Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ

Орел

Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020

При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)

 

 

Источники и литература:

 

  • Гоберман Д. Еврейские надгробия на Украине и в Молдове. Санкт-Петербург, 2001.

  • Хаймович Б. Визуальные метафоры как способ художественного мышления в еврейской
    традиционной культуре/ Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. — М.: «Индрик», 2015. - сс. 257-310;

  • Хаймович Б. Народное искусство Южной Подолии  // 100 еврейских местечек Украины: Подолия. – Спб, 2000. – Вып.2. – С. 87 – 116;

  • Bialer Y.L. Symbols in Jewish art and tradition. Jerusalem: Hechal Shlomo Museum, 1968 (offprint from «Ariel», № 20-21, 1967-1968);

  • Epstein M. Dreams of Subversion in Medieval Jewish Art and Literature. University Park: Pennsylvania State University Press, 1997;

  • Horowitz E. Odd Couples: The Eagle and the Hare, the Lion and the Unicorn // Jewish Studies Quarterly, no. 11, 2004, рр. 243-258;

  • Wischnitzer-Bernstein R. Symbole und Gestalten der jidischen Kunst, Berlin-Scheneberg, 1935;

  • Yaniv B. The Hidden Message of the Hares in the Talons of the Eagle // AJS Review: The Journal of the Association for Jewish Studies, vol. 36, no. 2, 2012, pp. 281–294;

  • Hebrew University of Jerusalem. The Center for Jewish Art.

 

Городок, Хмельницкая обл. Памятник Хавы, дочери Хаима, 1763. Фото М.Хейфеца Хотин, Черновицкая обл. Памятник Малки-Рейхл, дочери Хаима, 1835. Фото Е.Шнайдера Чечельник, Винницкая обл. Памятник Давида, сына Хаима, 1895. Фото Е.Шнайдера
Городок, Хмельницкая обл. Памятник Хавы, дочери Хаима, 1763. Фото М.Хейфеца Хотин, Черновицкая обл. Памятник Малки-Рейхл, дочери Хаима, 1835. Фото Е.Шнайдера Чечельник, Винницкая обл. Памятник Давида, сына Хаима, 1895. Фото Е.Шнайдера
Отдельный популярный образ на мацевах – орел. Существуют несколько вариантов изображения этой птицы. Во всех случаях в образе орла подразумевается сам Всевышний, опекающий свой народ:
Как орел пробуждает свое гнездо, над птенцами своими парит, простирает крылья свои, берет его, несет его на своем крыле... (Дварим 32:11)
Царский образ орла часто подчеркивается различными атрибутами власти. В большинстве случаев это корона, но иногда может быть скипетр, венок или офицерский панталер (перевязь через плечо).
Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Зеева-Вольфа, сына Леви, 1760. Фото Б.Хаймовича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Дворы, дочери Арье-Лейба га-Коэна, 1785. Фото Д.Виленского Садгора, Черновицкая обл. Памятник Хаи, дочери Натана, 1842. Фото М.Хейфеца
Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Зеева-Вольфа, сына Леви, 1760. Фото Б.Хаймовича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Дворы, дочери Арье-Лейба га-Коэна, 1785. Фото Д.Виленского Садгора, Черновицкая обл. Памятник Хаи, дочери Натана, 1842. Фото М.Хейфеца
Одна из изображаемых сцен – орел, уносящий зайца. Она может интерпретироваться как изображение Всевышнего, либо же посланника Всевышнего – ангела смерти, забирающего душу из этого мира (о зайцах поговорим чуть позже). Вместо зайца может быть изображено и другое животное.
Таких интересных барельефов особенно много можно увидеть в Сатанове.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Энти, дочери Иегуды, 18 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник 1784 года. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Энти, дочери Иегуды, 18 в. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник 1784 года. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Элиэзера Либера, 18 в. Фото Е.Шнайдера Шепетовка, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Аарона, 1795. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Элиэзера Либера, 18 в. Фото Е.Шнайдера Шепетовка, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Аарона, 1795. Фото Е.Шнайдера
Наиболее интересный образ – геральдический двуглавый орел. По мнениям многих исследователей (Моника Краевская, Польша; Марк Эпштейн, США, и др.), он заимствован из геральдики стран, где проживали евреи, в частности, из гербов Австро-Венгерской и Российской империй. Но в дальнейшем этот образ переосмысливается в рамках еврейской традиции, и орел, символизирующий власть монарха, превращается в дуалистический символ Бога, который управляет миром двумя качествами – «хесед» и «гвура» (милосердие и строгость). Об этом свидетельствуют дополнительные символы, которые изображаются в комбинации с орлом: аисты, львы, зайцы, плоды, шофар, лулав.
Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Шломо, сына Исраэля, 19 в. Фото В.Левина Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера Копайгород, Винницкая обл. Женский памятник, 1812. Фото Е.Шнайдера
Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Шломо, сына Исраэля, 19 в. Фото В.Левина Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера Копайгород, Винницкая обл. Женский памятник, 1812. Фото Е.Шнайдера
Косов, Ивано-Франковская обл. Памятник Шломо-Залмана, сына Акивы, 1908. Фото Д.Гобермана Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Фрумы, дочери Моше, 1826. Фото Б.Хаймовича Купин, Хмельницкая обл. Памятник ... сына Якова Исраэля, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Косов, Ивано-Франковская обл. Памятник Шломо-Залмана, сына Акивы, 1908. Фото Д.Гобермана Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Фрумы, дочери Моше, 1826. Фото Б.Хаймовича Купин, Хмельницкая обл. Памятник ... сына Якова Исраэля, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Самое большое разнообразие подобных памятников также можно видеть на Подолье - Городок, Сатанов, Меджибож, Деражня.
Городок, Хмельницкая обл. Памятник Эфраима, сына Йосефа, 1882. Фото М.Хейфеца Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ханы, дочери Гершона, 1749. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник 19 в. Фото Е.Шнайдера
Городок, Хмельницкая обл. Памятник Эфраима, сына Йосефа, 1882. Фото М.Хейфеца Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ханы, дочери Гершона, 1749. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник 19 в. Фото Е.Шнайдера
Орла можно увидеть на мацевах в компании аистов (как мы помним, аист – метафорическое изображение праведника):

Орел, держащий за горла двух аистов – суд Всевышнего:
…суд бедному и правосудие нищим. Но праведники будут благодарить имя Твое, справедливые будут обитать перед лицом Твоим (Тегилим 140:13-14)

Орел, опирающийся на аистов – иллюстрация фразы из Притчей:
Праведник же – основа мира (Мишлей 10:25)

Вместо аистов в лапах орла могут быть зайцы. Наиболее вероятное прочтение этой метафоры – еврейский народ, пребывающий в трепете перед Всевышним. Отдельные исследователи предлагают и другие варианты:
- Всевышний (орел) спасает свой народ (зайцев) – проф. Эллиот Горовиц. Вероятно, именно этот мотив показан на мацеве из Сатанова: коронованный орел держит зайцев, которых клюют птицы. Корона при этом изображена в виде рук коэна, сложенных в жесте бласловения (об этом в следующих обзорах);
- Всевышний (орел) наказывает врагов еврейского народа (зайцев) – проф. Браха Янив.
Городок, Хмельницкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике Иегуды, сына Гершона, 1751. Фото М.Хейфеца Садгора, Черновицкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике 1818 г. Фото Б.Хаимовича Зиньков, Хмельницкая обл. Орел, держащий зайцев, на памятнике 18 в. Фото Д.Полюховича
Городок, Хмельницкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике Иегуды, сына Гершона, 1751. Фото М.Хейфеца Садгора, Черновицкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике 1818 г. Фото Б.Хаимовича Зиньков, Хмельницкая обл. Орел, держащий зайцев, на памятнике 18 в. Фото Д.Полюховича
Похожий мотив имеет изображение орла, опирающегося на двух львов, где в виде львов метафорически изображен народ Израиля или, в частности, колено Иегуды (см. Говорящие камни. Лев).

На мацеве из Озаринец, кроме орла и львов, есть также изображение сердца и молнии,
которые символизируют вышеупомянутые качества Творца в управлении миром – «хесед» и «гвура» (милосердие и строгость).
Озаринцы, Винницкая обл. Двойной памятник Хаима, сына Меира, и Мордехая, сына Менахема-Мендела, 1767. Фото Б.Хаимовича Меджибож, Хмельницкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике 1756 г. Фото В.Левина
Озаринцы, Винницкая обл. Двойной памятник Хаима, сына Меира, и Мордехая, сына Менахема-Мендела, 1767. Фото Б.Хаимовича Меджибож, Хмельницкая обл. Орел, опирающийся на аистов, на памятнике 1756 г. Фото В.Левина
Городок, Хмельницкая обл. Орел, держащий за горла аистов, на памятнике Иегуды, 1770. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Орел, зайцы и птицы на памятнике Хаима, сына Шабтая, 1789. Фото Д.Полюховича
Городок, Хмельницкая обл. Орел, держащий за горла аистов, на памятнике Иегуды, 1770. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Орел, зайцы и птицы на памятнике Хаима, сына Шабтая, 1789. Фото Д.Полюховича
Небольшая подборка наиболее интересных мацев с изображением орлов. Еврейские кладбища Буковины, Подолья, Галиции, немного Польши и Румунии.
Городок, Хмельницкая обл. Орел с переплетенными шеями на памятнике Мордехая, сына Авраама, 1848. Фото М.Хейфеца Городок, Хмельницкая обл. Орел как часть меноры на памятнике Голды, дочери Давида, 1802. Фото М.Хейфеца Вижница, Черновицкая обл. Поединок льва с орлом, напавшим на ягненка, на памятнике Шмуэля-Меира, сына Иосифа-Хаима, 1892. Фото Д.Гобермана.
Городок, Хмельницкая обл. Орел с переплетенными шеями на памятнике Мордехая, сына Авраама, 1848. Фото М.Хейфеца Городок, Хмельницкая обл. Орел как часть меноры на памятнике Голды, дочери Давида, 1802. Фото М.Хейфеца Вижница, Черновицкая обл. Поединок льва с орлом, напавшим на ягненка, на памятнике Шмуэля-Меира, сына Иосифа-Хаима, 1892. Фото Д.Гобермана.
Садгора, Черновицкая обл. Орел в лавровом венке с цветами на памятнике 1849 г. Фото М.Хейфеца Озаринцы, Винницкая обл. Стилизованный двуглавый орел на памятнике Хаи, дочери Авраама, 1819. Фото Б.Хаимовича Ботошана, Румуния. Орел со свитком Торы и короной на памятнике Меира Бариха, сына Авраама-Йосефа, 1853. Фото Д.Виленского
Садгора, Черновицкая обл. Орел в лавровом венке с цветами на памятнике 1849 г. Фото М.Хейфеца Озаринцы, Винницкая обл. Стилизованный двуглавый орел на памятнике Хаи, дочери Авраама, 1819. Фото Б.Хаимовича Ботошана, Румуния. Орел со свитком Торы и короной на памятнике Меира Бариха, сына Авраама-Йосефа, 1853. Фото Д.Виленского
Смотрич, Хмельницкая обл. Трехмерный орел на памятнике Йоэля, сына Зеева, 1744. Фото Д.Полюховича Броды, Львовская обл. Орел и птицы на памятнике 1878 г. Фото Е.Шнайдера
Смотрич, Хмельницкая обл. Трехмерный орел на памятнике Йоэля, сына Зеева, 1744. Фото Д.Полюховича Броды, Львовская обл. Орел и птицы на памятнике 1878 г. Фото Е.Шнайдера
Заболотов, Ивано-Франковская обл. Орел и рука с плодами на памятнике 1878 г. Фото Е.Шнайдера Варшава, Польша. Орел на мужском памятнике, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Заболотов, Ивано-Франковская обл. Орел и рука с плодами на памятнике 1878 г. Фото Е.Шнайдера Варшава, Польша. Орел на мужском памятнике, 19 в. Фото Е.Шнайдера
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект