Еврейский Львов. Прогулка 3

Старый Город

Городской бейт-мидраш Вход в бейт-мидраш Остатки росписей стен
Городской бейт-мидраш Вход в бейт-мидраш Остатки росписей стен
Эту прогулку по еврейскому Львову мы начнем с поисков следов первой из двух львовских общин - собственно, городской. Особо искать ничего не придется, так как здесь находятся самые известные еврейские достопримечательности, которые сегодня показывают абсолютно всем туристам, независимо от их национальности) Маршрут будет таким: ул. И.Федорова - ул. Староеврейская - ул. Братьев Рогатинцев - пл. Рынок. Ну и погуляем по Старому Городу.

Карта с расположением объектов

На перекрестке улиц Федорова (когда-то она называлась Юдиш-гассе, Еврейская) и Руськой были ворота, отделявшие еврейский квартал от остального города. На ночь евреи и христиане закрывали ворота каждый со своей стороны.
На углу улиц Староеврейской и Арсенальной находится место, которое неформально называлось "площадь синагог". Здесь располагались Большая городская синагога, Городской бейт-мидраш и самая известная львовская синагога - "Золотая Роза".
Синагога "Золотая Роза" была построена на средства главы городской общины Исаака Нахмановича в 1582 г. Называлась она "Турей Захав" - "Золотые строки" - по наименованию труда известного религиозного авторитета Давида Галеви, который часто здесь молился.

В конце XVI века иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и для этого выбрали участок, на котором стояла синагога "Золотая Роза". В 1603 г. король Сигизмунд III подарил им этот участок, а суд конфисковал здание. Однако, когда иезуиты пришли за ключами, они очень удивились. Проход к зданию осуществлялся через дом главы общины Мордехая Нахмановича, и никакой суд не мог разрешить шастать по частной территории всяким посторонним личностям...  Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями продолжался 6 лет, в результате чего синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году.

Решение в пользу евреев легенды приписывают невестке находчивого Мордехая - Розе Нахманович, которая смогла договориться с иезуитами, после чего они выбрали другой участок под свой монастырь. Легенд по этому поводу множество, и все они, как и положено, противоречат одна другой) Топ-3 самых распространенных:

1) Красавица Роза отдалась епископу;
2) Роза была совсем не красавица, а такой себе прототип Мурки из одноименной песни - "даже злые урки все боялись Мурки..." В общем, была авторитетом в узких кругах, и заведовала сбором налогов в квартале;
3) Была очень богата и купила иезуитам участок в том самом месте, где их бывший монастырь можно увидеть и сегодня.

Как бы там ни было, с тех пор синагогу стали называть не иначе, как Золотая Роза - такой себе синтез "официального" названия и имени благодетельницы... Здание было разрушено нацистами в 1941 году.
Плита с кладбища Фрагмент эмфитевзиса на доме №28 Это здание принадлежало Шломо Фридману Здесь эмфитевзис сохранился хорощо
Плита с кладбища Фрагмент эмфитевзиса на доме №28 Это здание принадлежало Шломо Фридману Здесь эмфитевзис сохранился хорощо
Прогуляемся по улице Староеврейской. На углу площади можно увидеть обломок одной из надгробных плит, которыми любили мостить улицы как нацисты, так и советы. Можно прочитать даже имя - Исроель.

На некоторых домах сохранились эмфитевз
исы - знаки наследственной, "вечной" аренды. Одно время евреям запрещалось владеть недвижимостью в городе, и был найден такой вот выход из положения - здание не продавали, а отдавали еврею в аренду. Навсегда) Такой знак можно увидеть на доме Шломо Фридмана по Староеврейской, 34, и часть эмфитевзиса - на доме по адресу Староеврейская, 28.
Источники:
Центр міської історії Центрально-Східної Європи
Сообщество Синагоги Украины
ЛКНП "Центр розвитку туризма м. Львова". Путівник "Єврейська спадщина Львова"
Котлобулатова І.П. Книгарі та книгарні в минулому Львова


Фотографии:
Евгений Шнайдер
Приблизительная реконструкция площади. Макет Януша Витвицкого Места расположения синагог на современном плане
Приблизительная реконструкция площади. Макет Януша Витвицкого Места расположения синагог на современном плане
Золотая Роза на польской открытке Интерьер синагоги "Золотая Роза" 1938 год, фото Adam Lenkiewicz
Золотая Роза на польской открытке Интерьер синагоги "Золотая Роза" 1938 год, фото Adam Lenkiewicz
Фото со двора Сейчас от Розы осталась только одна стена Мемориальная доска около руин синагоги
Фото со двора Сейчас от Розы осталась только одна стена Мемориальная доска около руин синагоги
Предшественником Большой городской была деревянная синагога, которая существовала на месте нынешнего дома № 29 на улице Федорова. Львовский историк Майер Балабан в 1904 году обнаружил несколько деревянных балок той синагоги, на одной из которых был указан год постройки - 1320. Во время пожара города 1527 году она сгорела, после чего была построена новая, уже каменная, на новом месте - в центре города между конечными участками нынешних улиц Староеврейской и Братьев Рогатинцев. Первое упоминание о ней датируется 1555 годом.

В 1797 году синагогу разобрали, и в 1801 году на ее месте была возведена новая, значительно большая по размерам. Т.к. располагалась она напротив "Золотой Розы", всю эту территорию называли "площадью синагог".
Осенью 1941 года синагога взорвана нацистами.

Вход в синагогу был со стороны ул. Боимов (совр. Староеврейская). В 1880 г. произошел интересный эпизод - перед приездом императора Франца Иосифа за одну ночь устроили второй вход с парадной улицы Собеского (совр. Братьев Рогатинцев), т.к. существующий был слишком узким.
Впоследствии власти приказали замуровать этот вход, чтоб вид молящихся евреев не раздражал "приличных" прохожих центральной улицы, но евреи сумели отстоять его как память в честь императора. Вход со стороны ул. Собеского был всегда закрыт решеткой - кроме императора, пользоваться им никому не разрешалось.
Большая городская синагога Балки, обнаруженные и зарисованные Майером Балабаном Разрушенная синагога, 1941 Вид с улицы Собеского
Большая городская синагога Балки, обнаруженные и зарисованные Майером Балабаном Разрушенная синагога, 1941 Вид с улицы Собеского
Городской бейт-мидраш («Бейт мидраш де-тох га-ир») на ул. Боимов, 41 (Староеврейской), возведен в 1797 году, разрушен в 1941 г. На втором этаже его был еще целый ряд малых синагог:
    «Клойз Люблин» (с 1811 г.),
    синагога «Хаютим гдолим»,
    синагога «Хнион Далим Хаютим ктаним»,
    синагога «Шмуклеров»,
    синагога «Жестянщиков»,
    синагога «Обивщиков»,
    синагога «Сифтей ренаним» («Уста воспевающие») общества «Хевра Теилим» («читающих Псалмы»),
    синагога «Асири» («Десятый»), в котором молился ограниченный миньян из десяти ученых и богобоязненных евреев, которые к тому же постились каждый десятый день.
Портал входа со стороны ул. Староеврейской (Боимов) Место Большой городской синагоги и 2 сохранившихся портала Надпись над зарешеченным входом: "Это врата Господа, праведники войдут в них" (Тегилим, 118:20) "Императорский" вход со стороны ул. Братьев Рогатинцев (Собеского)
Портал входа со стороны ул. Староеврейской (Боимов) Место Большой городской синагоги и 2 сохранившихся портала Надпись над зарешеченным входом: "Это врата Господа, праведники войдут в них" (Тегилим, 118:20) "Императорский" вход со стороны ул. Братьев Рогатинцев (Собеского)
В этом районе выделять какие-то отдельные дома смысла нет - практически все они на улицах Староеврейской и Ивана Федорова (бывшая Юдиш-гассе), и некоторые на Русской, Арсенальской и Братьев Рогатинцев принадлежали евреям. Архитектурно строения ничем особенным не выделяются, разве что на доме Хаима Чоповникана по Староеврейской, 35 можно увидеть маскарон "пьяный лев" - Чоповник торговал выпивкой.

Еще отметим находящийся рядом дом по адресу ул. Федорова, 27 - тот самый, который принадлежал Нахмановичам и через который осуществлялся проход к синагоге. Здесь же находилось правление кагала и другие общинные институции.

В 1912 г. здание разобрали, на его месте возвели новое, которое сохранилось до наших дней. Все общинные учреждения перенесли в здание кагала на ул. Арсенальской, 7, там же находилась миква и даже еврейская тюрьма.
Дом на Федорова, 27 вплоть до 1939 года принадлежал еврейской больнице.

Между домом Чоповника и домом Нахмановича, на месте современного здания по адресу Федорова, 29, с 14 века размещалась деревянная синагога; именно здесь Майер Балабан обнаружил резные деревянные балки, на одной из которых указан 1320 год. Вероятно, эта же синагога упоминается в привилегии короля Казимира III от 1367 г.
Голова льва во дворе дома на Русской, 4 След от мезузы на входе Дом "Под львами" Лев. Или львы?
Голова льва во дворе дома на Русской, 4 След от мезузы на входе Дом "Под львами" Лев. Или львы?
В еврейском квартале кое-где еще можно увидеть следы мезуз на каменных дверных косяках. Например, на домах по Староеврейской 15, 17, 48, а также на ул. Братьев Рогатинцев, 21

В доме на Староеврейской, 48 видны сразу 2 следа мезуз. Дело в том, что во время одного из ремонтов была построена лестница перед входом, сам вход подняли и мезуза оказалось ниже, чем положено (традиционно ее вешают на уровне 2/3 высоты двери). Тогда и была проделана ниша для новой мезузы, на нужной высоте.
Дом Чоповника, за ним дом, наместе которого была синагога, следующий - дом Нахмановичей "Пьяный лев" Дом кагала на Арсенальской, 7
Дом Чоповника, за ним дом, наместе которого была синагога, следующий - дом Нахмановичей "Пьяный лев" Дом кагала на Арсенальской, 7
След от мезузы на Староеврейской, 15 След от мезузы на Староеврейской, 17 2 мезузы на Староеврейской, 48
След от мезузы на Староеврейской, 15 След от мезузы на Староеврейской, 17 2 мезузы на Староеврейской, 48
Дом на углу Староеврейской и Галицкой, по адресу ул. Староеврейская, 5, выделяется оригинальной скульптурой располовиненного льва. Изначально он принадлежал римо-католикам,  а в 1791 году его полностью перестроили для нового владельца - торговца вином еврея Товия Вайгля. Тогда же и появилась эта скульптура, из-за чего дом получил название "Под львами".

Дом на ул. Русской, 4 в 1610 г. перешел в собственность армянского рода Вартановичей. Впоследствии, вероятно, дом был приобретен евреями, и на входных дверях сегодня можно увидеть след от мезузы. Во дворе тоже есть лев, точнее, консоль с головой льва, держащего в зубах кисть винограда.
Львовская катедра - Римо-католический Собор Успения Девы Марии - единственный из всех храмов Львова сохранил первоначальные готические черты. Главный его шедевр - часовня купеческой семьи Боимов, ок. 1615 г. С другой стороны есть еще одна примечательная часовня Кампианов, построенная примерно в то же время бургомистром Львова Мартином Кампианом. Вообще раньше захоронения происходили на всей площади вокруг собора. В 1765 г. их убрали, остались только пристроенные к Собору часовни.

Порадовал Моисей, изображенный на одном из медальонов часовни Боимов, с рожками в стиле  Микеланжело :-)
Катедра Часовня Кампианов Часовня Боимов Моисей
Катедра Часовня Кампианов Часовня Боимов Моисей
Площадь Рынок сформировалась как центр города после завоевания Львова королем Казимиром Великим, до этого центром была площадь Старый Рынок, мы туда еще доберемся. В 1527 г. все здания на площеди сгорели, а современный вид она приобрела в 19 - нач. 20 вв. Каждый особняк здесь - памятник архитектуры, и имеет свою историю. В центре площади расположилась городская Ратуша, она используется по прямому назначению и сегодня.
Площадь Рынок Ширина фасада строго регламентировалась - 3 окна Дворец Любомирских
Площадь Рынок Ширина фасада строго регламентировалась - 3 окна Дворец Любомирских
На углах площади - 4 фонтана. Это Диана с Шариком и Барбосиком Нептун Самому Нептуну было скучно, и он прихватил жену - Амфитриту Ловись рыбка, большая и маленькая. За рыбалкой наблюдает Адонис
На углах площади - 4 фонтана. Это Диана с Шариком и Барбосиком Нептун Самому Нептуну было скучно, и он прихватил жену - Амфитриту Ловись рыбка, большая и маленькая. За рыбалкой наблюдает Адонис
Дворец Корнякта в 2 раза шире нормы - за заслуги перед короной Черная каменица Каменица Гепнера
Дворец Корнякта в 2 раза шире нормы - за заслуги перед короной Черная каменица Каменица Гепнера
Ратуша Угловые дома имеют свою прелесть Каменица Шольц-Вольфовичей Каменица Бандинелли Черная каменица
Ратуша Угловые дома имеют свою прелесть Каменица Шольц-Вольфовичей Каменица Бандинелли Черная каменица
Торговый дом Циппера. Фото Aeou, Википедия
Торговый дом Циппера. Фото Aeou, Википедия
Из "еврейских" следов здесь обнаружилось здание на пл. Рынок, 32 - Торговый дом Циппера. В 1895 г. старый дом на этом участке приобрел часовщик и ювелир Абрахам Циппер, и в 1912 г. по проекту архитектора Михала Лужецкого возведено новое здание Торгового дома. Здесь размещался первый львовский универмаг «Траст».
Фирменный магазин ювелирных изделий и часов фирмы «А.Г. Циппер» действовал в здании до конца 1930-х годов
.
Дальше просто гуляем по Старому городу. Он небольшой, пары часов вполне хватит, чтобы окунуться в средневековую атмосферу узеньких уютных улиц. Здесь можно увидеть и узнать много интересного)

В доме на ул. Краковской, 13 во второй пол. 19 в. размещался магазин и типография еврея Герша Бодека, один из самых известных во Львове. Большим преимуществом для магазина было расположение рядом с академической гимназией в Народном доме - источником клиентов на различные учебники. После окончания учебного года пособия можно было снова сдать в продажу.
Для увеличения спроса в магазине были представлены издания с интригующими названиями, например: «Убийство на улице Пекарской», «Таинственный старец», «Страшный монастырь», «Тройное убийство», «Кто убил шпиона на пл. Каструм» и другие.
Книжные магазины семьи Бодек действовали во Львове вплоть до 1939 года.

Во Львове родился известный писатель Леопольд фон Захер-Мазох, который имел также и еврейские корни. В его творчестве, кроме прочих, есть интересные циклы: "Новые еврейские истории" (1882) и "Польские еврейские рассказы" (1886). Но больше он прославился благодаря термину "мазохизм", который ввел в 1886 г. психолог Рихард фон Крафт-Эбинг.
На ул. Сербской, 7, рядом со Староеврейской, есть тематическое кафе "Мазох", у входа в которое установлен памятник писателю.
Горельефы А.Шмизера на доме по Шевской, 10
Горельефы А.Шмизера на доме по Шевской, 10
Здание фабрики на Шевской, 16 Костел иезуитов Театральная, 10 Театральная, 10
Здание фабрики на Шевской, 16 Костел иезуитов Театральная, 10 Театральная, 10
Колокольня, она же башня Корнякта, ул. Русская Костёл ордена иезуитов, ул. Театральная Костёл ордена тринитариев на Краковской Комплекс Армянского монастыря, ул. Армянская Доминиканский монастырь, пл. Музейная
Колокольня, она же башня Корнякта, ул. Русская Костёл ордена иезуитов, ул. Театральная Костёл ордена тринитариев на Краковской Комплекс Армянского монастыря, ул. Армянская Доминиканский монастырь, пл. Музейная
В этом доме была типография Бодека. Фото Aeou, Википедия Памятник Захер-Мазоху. Фото Insania, Википедия Шевская, 10
В этом доме была типография Бодека. Фото Aeou, Википедия Памятник Захер-Мазоху. Фото Insania, Википедия Шевская, 10
Прогуляемся по Шевской и Театральной.

В доме Крохмалевича по ул. Шевской, 16 во время немецкой оккупации открыли обувную фабрику «Солид», которая выполняла немецкие военные заказы, но неофициально подчинялась УГКЦ и использовалась церковью для материального обеспечения. Официальным владельцем фабрики был греко-католический монах Студийского устава УГКЦ, этнический немец Иоанн Петерс. С 1943 года помещение «Солид» стало одним из центров спасательной акции, организованной с ведома митрополита Андрея Шептицкого, в результате которой по меньшей мере 150 евреям удалось пережить годы Холокоста. В 1984 году трем бывшим работникам фабрики - Владимиру Качмарскому, Лазарю Шияну и Теодору Цебривскому присвоены почетные звания Праведников народов мира.
пл. Катедральная, 2 Городской арсенал Ансамбль Успенской церкви, ул. Подвальная Попался, сивка-бурка
пл. Катедральная, 2 Городской арсенал Ансамбль Успенской церкви, ул. Подвальная Попался, сивка-бурка
Братьев Рогатинцев, 26 Слоник Дом "Времена года" на Армянской, 23
Братьев Рогатинцев, 26 Слоник Дом "Времена года" на Армянской, 23
И еще всякие интересности Старого Города немного в хаотичном порядке, но их местонахождение  вы можете посмотреть на карте.
Пройдемся по улице Краковской.
Этому карасю еда, кажется, не понравилась Краковская, 9 Краковская, 24 Краковская, 24
Этому карасю еда, кажется, не понравилась Краковская, 9 Краковская, 24 Краковская, 24
Дом Мурадовича на Краковской, 34
Дом Мурадовича на Краковской, 34
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Друзья, поддержите проект!

Monobank 5375414100684280