Народичи,
2017, 2022


Народичи

Житомирская область

Поселковый совет и центральная площадь На этом месте находилась синагога Памятник в парке
Поселковый совет и центральная площадь На этом месте находилась синагога Памятник в парке
Советский артефакт И еще один. Самое интересное, что он еще рабочий!
Советский артефакт И еще один. Самое интересное, что он еще рабочий!
Авторы:
Павел Зельдич, Евгений Шнайдер

Источники:
- Российская Еврейская Энциклопедия;
- Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
- Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
- Открытие памятника в Народичах. ВЕК;
- Вениамин Спивак. О братьях-раввинах Вайсблатах и «Вечном календаре»;
- Артур Рудзицкий. О главном раввине замолвите слово;
- Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».
- Архивные материалы

Фото:
Павел Зельдич, Евгений Шнайдер

Объекты на карте Житомирской области
В руках евреев сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. Они владели 23 из 24 бакалейных лавок, обеими булочными, винно-гастрономическим и книжным магазинами, единственными галантерейной и кожевенной лавками, всеми 9-ю мануфактурными, всеми тремя мясными, двумя из трех хлебными, единственной обувной лавкой.
Еврей Беркович был владельцем паровой мельницы, водяную мельницу арендовал другой еврей, Эркес.

Перец Гимельман был единственным в местечке зубным врачом, а Рейзл Степановская - одной из двух акушерок.
Фармацевтикой также заправляли евреи: Арон Герш Скульский был арендатором аптеки, а Мовша Шехтер содержал склад аптекарских товаров.

В Народичах было значительное число гостиниц-заездов - 9. Все они также содержались евреями.
22 августа 1941 года Народичи заняли части вермахта. 26 августа 208 евреев были объявлены партизанами и расстреляны у дороги Кацовщина-Народичи, после чего было убито еще 60 евреев.
В ноябре 1941 года на кладбище были расстреляны оставшиеся 370 евреев. Вспоминает чудом избежавший смерти Семен Фридман:

Жили все уцелевшие после первого расстрела евреи в отдельном еврейском квартале около полиции. Взрослые каждую неделю ходили в полицию отмечаться. Заставляли их работать в самых грязных местах — чистили они туалеты, вели уборку. При малейшем возражении их избивали. Врач больницы Снитко запретил лечить евреев. Никакой медицинской помощи нам не оказывалось. Работающим давали 500 грамм хлеба, а мы, дети, ходили по деревням и просили подаяния, питались этим сами и в семью приносили. Очень страдали от голода младенцы и маленькие дети, почти каждый день кто-нибудь умирал.

16 ноября 1941 года нашу улицу окружили полицаи, выгнали нас из домов, согнали в полицейское управление, переписали и разместили по камерам, детей отдельно, взрослых отдельно. Всю эту операцию производили исключительно полицаи, немцев я не видел ни одного.

В конце ноября произошел второй расстрел, где было убито ещё 370 евреев.
Народичи в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 год
Народичи в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 год
Памятный знак на месте расстрела, 1950-е годы Новый памятник установлен в 2005 году Место второго расстрела
Памятный знак на месте расстрела, 1950-е годы Новый памятник установлен в 2005 году Место второго расстрела
На бывших еврейских улицах
На бывших еврейских улицах
Еврейское кладбище в Народичах
Еврейское кладбище в Народичах
Традиционно, как и во многих других городах Украины, определить точную дату появления  первого еврейского населения в Народичах невозможно.
Первые письменные упоминания о Народичах относят к 1552 году, где населённый пункт описывается как маленькое село, дающее годовой подати суммарно два ведра мёда и пятьдесят грошей. Но именно, как местечко, Народичи начинают фигурировать в разных актах лишь с 1618 года. Вероятно, быстрый рост населения, а значит, и экономическая привлекательность, повлияла на переезд первых еврейских семей из соседних городов.

Таким образом, наиболее ранние письменные упоминание о евреях городка мы находим в документах "Архива Юго-Западной России", в деле указано, что в июне 1683 года Мошковский Матвей Артюхович совершил серию краж у горожан разных сословий,  и среди пострадавших  упоминается три постоянно проживающих в местечке еврея: Берко, Йось и Абрам, у которых были похищены золотые и серебрянные изделия, а также медный котел.
Для общего понимания размеров местечка в это время, согласно "Люстрации подымной подати от 25.01.1683" количество дымов, т.е. домохозяйств Народичей равнялось 85.

В статье известного украинского историка Владимира Антоновича, которая вышла в 1868 году, мы находим еще два наиболее ранних эпизода упоминания наличия еврейского населения в местечке, правда, эти эпизоды описывают трагическую страницу жизни общины:
1) в 1689 году, один из отрядов Семена Палия напал на Народичи "...разогнал ярмарку в местечке Народичах и принудил евреев и мещан заплатить выкуп..."

2) а уже в 1691 году сводный отряд полковника Искрицкого и полковника Яремы Гладкого "...напали на местечко Народичи, во время отправлявшейся в нем ярмарки, захватили все съестные припасы, объявили, что всем, собравшимся на ярмарку, намерены отрезать бороды; когда же вследствие этой угрозы народ разбежался, они обратились к местным евреям и мещанам и принудили их дать выкуп в предотвращение исполнения ее..."

Хочется добавить, что, вероятно, именно такие события вынудили соорудить деревянно-земляную фортификацию, так как с 1697 года в различных актах начинает упоминаться замок, построенный владельцами местечка из рода Потоцких.
Чувство безопасности должно было положительно отразиться на экономическом состоянии местечка. Ориентировочно замок находился южнее современной улицы Замковой между улицами Первомайской и Пирогова.

Следующее по хронологии упоминание народицких евреев приходится на август 1721 года. И снова это судебные дела, а именно - коллективный вызов в суд Житомира представителей еврейских общин более 30 местечек Киевского воеводства, в том числе и иудейской общины Народичей. В судебном иске евреев обвиняют в нескольких правонарушениях: содержание прислуги христианского вероисповедания, торговлей по завышенным ценам, а также продаже некачественных алкогольных напитков. На прение сторон выделялся срок - один год.
Чем закончился этот суд, и какие доводы звучали, увы, не известно.

Конечно, этот документ не очень информативен, и не даёт ответов про  численность еврейского населения, но зато зафиксирован сам факт, что в этот исторический период община Народичей существовала, участвовала в экономической жизни региона, и, как видим, даже подозревалась в нарушения законодательства.

В 1750 году в окрестностях Народичей действовал гайдамацкий отряд Ивана Подоляки. Существуют упоминания о разгромленном имении, а так же о локальных боях со шляхтой.
Неизвестно, пострадало ли в Народичах еврейское население, но экономический урон был, очевидно, нанесен.

Насколько "успешно" обстояли дела у общины спустя два года после восстания гайдамаков,  можно судить по долговой записи от 27 июня 1752 года, где указано, что для уплаты налогов и сборов народическое еврейское общество взяло в долг у помещика Михаила Павши шесть тысяч злотых, под три процента. Причем, что интересно, оплата процентов шла в пользу православной церкви местечка.

До нашего времени в пятом томе подборки документов старинных актов "Архива Юго-Запада России", изданные в Киеве в 1890-м году, сохранились данные трёх ревизий Народичей 18-го века.
Ревизии времён Речи Посполитой регулярно проводились для общего учёта населения, в том числе и еврейского, с целью оптимизации налоговых сборов. В отличие от ревизий времён Российской Империи, целью которой, кроме налогов был и учёт потенциальных рекрутов для службы в армии, польские ревизии такой цели не имели. Поэтому, к сожалению, для краеведов и историков ревизии Речи Посполитой не дают именные списки жителей, а сообщают лишь об  общем количество налогоплательщиков.

Перепись 1-го мая 1778 года.
В Народичах Овруцкого повета проживал 101 еврей, занимая 37 индивидуальных домовладений в городе.
Также в состав кагала включались окрестные села, где обитали одна-две семьи, например, в селе Христиновка числилось четыре человека иудейской веры, в селе Вязовка шесть,  в селе Селец 3, село Ласки пять человек, село Лозница три, село Жерев три человека, село Клочки пять человек, и тд.
Суммарно в местечке и по окрестным сёлам в составе Народицкого кагала проживало 169 человек.
Правильность проведенной ревизии, согласно записи в документе, подтвердили местные евреи:  Гирш Ушерович, Лейба Янкелевич, Гирш Хаимович, Юдка Израилович.
Ревизия 1778  года, на языке оригинала
Ревизия 1778 года, на языке оригинала
В следующей переписи от марта 1784 года в Народичах уже насчитывалось 173 горожан иудейской веры, которые проживали в 52 домах.
Например, по сёлам:
Вязовка - 5 человек; Залесье - 5; Харитоновка - 4; Клочки - 5;
Старый Дорогинь - 4; Новый Дорогинь - 4, и тд.
Суммарно в кагале числилось 230 человек.
Ревизия 1784 года, на языке оригинала
Ревизия 1784 года, на языке оригинала
Такой резкий скачок численности можно объяснить лишь миграционными процессами, которые возникли после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году.  После утраты Польшей контроля над Витебском, Полоцком, Мстиславлем, большая часть еврейского населения, проживавшая там, не могла оставаться под контролем российской администрации, и выехала внутрь польских территорий Украины и Беларуси.

Также известно, что король Пруссии Фридрих Великий и королева Австрии Мария Терезия изгнали часть еврейской бедноты с территорий, отобранных себе по итогам первого раздела - Померания, Поморское воеводство, Галиция, и земли вокруг Кракова. Это также отразилось на численности еврейской общины  внутри оставшихся земель под властью Речи Посполитой.
Вероятно, процесс переселения, поиска лучших условий, переезда занял период приблизительно в десять лет. Следующая ревизия, прошедшая через семь лет, уже не имеет  таких радикальных качественных изменений.

Ревизия от 30 мая 1791 года даёт нам следующие цифры:
Местечко Народичи - 158 человек, проживающие в 49 домах.
По сёлам же следующие цифры:
Христиновка - 2 человека; Старый Дорогинь - 6; Новый Дорогинь - 3; Вязовка - 7; Жерев - 4; Дидковичи  - 5; Болотниця - 5, и тд.
Общая численность кагала 241 взрослых человек обоих полов.
Ревизия 1791 года, на языке оригинала
Ревизия 1791 года, на языке оригинала
С 1793 года, согласно второго раздела Речи Посполитой, местечко Народичи отошли к Российской Империи, и после экспроприации у семейства шляхтича Павши в пользу государства местечко стало центром одноименной волости в Овручском уезде Волынской губернии.

Хочется добавить, что к концу периода польского владычества евреи прочно интегрировались в экономическое пространство частновладельческих местечек и сёл.
Эта интеграция происходила постепенно в течение 17-18 столетий, когда евреи почти полностью заняли экономические ниши торговли и ремесел в сельской местности.
Украинский крестьянин в тот период истории находился в состоянии крепостного и не владел свободой перемещения, а шляхтич был заинтересован лишь в получении прибыли с продажи крупно товарных партий урожая.

Но евреи, как мещанское сословие имеющие право свободного перемещения, постепенно стали оказывать услуги посредничества между селом и городом. Товарно-меновые отношения между евреями и украинскими крестьянами выглядели как натуральный обмен ремесленных изделий (от свечей до скобяных товаров) на продукты питания (зерно, овощи, рыба, мед).
Переход Народичей, как и других регионов бывшей Польши, под российскую юрисдикцию означал неизбежную перестройку сложившейся экономики региона, и роли евреев в ней.

Согласно российских законам от 1791 и 1804 годов "Об устройстве евреев", была учреждена черта оседлости, где перечислялись регионы доступные для проживания евреев, куда вошла и Волынская губерния.

И уже в 1804 году происходит два кардинальных изменения для еврейской общины Народичей и всей Украины в целом, а именно издается два указа. Первый о присвоении евреям наследственных фамилий, после чего до сих пор мы носим фамилии, выданные нашим предкам местными кагалами.
Второй указ был о запрете проживания евреев в сельской местности, и переселения евреев в города.
Выполнение его растянулось на долгие года, и всячески саботировалось чиновниками на местах по причине невозможности быстро переселить огромное количество населения, а также встречало сопротивления на местах помещиков, которые понимали губительность разрыва сложившихся  экономических отношений.
Как писал ещё в 1796 году первый Волынский генерал-губернатор: “…местные помещики предпочитали продавать выращенные в их имениях зерно и скот евреям, поскольку для их самостоятельной перевозки в города и продажи, помещикам пришлось бы тратить много времени и усилий, чего они не желали делать…”

Но тем не менее, несмотря на наступление новых юридических и экономических реалий, еврейская община Народичей смогла перестроится, и продолжить свою историю.

В последующие годы местечко постепенно разрасталось, что приводило к хаотичной застройке новых районов деревянными зданиями. Так длилось до августа 1853 года, когда случился большой пожар, изменивший облик города.
От огня пострадало сорок два жилых здания православных мещан и сто пятьдесят шесть домов иудеев, а так же две церкви и обе синагоги, пятьдесят шесть торговых рундуков и школа.
Виновником пожара, местный пристав в своем докладе указал мещанина Народичей Йосифа Меламеда.

Также  историк И.Ф. Левицкий упоминает, что в пожаре полностью сгорел и дворец шляхтичей  Павши, который располагался на территории современной районной больницы.
Увы, на данный момент я не смог лично найти в архиве  оригинальный отчёт пристава, поэтому предположу, по упоминанию Николаевской церкви и старой Преображенской, двух синагог и дворца,  что пожар происходил в южной и центральной частях местечка, возле базарной площади, а также огонь полосой прошел к северным окраинам Народичей, где как раз плотно  располагался район проживания евреев. После пожара сохранились лишь кварталы на западе и востоке населенного пункта.

На восстановительные работы государство выделило ссуду в размере двенадцати тысяч рублей, с льготным кредитным периодом на двенадцать лет.
Для примера средняя цена сена в те годы была приблизительно 50 копеек за пуд, соломы 25 копеек за пуд, а жалование приказчика на заводе в Киеве равнялось 300 рублям в год.

Первый документ, где приводятся полный  по фамильный список евреев Народичей, это ревизия 1858 года, так как  более ранние ревизии по Овручскому уезду не сохранились в архивных учреждениях.
Согласно этому документу в Народичах проживало 174 еврейских семьи мещанского сословия: 392 мужчин и 474 женщины.
Так же, в штетле проживало 69 семей цеховых евреев: 133 мужчины и 165 женщин.
Таким образом, суммарная численность общины составляла  1164 человека согласно ревизии.
В соседнем  селе Ноздрище проживало еще  восемь евреев приписанных к Народичам: трое мужчин и пять женщин.

Казённым раввином в ревизии указан Ицхак Авраамович Махлиц.
Выборными старшинами общества были - Хаим Гершкович Хандрин и Янкель Менашевич Брайман.

В Народичах, в отличие от многих  других местечек Волынской губернии, очень долго  юридически сохранялось сословие цеховой принадлежности, что в средине девятнадцатого века было откровенным анахронизмом. Было несколько попыток в 1830-1850 гг. реформировать цеховые объедения, так как по мнению экспертов того времени, цеховые братства искусственно тормозили развитие промышленного потенциала в местечках.
Цехи имели преимущественное право на занятие своим ремеслом в данной местности, чем монополизировали целые отрасли хозяйства. Всякий мещанин или вольный крестьянин, не имеющий отношение к цеху, имел право заниматься данным ремеслом лишь после уплаты сборов, как бы покупая временную лицензию. Например, кожевник из Коростеня, приехав в Народичи, не имел право свободно заниматься своим ремеслом, без покупки лицензии у цеха. Также, согласно Ремесленного устава, на коллектив возлагались центральные сборы налогов, контроль над качеством продукции ремесленников, помощь сиротам и вдовам бывших членов цеха.

В 1860-е годы в Народичах ежегодно проходило четыре ярмарки, где торговали продуктами сельского хозяйства и ремесленничества, но постепенно прогресс приходил и сюда. И уже в 1870-е в местечке действовал кирпичный завод, две водяных мельницы и кожевенный завод.
Нынешняя улица Героев Пожарников в то время назвались Горностаевская, и почти каждая еврейская семья, проживающая там, занималась  ремесленным производством кожи.
В 1870-80е казённым раввином Народичей был Элия-Лейб Журавель.

Ребе смог решить вопрос о выделении земельного участка под новое кладбище для общины, так как действующие кладбище было совершенно переполнено, а также с годами оказалось в центре местечка. Виной этому был пожар, о котором писалось выше, после которого планировка городка радикально поменялась.
Новый участок был выделен на северо-западе Народичей, где расположен и поныне.
Ориентировочное расположение старого кладбища в нынешней застройке
Ориентировочное расположение старого кладбища в нынешней застройке
В Народичах родились известные раввины - братья Нахум и Мордехай Вайсблаты. Это были два удивительных человека, каждый из которых достоин быть причисленным к легендам еврейского народа.

Мордехай Дов Вайсблат родился в 1875 году. Некоторое время жил и работал в местечке Малин, куда его пригласил старший брат Нахум, бывший там раввином. После женитьбы Мордехай переехал в Олевск, где и был призван в российскую армию.
Остаться соблюдающим евреем в армии тяжело и сегодня, если это, конечно, не ЦАХАЛ. В то время это вообще было практически нереально, такое удавалось немногим. Но Мордехай Вайсблат оказался одним из этих немногих. Вся его "армейская" история интересна и очень необычна.
Служить Вайсблата отправили в город Белосток. После прохождения изнуряющих обучающих курсов солдат стали отпускать на побывку в город. А куда в чужом незнакомом городе мог отправиться еврей? Естественно, в синагогу.
В местном бейт-мидраше Мордехай быстро снискал славу знатока Торы и умелого оратора. Его стали приглашать на чтение проповедей и другие общинные мероприятия. Фигура необычного проповедника в военной форме привлекала большое внимание. Вскоре "раввин-солдат" приобрел значительную популярность у белостоцких евреев, среди которых оказались весьма состоятельные люди. И каким-то образом они смогли выкупить талантливого молодого человека из армии...
Однако, в Белостоке Мордехай не остался. Он вернулся в Олевск, некоторое время был раввином в штетле Елизаровка, а затем получил назначение на аналогичную должность в прославленное чудотворцем Исраэлем Дов Бером местечко Веледники.
В 1924 году рабби Мордехай был вынужден покинуть свой пост из-за конфликта с советскими властями, которые хотели конфисковать из синагоги драгоценные украшения свитков Торы. Против него возбуждается дело, и Волынский губревтрибунал осудил раввина Вайсблата на 5 лет лишения свободы.
Каким-то чудесным образом Мордехай сумел избежать тюрьмы. Он переезжает в Житомир, и вскоре становится главным раввином города. На этой должности Мордехай Дов Вайсблат пребывал вплоть до самой смерти в 1930 году.
Мордехай Дов (слева) и Менахем Нахум (справа) Вайсблаты
Мордехай Дов (слева) и Менахем Нахум (справа) Вайсблаты
Куда более известен старший брат Мордехая, Менахем Нахум Вайсблат. Родился он в 1864 году, некоторое время, как уже упоминалось, занимал пост раввина в местечке Малин. За свою жизнь он написал несколько галахических трудов, прослыл большим знатоком Торы, возглавлял киевский Комитет по оказанию помощи голодающим и пострадавшим от погромов. Но наибольшую известность Нахум Вайсблат приобрел как создатель "вечного" еврейского календаря.

Календарь у евреев, как известно, лунно-солнечный. В древние времена начало нового месяца определялось просто - по показаниям двух свидетелей. Увидели 2 еврея полную луну, побежали быстренько в суд - бейт дин, и доложили: луна, полная, висит, светит. Если свидетели внушали доверие, судьи постановляли: сегодня - рош ходеш, первый день месяца. И отправляли гонцов во все концы страны, чтоб донести эту радостную новость до всех жителей. Но после рассеяния евреев по всему миру с этим возникла сложность. Гонец из Иерусалима в Жмеринку мог принести возвещение о начале нового месяца с небольшим опозданием. На месяцев 5-6. Поэтому в 4 веке глава еврейсого суда рабби Гилель ІІ разработал систему, с помощью которой даты высчитывались на основе математики и астрономических знаний. Здесь тоже все было не просто. Лунный календарь не совпадает с солнечным, по которому определяются времена года, а ведь праздник Песах обязательно должен приходиться на весну. Поэтому к лунному году периодически добавляется дополнительный месяц, чтоб он мог "догнать" солнечный. Таких високосных годов бывает 7 в 19-летнем цикле. Но по факту, несмотря на теоретическую возможность долгосрочного планирования, еврейский календарь составляется только на 1 год вперед, отталкиваясь от текущего года. Это дает возможность точно сопоставлять даты еврейского и обычного, гражданского календаря.
Рав Менахем Нахум Вайсблат
Рав Менахем Нахум Вайсблат
Нахум Вайсблат, будучи еще Малинским раввином, взялся за решение этой проблемы. Обладая феноменальными способностями в математике, он сумел к 1890 году составить таблицы, по которым можно было определить любую дату еврейского календаря и сопоставить ее с нееврейским. Образец календаря был направлен в правительственную комиссию в Петербурге, и получил одобрительный отзыв.
Чтобы ввести календарь в обиход, нужна была поддержка влиятельных людей. И Нохум обращается за ней к известному уже писателю Шолом-Алейхему. Их переписка переросла в дружбу, которая продолжалась много лет. А календарь, хоть и не распространился повсеместно, принес значительную известность Нохуму Вайсблату. И когда в 1902 году в Киеве освободилась должность главного духовного раввина, занять вакансию предложили именно ему.
Умер рав Нахум в 1925 году. Его похоронили на Лукьяновском еврейском кладбище, а после его разрушения в 1963 году перезахоронили на Берковецком. Место нахождения могилы долгое время было неизвестным, и только недавно, в 2016 году, ее удалось обнаружить.
"Вечный календарь" Нахума Вайсблата
"Вечный календарь" Нахума Вайсблата
К концу века,  согласно всероссийской переписи 1897 года, численность еврейской диаспоры местечка достигала  2054 человек, при том, что общее население Народичей составляло 4576 человек.

Известно, что погромная волна 1905 года не обошла и Народичи. Масштабы погромов письменно не зафиксированы, но, судя по воспоминаниям очевидцев, пострадал весь Овруцкий уезд, в отличие от соседнего Радомысльского, где киевский губернатор объявил военное положение и ввёл войска для поддержания общественного порядка.

На фронтах первой мировой войны было мобилизовано около 140 жителей местечка, среди которых было 26 представителей еврейской общины:
Гейдерман Мерша Беркович, Маркман Янкель Иоаннович, Каплан Шлема Шемельевич, Меламед Моисей Лейбович, Шустер Моисей Рувалевич, Бирман Аврум-Хаим Шоломович, Ленец Мовша Ицкович, Меламед Иосиф Элявич, Зингерман Моисей Вольфович, Рабинович Арон Иосифович, Шустер Калман Ошерович, Неизвестный Иосиф Шломович, Фишман Лейба Абелевич, Фейтблат Мойша Мордкович, Фирдман Нахим-Борух Мовшевич, Моргулес Иото Лейбович, Гольфман Есь Элевич, Шерман Левша Нухимович, Картман Мортко Бенционович, Ванберг Ирма Менахимович, Гутман Меер Пейсахович, Меламед Нохим Шмарьевич, Фишбан Ноян Янкелевич, Марговский Лейба Шмулевич, Казимирчик Ефим Яковлевич, Бамгольс Мейлах Шлемович.
После Февральской революции 1917 года, жизнь евреев Народичей стала значительно менее стабильной, начались случаи национального и религиозного преследованиями со стороны различных военно-политических движений, так известно о нескольких погромах, которые учинили повстанцы атамана Козырь-Зирки.
Пик грабежей и погромов длился с декабря 1918 по январь 1919 года.

Олексей Козырь-Зирка, прозванный "Козырным" родился в Екатеринославской  губернии в 1886 году. До войны был учителям в сельских школах, мобилизован в армию в 1914 году, дослужился до прапорщика. В период 1917-19 годов  был полковник УНР,  принимал участие в боях против Гетьмана, по некоторым данным после 1919 года служил у большевиков.

После годов гражданской войны экономическое состояние региона сильно ухудшилось, к 1920 году в Народичах работало лишь девять кожевенных мануфактур, торговало семнадцать лавок. Но как и всегда, жизнь была вынуждена приспосабливаться к новой политической реальности. Всё в том же 1920-м году решением областного отдела народного просвещения в Народичах открылась начальная еврейская школа численностью в 146 учеников возрастом от 7 до 13 лет.

Согласно отчёту НКВД УССР об учёте религиозных организаций, известно, что в 1928 году в Народичах было зарегистрировано 4 иудейских общины. Имелся ли раввин в городе пока установить не удалось, но официально община могла регистрироваться, даже не имея раввина. Например, среди всех 59 общин Коростенского округа числилось лишь 19 раввинов и 9 канторов, из которых только пять раввинов имели образование в ешиботе, остальные же имели домашнее обучение.

Согласно советской программе по созданию еврейского коллективного крестьянства  в южных регионах Украины, в 1925-26 годах из Народичей было переселено 102 человека на территорию Херсонской области, где они вместе с переселенцами из Коростеня, сформировали колхоз "Красный труженик".

Согласно переписи 1926 года число граждан еврейской национальности в Народичах равнялось 2508 человек. Такая высокая численность еврейской общины позволила создать официальный орган еврейского советского самоуправления, согласно постановлению ВУЦИК от 24.02.1926 года.
Этот еврейских поселковый совет существовал параллельно с обычным украинским поселковым советом депутатов, и в его обязанности входило  налогообложение, проведение культурных мероприятий на языке идиш, функционирование еврейской школы, а так же политическое воспитание трудящихся еврейской национальности.

Но уже в начале 1930-х годов начался этап борьбы с религией и всякой культурной автономией,  во время которого были окончательно ликвидированы синагоги и еврейская  школа. Такая политика привела к массовому оттоку населения в более крупные города - Коростень, Житомир, Киев, и уже согласно переписи 1939-го года в Народичах проживало всего 1233 евреев.
Народичи были освобождены от немецкой оккупации 11 ноября 1943 года.
Начальник полиции Народичей Хреновский был приговорен к расстрелу, его несколько подчиненных полицаев приговорены к разным срокам: Коструба получил 25 лет, братья Бессмертные 25 и 10 лет.

После войны в Народичи вернулось из эвакуации всего около ста человек.
Согласно опросу местных жителей, проведённым  Виталием Буряком и Евгением Шнайдером в 2017, известно, что в 1950-60 годах ещё проводились подпольные миньяны в частных домах, так как официальная возможность исповедовать иудаизм была запрещена.

К 1986 году в Народичах оставалось около 40 евреев старшего возраста. После Чернобыльской катастрофы многие жители покинули поселок, в т.ч. и евреи.
Последний раввин Народичей Шульман Мотл похоронен в Овруче.
На сегодняшний день можно констатировать, что евреев в Народичах больше нет.

Из многовековой истории еврейской общины, который вносила свой вклад в жизнь города, на сегодня не сохранилось почти ничего.
Деревянные здания синагог уничтожены, последние оставшиеся  домики, характерные для штетлов, почти разрушены от старости и запустения.

Старое кладбище времён Речи Посполитой, существовавшее со времён поселения первых евреев в 17 веке и до его сноса в 1920-е года, было застроено уже в 1950-х. Сегодня на его месте находится задний двор районной администрации и школьное учреждение, в районе центральной площади города.

Единственным материальным напоминаем о диаспоре является новое еврейское кладбище, основанное в конце девятнадцатого века. Это кладбище сохранило уникальные артефакты полесского еврейства - деревянные мацевы, характерного горизонтального вида, так называемые псевдо саркофаг/склеп/ковчег. Такая традиция являлась локальной для полесского региона, от Пинска и Луцка до Чернобыля.
Все сохранившиеся надгробия послевоенные, и датируется 40-60 годами двадцатого века.
Деревянные мацевы максимально простого внешнего вида, без украшения резьбой или росписью, демонстрировали скромность и смирение перед вечностью.

Нынешнее состояние надгробий оставляет желать лучшего, почти все они имеют повреждения разной степени, и для сохранения этого исторического наследия требуется целый комплекс восстановительных работ. В 2022 году за счёт ОЕОУ была проведена консервация лаком и специальными растворами всех девяти оставшихся мацев, что позволит продлить срок существования этих важных свидетельств памяти о многовековой истории еврейской общины  города Народичи.
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект