Жовква

Замок в Жовкве построен Жолкевским в 1597 г. Тем самым Жолкевским, взявшим в 1610 Москву... ... однако решил не связываться со всякими Миниными и Пожарскими, и уехал домой... Глинские ворота На воротах гербы Жолкевских и Собеских (с другой стороны)
Замок в Жовкве построен Жолкевским в 1597 г. Тем самым Жолкевским, взявшим в 1610 Москву... ... однако решил не связываться со всякими Миниными и Пожарскими, и уехал домой... Глинские ворота На воротах гербы Жолкевских и Собеских (с другой стороны)
Оборонная башня Глинских ворот Костел св. Лаврентия выходит на Вечевую площадь Здесь похоронен и сам Жолкевский, и целая куча уважаемых товарищей, в т.ч. отец короля Яна Собеского
Оборонная башня Глинских ворот Костел св. Лаврентия выходит на Вечевую площадь Здесь похоронен и сам Жолкевский, и целая куча уважаемых товарищей, в т.ч. отец короля Яна Собеского
Ратуша Фриз под крышей костела
Ратуша Фриз под крышей костела
Не совсем точная, но классная репродукция, zhovkva-tour.info
Не совсем точная, но классная репродукция, zhovkva-tour.info

Львовская область

    На месте нынешней Жовквы с 1368 года существовало село Винники. В 1597 году рядом с селом гетманом Станиславом Жолкевским был построен замок, вокруг которого возникло поселение городского типа, получившее магдебургское право в 1603 году.

   В 1706—1707 годах в Жовкве находилась ставка русского военного командования в Северной войне и резиденция Петра I.
   В 1772 году в ходе первого раздела Речи Посполитой оказалась под властью Габсбургов и стала повятовым центром в Королевстве Галиции и Лодомерии.

   6—11 января 1919 года недалеко от Жовквы произошло сражение между армией Западно-Украинской Народной Республики и войсками Второй Речи Посполитой.
   В 1939 году после Польского похода РККА вошла в состав УССР и стала уездным (позже — районным) центром Львовской области (с 1940 года — город).

   В 1951—1992 годах назывался Нестеров в честь лётчика Петра Нестерова, совершившего в 1914 году в районе Жовквы первый в истории воздушный таран (он и австрийские лётчики погибли).
   Первое историческое упоминание о жовковских евреях относится к 1593 г. В 1600 г. воевода Станислав Жолкевский разрешил евреям выстроить дом молитвы. С 1601 г. в городе существовала улица Жидовская, которая проходила у Жидовских ворот — одних из четырех ворот городской стены. Большинство еврейского населения концентрировалось вокруг тогдашней синагоги.
   С самого начала жовковская община была подчинена общине Львова и лишь с 1620 г. в Жовкве был организован самостоятельный кагал. В 1615 г. Жолкевский уравнял права евреев с другими жителями и предоставил им право самоуправления. Позднее эти привилегии были отняты, евреи обложены дополнительными налогами и сборами, им запрещено было арендовать и выкупать дома у христиан.
   В 1640 г. жовковские властители разрешили открыть при синагоге йешиву.

   При приближении войска Б. Хмельницкого (1648–49) тысячи евреев-беженцев укрылись в Жолкве и участвовали в защите города от казаков.

   Вторая половина 17 в. отмечена процветанием еврейской общины Жолквы. В 1687 г. по привилегии Яна ІІІ Собеского еврейская община получила разрешение на строительство каменной укрепленной синагоги на месте сгоревшей деревянной. Однако было условие: «впереди синагоги на той же площади возвести избу, которая заслоняла бы синагогу с улицы». Видимо, уже само по себе такое разрешение было большим успехом, и синагога эта носила говорящее имя "Собески шул". В 1692 г. архиепископ львовский Ян Липский дал своё разрешение на строительство синагоги.
   К зданию синагоги примыкали городские стены и Жидовские ворота. Сама она могла служить мощной оборонной башней и была важной составляющей городской фортификации, что хорошо видно на фото-репродукции города.
Синагога "Собески шул" Сегодня это один из самых значительных памятников ренессансной архитектуры Синагога построена по классической 9-польной схеме
Синагога "Собески шул" Сегодня это один из самых значительных памятников ренессансной архитектуры Синагога построена по классической 9-польной схеме
Проход на женскую галерею Тексты молитв на стенах молельного зала
Проход на женскую галерею Тексты молитв на стенах молельного зала
Интерьер, фото sztetl.org.pl
Интерьер, фото sztetl.org.pl
   Основные занятия еврейского населения в 17—18 вв. — различные ремесла (действовали еврейские цехи портных, ткачей и др.), евреи занимались также подрядами, арендными операциями, вели оптовую торговлю (в т. ч. в Молдавии и Венгрии). Число еврейских домов в городе в 1628—80 гг. возросло с 21 до 88, сложился еврейский квартал в северной части города, евреи владели многими домами и в его центре.
   В 1690 Ури Фебус Галеви из Амстердама открыл в Жовкве еврейскую типографию (позднее его дело перешло к семье Мадфес).

   В 1670—80 гг. раввином в Жовкве был Ицхок Меир Теумим-Френкель, в 1735—53 гг. — Ицхок Ланда, с 1747 г. — Шимшон Майзлиш, в 1763—72 гг. — Авром Мордхе Гальперин, в 1757—1803 гг. — Мойше Цви Гирш Майзлиш, в 1816—28 гг. — Яков Оренштейн.

   В 1680—1730-х гг. среди евреев Жовквы получило распространение лжемессианское учение Саббатая Цви. В конца 18 в. начали распространяться идеи Гаскалы, значительный вклад в их развитие внесли Нахман Крохмаль и Маер Леттерис. В Жовкве действовал кружок просветителей (Леттерис, О.Раппопорт и др.).

   В 1788—1806 гг. работала еврейско-немецкая гимназия.

   В середине 18 в. в Жовкве жил ученик Дов Бера из Межирича Гдалиягу. В 1906 г. возникло движение жовковских хасидов, которое возглавил Авром Шмуэль Рабинович — потомок Шнеура Залмана из Ляд; евреи Жовквы были также бельзскими и жидачевскими хасидами.
   С 1857 г. раввином в Жовкве был Шмуэль Вальдберг, с 1879 г. — Шимшон Горвиц, затем Хаим Лейб Горвиц, в 1905—1930-х гг. — Пинхас Шимшон Элимелех Римлат.
   В середине 19 в. в Жолкве начала развиваться меховая промышленность, в которой были заняты сотни еврейских рабочих.

   В конце 19 — начале 20 в. в Жовкве возникли отделенияния и группы Бунда, сионистских организаций, начался выезд евреев в Эрец Исраель.
   В начале 1920-х гг. были открыты школа сети «Тарбут» и дом для сирот И.Фиша, при котором была ремесленная школа шитья для девушек на 70 мест. Тогда же получила известность еврейская футбольная команда «Гасмонея».
   В 1920—30-х гг. в Жовкве действовали отделения различных еврейских партий и организаций.

   В 1931 г. в Жовкве жило около 3000 евреев. К началу Второй мировой войны еврейское население составляло 4400 человек - 50% населения города.
На бывшем еврейском кладбище - рынок
На бывшем еврейском кладбище - рынок
2 найденных осколка мацев вмуровали в стену Остальные пошли на стройматериал...
2 найденных осколка мацев вмуровали в стену Остальные пошли на стройматериал...
Непонятный сейчас кусок стены говорит о том, что раньше этот дом был синагогой Обычный забор в городе, и вдруг - надпись на иврите Но это не подпись заборостроителя, а кусок плиты с еврейского кладбища Бывшее здание "Тарбута"
Непонятный сейчас кусок стены говорит о том, что раньше этот дом был синагогой Обычный забор в городе, и вдруг - надпись на иврите Но это не подпись заборостроителя, а кусок плиты с еврейского кладбища Бывшее здание "Тарбута"
Следы от мезуз на дверных косяках бывших еврейских домов. Фото В.Буряка
Следы от мезуз на дверных косяках бывших еврейских домов. Фото В.Буряка
Это интересное здание на окраине города - Бейт шхита В советское время оно не поменяло предназначение - тут была бойня для скота Сейчас - заброшено и разваливается...
Это интересное здание на окраине города - Бейт шхита В советское время оно не поменяло предназначение - тут была бойня для скота Сейчас - заброшено и разваливается...
   Жовква была оккупирована немцами 18 сентября 1939 года, а 24 сентября перешла в состав СССР в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа. Сюда устремились сотни еврейских беженцев из западной Польши. При советской власти частная торговля почти полностью прекратилась, еврейские ремесленники в основном были объединены в кооперативы, и еврейские коммунисты стали местными чиновниками.

   28 июня 1941 г. немцы оккупировали город, на следующий день были сожжены синагоги. 22 июля был создан юденрат под руководством д-ра Фебуса Робинсфельда и еврейская полиция под командой Чачкеса.
   В августе 1941 началось уничтожение еврейского кладбища.
  
   В марте 1942 около 700 нетрудоспособных евреев были депортированы в лагерь смерти Белжец.
   В ноябре 1942 в Жовкве было создано гетто, куда, кроме местных евреев, доставлялись евреи из окрестных местечек и сел.
   22—24 ноября 1942 из Жовквы в Белжец было отправлено еще 2,5 тыс. евреев (во время погрузки погибло до 800 чел.).

   15 марта 1943 г. более 600 евреев-мужчин были вывезены в Яновский лагерь.
   25 марта 1943 г. на территории стрельбища было расстреляно около 3500 евреев. 170 трудоспособных евреев в тот же день отправлены в Яновский лагерь, где они позднее погибли.
   Последние 50—70 жителей гетто уничтожены 10 июня 1943 г.
   Несколько десятков евреев сумели укрыться в бункерах или были спасены местным населением. Ко времени вступления в Жовкву советских войск (23 июля 1944) в городе оставалось около 70 евреев.
Дорога в лесу, ведущая к месту расстрела еврейского населения Памятник
Дорога в лесу, ведущая к месту расстрела еврейского населения Памятник
   На сегодня евреи в Жовкве не проживают, а на реконструкцию уникальной синагоги нет средств. На старом еврейском кладбище можно купить морковку и другие полезные продукты - здесь сейчас городской рынок.
   В уголке рыночного кладбища стоит относительно недавно построенный оэль, через окно можно увидеть две могилы. В надписях на обеих упоминается человек, никогда в Жовкве не бывавший - Эфраим Залман Шор, раввин Люблина, автор приложения к сочинению Иосифа Kapo под заглавием «Тевуот Шор». Этот труд стал настолько известным, что Эфраима Залмана Шора стали называть Тевиас, по названию его произведения.
   Справа могила человека по имени Ицхак Айзик, сын Авраама. Внизу приписка "друг автора Тевуот Шор". Правда, не совсем понятно, кто кому друг - Ицхак умер в 1737 г., Эфраим Залман - на 100 лет раньше, в 1633...
   Слева похоронен один из раввинов Жовквы, Александр Сендер Шор, автор известного сочинения «Симла Хадаша», правнук Эфраима Залмана Шора. Год смерти указан тот же, что у Ицхака Айзика - 5497 от сотворения мира (1737 г. по григорианскому календарю).
   Немного пробежимся по центру городка. Жовква строилась по принципу "идеального города" ренессансной эпохи, и ее уникальность в том, что городская планировка полностью сохранилась.
Вечевая площадь
Вечевая площадь
Дом со львом, пл. Вечевая, 9 Лев забился в щель под крышей
Дом со львом, пл. Вечевая, 9 Лев забился в щель под крышей
Одна из доминант Жовквы - Доминиканский монастырь
Одна из доминант Жовквы - Доминиканский монастырь
Ул. Бандеры, 1 В одном из самых красивых старинных особняков сейчас милиция. Ул. Бандеры, 13 Еще одно симпатичное здание, ул. Воинов УПА, 3 Сейчас тут почта
Ул. Бандеры, 1 В одном из самых красивых старинных особняков сейчас милиция. Ул. Бандеры, 13 Еще одно симпатичное здание, ул. Воинов УПА, 3 Сейчас тут почта
Святотроицкая церковь включена в список мирового наследия ЮНЕСКО Василианский монастырь
Святотроицкая церковь включена в список мирового наследия ЮНЕСКО Василианский монастырь
Синагога, 1900 год Росписи Арон кодеш Интерьер, 1910 г. Арон кодеш, нач. ХХ в.
Синагога, 1900 год Росписи Арон кодеш Интерьер, 1910 г. Арон кодеш, нач. ХХ в.
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект