Веледники, 2017


Новые Веледники

Житомирская область

Источники:
Российская Еврейская Энциклопедия;
Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Леонид Коган. «Холокост на Житомирщине».

Фото:
Евгений Шнайдер

Объекты на карте Житомирской области
Домик в Веледниках. Возможно, когда-то был еврейский Ндпись: центр сбора гостей Веледников. Выглядит центр несколько стремно Реклама для паломников
Домик в Веледниках. Возможно, когда-то был еврейский Ндпись: центр сбора гостей Веледников. Выглядит центр несколько стремно Реклама для паломников
Веледники известны с 1545 года. В 16–18 веках – в составе Волынского воеводства Речи Посполитой. С 1793 года – в составе Российской империи, местечко Норинской волости Овручского уезда Волынской губернии.

Евреи жили в Веледниках с 17 века. По переписи 1765 года 152 еврея проживали в самом местечке, а всего в общине числилось 237 человек.

Владельцы местечка Потоцкие в 1757 году специальной привилегией разрешили еврейским портным организовать цех, в который должны были платить взносы все, кто хотел заниматься портняжным делом или торговлей готовыми изделиями. Такса составляла 6 грошей, ее должны были платить не только портные, но и меховщики, а также, почему-то, ювелиры. Если мастера этих специальностей из других мест желали поселиться в Веледниках, они обязаны были получить разрешение цеха.
Интересно, что внутренние споры разбирал сам цех, а не раввинский суд, и обжаловать решение цеха можно было только в замковом (общем) суде. В довершение всего этого еврейского сепаратизма цех мог иметь при синагоге свое помещение для молитв, а правление общины не имело права запретить цеховикам молиться отдельно.
В 1783 году действие этой привилегии было расширено на всех еврейских ремесленников, которые проживали в местечке.
В 1774 году евреям в Веледниках принадлежали 29 домов. В 1784 году в кагале числилось 300 евреев, 150 из них проживали в самом местечке.

В начале 19 века Веледники приобретают изестность как однин из значительных центров хасидизма. Раввином в местечке становится Исраэль Дов Бер, ученик чернобыльского цадика Мордехая Тверского.
Рабби Исраэль Дов Бер является автором важного хасидского труда, книги "Шеэрит Исраэль" (Остаток Израиля). Но широкую известность среди простого населения он получил как цадик и чудотворец. На прием к Виледнекеру съезжались люди со всех концов империи. И сегодня его могила - место паломничества огромного количества евреев, которые прибывают со всего мира. По традиции, на мацеву чудотворца на непродолжительное время кладут монеты, которые, таким образом, становятся оберегом - "шмирой". Еще одна традиция - "подзаряжать" энергией цадика какие-либо съедобные продукты, а потом привозить их больным родственникам или знакомым.
У местной сельской малышни есть своя традиция - подбегать к любому транспортному средству, которое подъезжает к кладбищу, и кричать: "доллар, доллар"! Познания в английском на этом у них заканчиваются. На мой вопрос, адресованный вопящей девчушке лет шести - "зачем тебе доллар?" - ответа у нее не нашлось.
Летом 1941 года Веледники заняла немецкая армия. Осенью несколько десятков местных евреев были расстреляны в поле за селом.
220 евреев из Веледников и других местечек работали на лесопилке. К 1943 году в живых осталось всего 40 человек. Они были освобождены в результате успешной операции еврейского партизанского отряда под руководством Моше Гильденмана.
В 1847 году в Веледниках проживал 621 еврей, в 1897 году – 569 человек (половина всего населения). Действовали 2 синагоги.
Основные занятия еврейского населения – ремесла и торговля. В 1913 году евреям принадлежали все 16 бакалейных лавок, обе мануфактурные, единственная мясная. Басшева Майзенберг содержала склад аптечных товаров.

В декабре 1917 года в Веледниках произошел погром.
В 1924 году в местечке проживали 427 евреев (24,3% всего населения). В этом году вынужден был оставить свой пост раввин Мордехай Вайсблат. За отказ сдать властям золотые украшения свитков Торы он был осужден на 5 лет. Тюрьмы все же Вайсблату удалось избежать, но из Веледников он вынужден был уехать. Вскоре Мордехай Вайсблат стал главным раввином Житомира.
Огель рабби Исроэля Дов Бера Для женщин и мужчин предусмотрены разные подходы
Огель рабби Исроэля Дов Бера Для женщин и мужчин предусмотрены разные подходы
Внутри всегда многолюдно Электронный прием цдаки. Цивилизация, однако Могила рабанит Эстер, дочери рабби Моше
Внутри всегда многолюдно Электронный прием цдаки. Цивилизация, однако Могила рабанит Эстер, дочери рабби Моше
И другие сохранившиеся на кладбище мацевы
И другие сохранившиеся на кладбище мацевы
"Весь Юго-Западный край", 1913 год
"Весь Юго-Западный край", 1913 год
Памятник на братской могиле. Фото Л.Когана "...ерман Дувид с женой. Убиты фашистами в 1941"
Памятник на братской могиле. Фото Л.Когана "...ерман Дувид с женой. Убиты фашистами в 1941"
А по дороге из Овруча в Веледники мы проезжаем вот такое замечательное село. Еврейские топонимы на современной карте Украины встречаются совсем уже нечасто.
По рассказам местных жителей, здесь стояла корчма, хозяином которой был еврей Шолом.
Здоровеньки були)
Здоровеньки були)
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект