. Геральдические львы на памятнике Кегата, сына Иегуды, 1787. Фото Е.Шнайдера Клевань, Ровенская обл. Геральдические львы на памятнике Хаи-Бейлы, дочери Баруха Гунфиля, 1867. Фото Е.Шнайдера Бершадь. Винницкая обл. Геральдические львы на памятнике госпожи …(имя сбито), дочери Аарона, 1769. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Геральдические львы на памятнике Кегата, сына Иегуды, 1787. Фото Е.Шнайдера Клевань, Ровенская обл. Геральдические львы на памятнике Хаи-Бейлы, дочери Баруха Гунфиля, 1867. Фото Е.Шнайдера Бершадь. Винницкая обл. Геральдические львы на памятнике госпожи …(имя сбито), дочери Аарона, 1769. Фото Е.Шнайдера
Эта традиция, вероятно, началась с изображения львов на надгробии евреев, чье имя было Иегуда. Таким образом умерший ассоциировался с библейским персонажем; родственники хотели показать, что покойник был наделен теми же добродетелями, что и его библейский тезка. Со временем у ашкеназских евреев имя Иегуда трансформировалось в двойное имя Арье-Лейб («лев» в переводе с иврита и идиша соответственно).

В Украине можно встретить и «переходные» надгробия, когда человек носил двойное имя Иегуда-Лейб – с одной стороны, еще библейское «Иегуда», с другой – уже идишское «Лейб». Профессор Борис Хаймович указывает, что первым примером такого «перехода» является имя знаменитого создателя голема, Маараля из Праги – Иегуда-Лёв. На таких могилах изображение льва было очень распространенным. 
Со временем лев потерял «привязку» к имени и стал символически-декоративным элементом большинства надгробий, на которых присутствуют резные украшения.
Бояны, Черновицкая обл. Лев на памятнике Аарона-Иегуды, сына Йосефа. Фото М.Хейфеца Сатанов, Хмельницкая обл. Львы на памятнике Иегуды-Лейба, сына Цви-Гирша, 1815. Фото В.Левина Сатанов, Хмельницкая обл. Львы на памятнике Арье-Лейба, сына Иегошуа, 1747. Фото Д.Виленского
Бояны, Черновицкая обл. Лев на памятнике Аарона-Иегуды, сына Йосефа. Фото М.Хейфеца Сатанов, Хмельницкая обл. Львы на памятнике Иегуды-Лейба, сына Цви-Гирша, 1815. Фото В.Левина Сатанов, Хмельницкая обл. Львы на памятнике Арье-Лейба, сына Иегошуа, 1747. Фото Д.Виленского
Второй источник появления льва на мацевах – Талмуд, мишнаитский трактат «Поучения Отцов»: «Иегуда, сын Теймы, говорил: будь дерзок, как тигр, легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего небесного» (Пиркей Авот 5:20). Эта фраза стала настолько популярной, что изображения 4-х упомянутых в ней животных присутствовали практически во всех росписях синагог Восточной Европы, откуда и «перекочевали» на надгробные памятники.
Буск, Львовская обл. Львы и корона на памятнике Исраеля, сына Зеева, 1895. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Памятник Йоны, сына Хаима-Лейба, 1892. Фото Е.Шнайдера Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ихель-Михеля, сына Йосефа, 1893. Фото Д.Виленского Герца, Черновицкая обл. Лев на памятнике Нафтали-Арье, сына Ашера, 1912. Фото Е.Шнайдера Скала-Подольская, Тернопольская обл. Это тоже лев. Фото Е.Шнайдера
Буск, Львовская обл. Львы и корона на памятнике Исраеля, сына Зеева, 1895. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Памятник Йоны, сына Хаима-Лейба, 1892. Фото Е.Шнайдера Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ихель-Михеля, сына Йосефа, 1893. Фото Д.Виленского Герца, Черновицкая обл. Лев на памятнике Нафтали-Арье, сына Ашера, 1912. Фото Е.Шнайдера Скала-Подольская, Тернопольская обл. Это тоже лев. Фото Е.Шнайдера
Для сравнения. Мацева на еврейском кладбище Варшавы. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. В геральдике такая поза называется "львиный леопард". Фото Д.Виленского Снятин, Ивано-Франковская обл. "Трехмерные" львы на памятнике Исраэля, сына Давида, 19 в. Фото Д.Гобермана Подгайцы, Тернопольская обл. Сразу 4 симпатичных льва. Фото Б.Хаймовича Печенежин, Ивано-Франковская обл. Лев с человеческим лицом на памятнике Моше-Нотэ, сына Давида, 1894. Фото Д.Гобермана
Для сравнения. Мацева на еврейском кладбище Варшавы. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. В геральдике такая поза называется "львиный леопард". Фото Д.Виленского Снятин, Ивано-Франковская обл. "Трехмерные" львы на памятнике Исраэля, сына Давида, 19 в. Фото Д.Гобермана Подгайцы, Тернопольская обл. Сразу 4 симпатичных льва. Фото Б.Хаймовича Печенежин, Ивано-Франковская обл. Лев с человеческим лицом на памятнике Моше-Нотэ, сына Давида, 1894. Фото Д.Гобермана
Печенежин, Ивано-Франковская обл. Лев, кусающий свой хвост, на памятнике Зеева, сына Иегуды-Лейба, 1897. Фото Д.Гобермана Вижница, Черновицкая обл. Битва льва с орлом, напавшим на ягненка, на памятнике Шмуэля-Меира, 1892. Фото Д.Гобермана Купин, Хмельницкая обл. Львы и корона на памятнике Шмуэля, сыа Аарона, 19 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Львы и олени на памятнике Ривки, 19 в. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Головы львов и кувшин в растительном орнаменте. Фото Б.Хаймовича
Печенежин, Ивано-Франковская обл. Лев, кусающий свой хвост, на памятнике Зеева, сына Иегуды-Лейба, 1897. Фото Д.Гобермана Вижница, Черновицкая обл. Битва льва с орлом, напавшим на ягненка, на памятнике Шмуэля-Меира, 1892. Фото Д.Гобермана Купин, Хмельницкая обл. Львы и корона на памятнике Шмуэля, сыа Аарона, 19 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Львы и олени на памятнике Ривки, 19 в. Фото Е.Шнайдера Броды, Львовская обл. Головы львов и кувшин в растительном орнаменте. Фото Б.Хаймовича
Львов, разрушенное в 1941 старое кладбище. Коронованные обернувшиеся львы. Фото Center for Jewish Art Львов, разрушенное в 1941 старое кладбище. Объемные лежащие львы и корона. Фото Center for Jewish Art Черновцы. Львы, фланкирующие вазон с цветами. Фото Д.Гобермана Озаринцы, Винницкая обл. Древо Жизни и лев, кусающий свой хвост, на памятнике Моше Аарона, сына Йосефа, кон. 19 в. Фото Б.Хаймовича Окопы, Тернопольская обл. Лев с человеческим лицом на памятнике Аарона-Моше, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Львов, разрушенное в 1941 старое кладбище. Коронованные обернувшиеся львы. Фото Center for Jewish Art Львов, разрушенное в 1941 старое кладбище. Объемные лежащие львы и корона. Фото Center for Jewish Art Черновцы. Львы, фланкирующие вазон с цветами. Фото Д.Гобермана Озаринцы, Винницкая обл. Древо Жизни и лев, кусающий свой хвост, на памятнике Моше Аарона, сына Йосефа, кон. 19 в. Фото Б.Хаймовича Окопы, Тернопольская обл. Лев с человеческим лицом на памятнике Аарона-Моше, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Бояны, Черновицкая обл. Памятник Йоэля-Меира, сына Давида. Фото Е.Шнайдера Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Гедальи, сына Иегуды, 1885. Фото Б.Хаймовича Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Шалома, 1826. Фото Б.Хаймовича
Бояны, Черновицкая обл. Памятник Йоэля-Меира, сына Давида. Фото Е.Шнайдера Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Гедальи, сына Иегуды, 1885. Фото Б.Хаймовича Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Шалома, 1826. Фото Б.Хаймовича
В разных регионах существовали свои особенности изображения львов. Например, в Закарпатской области нередко можно увидеть на мацеве льва, лежащего в пещере. С одной стороны, это метафора смерти - покойный отождествляется именно с этим львом, который лежит в склепе или погребальной камере. С другой стороны, здесь присутствует идея будущего мессианского времени - лев не изображен мертвым, а как бы спящим, до определенного момента. На это намекает поднятый хвост льва на мацеве из Берегово, или открытые глаза льва на мацеве из Ужгорода. И совсем ясную картину рисует мастер из Мукачево: лев в гробнице, увенчанной царской короной - ожидающий своего времени Мессия.
Аналогичные изображения встречаются на кладбищах Виноградова и Вилока; вероятно, есть они и в других населенных пунктах Закарпатья.
Банилов, Черновицкая обл. Лев на наклонной плоскости на памятнике Ашера Аншеля, сына Арье, 1911. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Лев на наклонной плоскости на памятнике Яакова, сына Эфраима Фишеля, 1911. Фото Б.Хаймовича
Банилов, Черновицкая обл. Лев на наклонной плоскости на памятнике Ашера Аншеля, сына Арье, 1911. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Лев на наклонной плоскости на памятнике Яакова, сына Эфраима Фишеля, 1911. Фото Б.Хаймовича
Интересно взглянуть также на мастерство камнерезов. Далеко не все из них видели льва вживую и не всегда представляли себе, как это животное должно выглядеть. Базовые моменты соблюдались – у потенциального льва присутствовали 4 лапы и хвост, а вот дальше художники давали волю фантазиям. На многих надгробиях изображенные животные похожи на что угодно – крокодилов, покусанных пчелами собак, но только не на львов.
Смотрич, Хмельницкая обл. Фото Б.Хаймовича Скала-Подольская, Тернопольская обл. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера
Смотрич, Хмельницкая обл. Фото Б.Хаймовича Скала-Подольская, Тернопольская обл. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера
Отдельного упоминания заслуживают львы со вполне человеческими лицами; таким образом мастера невольно передавали мысль о том, что этот лев - метафорическое изображение человека.

По мере приближения к метрополии – Кракову и Варшаве – уровень мастерства «гробовщиков» растет, и на еврейском кладбище Варшавы, например, можно увидеть изумительные по красоте барельефы.
Озаринцы, Винницкая обл. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Фото Н.Уфимцевой
Озаринцы, Винницкая обл. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Фото Н.Уфимцевой
Банилов, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера Черновцы. Фото Е.Шнайдера
Банилов, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера Черновцы. Фото Е.Шнайдера
Вижница, Черновицкая обл. Фото Б.Хаймовича Бояны, Черновицкая обл. Фото М.Хейфеца Черновцы. Фото Д.Гобермана
Вижница, Черновицкая обл. Фото Б.Хаймовича Бояны, Черновицкая обл. Фото М.Хейфеца Черновцы. Фото Д.Гобермана
Гробовых дел мастера не ограничивались барельефными изображениями, и иногда на кладбищах встречаются практически полноценные скульптуры. Здесь, вероятно, играли роль деньги заказчика – такая работа могла быть весьма недешевой.
Снятин, Ивано-Франковская обл. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера
Снятин, Ивано-Франковская обл. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера
Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020
При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)


Источники и литература:

Гоберман Д. Еврейские надгробия на Украине и в Молдове. Санкт-Петербург, 2001;
Гоберман Д. Забытые камни. Еврейские надгробия в Молдове. Санкт-Петербург, 2000;
Таранушенко С. Синагоги України. / Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського, Ін-т рукопису. – Х.: Харк. приват. музей міськ. садиби, 2012;
Хаймович Б. Символика еврейского похоронного обряда. Лекция проекта «Эшколот», Москва, 2012;
Хаймович Б. Искусство сокрытия. Лекция проекта «Эшколот», Москва, 2020;
Bialer Y.L. Symbols in Jewish art and tradition;
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
The Center for Jewish Art Ukraine

На мацевах Буковины можно встретить львов, стоящих на наклонной поверхности. Можно предположить, что мастер имел в виду жертвенник в Иерусалимском Храме, к которому вел наклонный пандус. Интересно, что в этом сюжете лев как бы спускается с жертвенника, единственного места, где Бог соприкасался с материальным миром - таким образом, здесь аллегорически изображается пришествие Мессии.
Берегово, Закарпатская обл. Лежащий в пещере лев на памятнике Исраеля, 1872. Фото Е.Шнайдера Ужгород, Закарпатская обл. Лежащий в пещере лев на памятнике Шломо, сына Моше. Фото Е.Шнайдера Мукачево. Лев в склепе с царской короной, 1-я пол. 19 века. Фото Д.Гобермана
Берегово, Закарпатская обл. Лежащий в пещере лев на памятнике Исраеля, 1872. Фото Е.Шнайдера Ужгород, Закарпатская обл. Лежащий в пещере лев на памятнике Шломо, сына Моше. Фото Е.Шнайдера Мукачево. Лев в склепе с царской короной, 1-я пол. 19 века. Фото Д.Гобермана
В Галиции, в частности, в Тернопольской области, популярно изображение 2 львов в геральдических позах, соприкасающихся передними лапами. Возможно, галицийские мастера таким образом хотели показать единство еврейского народа, частью которого был покойный.
Подгайцы, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике Шраги Файвеля, сына Дова, 1869. Фото Е.Шнайдера Чортков, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике конца 19 в. Фото Е.Шнайдера Скала-Подольская, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике Меира, сына Биньямина, 1860. Фото Е.Шнайдера
Подгайцы, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике Шраги Файвеля, сына Дова, 1869. Фото Е.Шнайдера Чортков, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике конца 19 в. Фото Е.Шнайдера Скала-Подольская, Тернопольская обл. «Держащиеся за руки» львы на памятнике Меира, сына Биньямина, 1860. Фото Е.Шнайдера
Как мы уже говорили, в образе льва нередко метафорически изображался сам покойный. Но иногда мастерам требовалось изобразить именно человека, однако иудаизм запрещает такие изображения (впрочем, в других местах раввины имели на этот счет и другие мнения). Обычно в таких случаях человек изображался в виде медведя, наиболее "человекоподобного" из всех животных. Самый популярный из таких сюжетов - библейские разведчики, несущие гроздь винограда. Тем не менее, некоторые гробовых дел мастера прибегали к необычному для таких случаев образу льва.

Особо интересна мацева человека по имени Ицхак из Берегово, на которой изображен библейский сюжет жертвоприношения Ицхака - таким образом проводилась параллель между покойным и его библейским тезкой. Ицхак в этом сюжете изображен в виде льва.
Для сравнения приведем фото надгробия с таким же сюжетом с сефардского кладбища в Оудеркерке, Нидерланды. Здесь похоронены братья Авраам и Ицхак; на мацеве присутствуют изображения обоих праотцов, а также барашек, принесенный в жертву вместо Ицхака, и ангел, останавливающий Авраама.

Садгора. Львы-разведчики с виноградной гроздью, 1820. Фото Б.Хаймовича Берегово. Связанный на жертвеннике лев-Ицхак, 2-я пол. 19 века. Фото П.Зельдича Оудеркерк, Нидерланды. Мацева Авраама и Ицхака, сыновей Биньямина, 1727. Фото Jewish Heritage Europe
Садгора. Львы-разведчики с виноградной гроздью, 1820. Фото Б.Хаймовича Берегово. Связанный на жертвеннике лев-Ицхак, 2-я пол. 19 века. Фото П.Зельдича Оудеркерк, Нидерланды. Мацева Авраама и Ицхака, сыновей Биньямина, 1727. Фото Jewish Heritage Europe
И небольшая фотоподборка наиболее интересных мацев с изображениями львов. Еврейские кладбища Подолья, Буковины, Галиции, Волыни.
Сторожинец, Черновицкая обл. Лев на мацеве 1908 года. Фото Е.Шнайдера Куты, Ивано-Франковская обл. Лев и корона на памятнике Иегуды, 19 в. Фото Е.Шнайдера Городок, Хмельницкая обл. Зубастые львы и Древо Жизни. Фото Е.Шнайдера Деражня, Хмельницкая обл. Львы на двойном памятнике женщин Хаи и Гитл, нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера
Сторожинец, Черновицкая обл. Лев на мацеве 1908 года. Фото Е.Шнайдера Куты, Ивано-Франковская обл. Лев и корона на памятнике Иегуды, 19 в. Фото Е.Шнайдера Городок, Хмельницкая обл. Зубастые львы и Древо Жизни. Фото Е.Шнайдера Деражня, Хмельницкая обл. Львы на двойном памятнике женщин Хаи и Гитл, нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера
Буск, Львовская обл. Львы, кувшин и корона. Фото Е.Шнайдера Косов, Ивано-Франковская обл. Львы на мацеве 1833 года. Фото Е.Шнайдера Острог, Ровенская обл. Львы, вазон и кувшин. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Лев с человеческим лицом. Фото Н.Уфимцевой
Буск, Львовская обл. Львы, кувшин и корона. Фото Е.Шнайдера Косов, Ивано-Франковская обл. Львы на мацеве 1833 года. Фото Е.Шнайдера Острог, Ровенская обл. Львы, вазон и кувшин. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Лев с человеческим лицом. Фото Н.Уфимцевой
Подгайцы, Тернопольская обл. Львы и рука с неба держат 2 кольца - символ союза. Внизу изображен Храм. Фото Д.Виленского Хотин, Черновицкая обл. Это тоже лев. Фото Е.Шнайдера Бельцы, Молдова. Котик-лев на памятнике Мордехая-Мотла, 19 в. Фото Д.Гобермана
Подгайцы, Тернопольская обл. Львы и рука с неба держат 2 кольца - символ союза. Внизу изображен Храм. Фото Д.Виленского Хотин, Черновицкая обл. Это тоже лев. Фото Е.Шнайдера Бельцы, Молдова. Котик-лев на памятнике Мордехая-Мотла, 19 в. Фото Д.Гобермана
Еще один интересный сюжет на мацевах Буковины и Бесарабии - змея, которая жалит льва, аллегория смерти. Иногда лев сражается с этой змеей.
Садгора, Черновицкая обл. Лев, сражающийся со змеей, на памятнике Цви Дова, 1890. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Лев, сражающийся со змеей, на памятнике Фейги, дочери Якова. Фото Д.Гобермана Черновцы. Змея, жалящая льва, 1866. Фото Д.Гобермана
Садгора, Черновицкая обл. Лев, сражающийся со змеей, на памятнике Цви Дова, 1890. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Лев, сражающийся со змеей, на памятнике Фейги, дочери Якова. Фото Д.Гобермана Черновцы. Змея, жалящая льва, 1866. Фото Д.Гобермана
Лев – наиболее частый гость на еврейских надгробиях, и причин тому несколько. Главная из них отсылает нас к разделу Торы, в котором Яаков на смертном одре дает благословения своим сыновьям: «Молодой лев Иегуда, от растерзания, сын мой, ты устранился. Преклонил он колена, лег, как лев и как львица, кто поднимет его! Не отойдет скипетр (власти) от Иегуды и стило закона от потомков его» (Берешит 49: 9-10). Иегуда, четвертый сын Яакова, здесь сравнивается со львом.

Большинство евреев, проживающих сегодня во всем мире, происходит именно из колена Иегуды, которое составляло большинство в царстве, так и называвшемся – Иудея. Кроме них, здесь жили еще колена Леви и Биньямина, но последнее было малочисленным и растворилось среди иудеев за последующие века. Остальные же 10 колен были угнаны в плен ассирийцами после падения Северного Израиля (722 г. до н.э.), и их следы в истории теряются. Таким образом, этот символ – лев – имеет отношение ко всем современным евреям.

Львы на мацевах встречаются в самых разных позах – лежащие, сидящие, кусающие себя за хвост. И все же самый распространенный мотив – геральдический лев, вставший на задние лапы, символ, по мнению специалистов, заимствованный у христианского окружения. В этом содержится намек на вторую часть упомянутой выше цитаты, где говорится о скипетре власти. Как известно, царь Давид также происходил из колена Иегуды, и его потомком, согласно Торе, будет Мессия.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Симхи, 1794. На памятнике написано: "Быстр, как олень, и могуч, как лев, в Торе и трепете [перед Небесами]..." Фото В.Левина
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Симхи, 1794. На памятнике написано: "Быстр, как олень, и могуч, как лев, в Торе и трепете [перед Небесами]..." Фото В.Левина
Лев, кусающий свой хвост, или просто с повернутой назад головой – один из самых популярных сюжетов на мацевах. При этом лев может находиться в любой позе: лежать, бежать, стоять на задних лапах. В европейской геральдике такой лев называется "обернувшимся", и отсюда он, вероятно, был заимствован еврейскими печатниками и художниками. Вообще на еврейских надгробиях можно увидеть разных "обернувшихся" животных и птиц. Б.Хаймович высказывает предположение, что первоначальным "еврейским" носителем такой позы был олень, повернувший голову и целующий заднее копыто. Со временем "оборачиваться" стали и другие обитатели еврейского каменного бестиария.
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект