Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Новая Ушица

Бывшая торговая площадь Новой Ушицы На ней остались только 2 еврейских дома Характерная черта - полное отсутствие промежутка между ними и двора Когда то такие домики теснились вокруг всей площади...
Бывшая торговая площадь Новой Ушицы На ней остались только 2 еврейских дома Характерная черта - полное отсутствие промежутка между ними и двора Когда то такие домики теснились вокруг всей площади...
Костел тут новый На этом месте была Большая синагога
Костел тут новый На этом месте была Большая синагога
Улицу Старопочтовую полностью населяли евреи Это раньше был заезд Кстати, гривны или там шекели здесь не ходят! Перед посещением Ушицы озаботьтесь приобретением местной валюты!
Улицу Старопочтовую полностью населяли евреи Это раньше был заезд Кстати, гривны или там шекели здесь не ходят! Перед посещением Ушицы озаботьтесь приобретением местной валюты!
Старое кладбище
Старое кладбище
Братская могила более 3000 человек в лесу Трихов Звезда Давида, как видим, появилась на много лет позже верхней таблички
Братская могила более 3000 человек в лесу Трихов Звезда Давида, как видим, появилась на много лет позже верхней таблички
Новая Ушица, 2013


Хмельницкая область

До 1829 г. Новая Ушица называлась Летневцы. Первые известия о Летневцах относятся к XV в., когда они ещё входили в состав Польши. В 1748 г. Летневцы получили от короля Августа III привилей на право называться городом и пользоваться магдебургским правом.
Архитектура городка, дошедшая к нам, жителям 20-го века, напоминает еврейские местечки Германии и Польши времён 10-го века. Небольшая торговая площадь, плотно окружённая одно и двухэтажными домиками. Плавно поднимающаяся вдоль правого берега речки дорога из Могилёв-Подольска вливалась в эту площадь-базар и оттуда разветвлялась: одна сворачивала на девяносто градусов круто вверх в сторону Миньковец; вторая, огибая ту же площадь, круто падала вниз, пересекала стремительную Калюсу и убегала в город Бар.

В 1838 году Новая Ушица получила известность в еврейском мире и в России по нашумевшему делу об убийстве двух евреев, которые доносили властям о скрытии количества душ по «ревизской сказке». Ушицкое дело тянулось до 1840 года; 80 человек были преданы суду и приговорены к наказанию шпицрутенами, тридцать из них не выдержали и скончались на месте экзекуции. Оставшихся отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Не обошлось без злоупотреблений: исправник Ново-Ушицкого уезда Софронович, стряпчий Осликовский, штаб-лекарь Афанасьев за жестокие противозаконные действия при ведении следствия были лишены дворянства и разжалованы в солдаты.
Во время следствия арестовали раввина Михеля из Дунаевцев в подозрении, что ему было известно о решении убить доносчиков. Во время перевозки по этапу евреи отбили его у конвоя и переправили за границу.

В 1841 году «для возвышения благосостояния городов в Подольской губернии, дарованы льготы мещанам и вообще людям свободных состояний». Новая Ушица начинает развиваться более интенсивно. Строятся дороги и мосты через речки Калюси и Смотрич (подрядчики - евреи Зикланд и Гольденберг) почтовая станция (смотритель еврей Айзенгарт Аарон)
В 1863 году в Новой Ушице жили 1136 евреев в 76 отдельных домах, была синагога, бейт-мидраш, баня. По переписи 1897 года в Новоушицком уезде проживали 25426 евреев, в том числе в Новой Ушице - 2213, работали 105 ремесленных еврейских мастерских, 140 портных, 20 металлистов и столяров.

В 1912 году еврейское население Новой Ушицы выросло до 2819 человек. В городе действовали две еврейские библиотеки, еврейский книжный магазин, пять еврейских аптек, частное еврейское общеобразовательное училище, ремесленное училище, общественный приют при синагоге, двадцать пять бакалейных лавок, шесть заезжих дворов, пятнадцать мануфактурных магазинов, шесть магазинов по продаже муки и круп, пять галантерейных магазинов, шесть кожевенных мастерских, пять мясных магазинов…. Базары собирались по четвергам, ярмарки - с 3 по 6 августа.

Может показаться странной статистика только еврейского населения. В книге «Весь Юго-Западный край» 1913 года в разделе «Новая Ушица» приводятся такие данные: православных - 4588, католиков - 681, евреев - 2747 и поясняется, что данные включают жителей предместья Филяновки. Там где Филяновка, там и Каскада, которую из-за близости вообще не указывают. Сколько же евреев в самой Новой Ушице? Истинная Новая Ушица - это торговая площадь и дома вокруг неё, это улицы Почтовая и Ветеринарная и бесчисленное множество переулков по 2-3 дома вокруг них. Православное население не жило среди евреев, как и еврейское среди христиан.
В российский период Новая Ушица поползла вверх по дороге в Дунаевцы, особенно в советское время. Там-то и поселялось смешанное население, в основном, из приезжих русских, украинцев и лишь иногда евреев.
Жизнь местечка в конце девятнадцатого начала двадцатого века бурлила политическими страстями, среди которых сионистское движение занимало весьма почётное место. Однако наибольшим влиянием пользовался «Всеобщий еврейский союз» - социал-демократическая партия под названием «БУНД», отрицающий сионизм и эмиграцию. Иногда бундовцы мирились с сионистами. В 1913 году они совместно организовали митинги протеста по поводу антиеврейского процесса Бейлиса.

Во время Первой Мировой войны российское командование, подозревая евреев в шпионаже в пользу Германии, переселяет их из прифронтовых деревень и местечек в Новую Ушицу. Еврейское население увеличилось более чем в три раза.
На короткое время Новая Ушица была оккупирована германскими войсками. Оккупация осталась в еврейской памяти новоушичан событием, не принёсшим вреда населению. Спустя почти двадцать пять лет этот короткий по времени эксперимент взаимоотношений между евреями и германцами сыграл свою роковую роль.
Во время революции 1917 года власть в городе перешла к большинству населению, то есть к евреям. В смутное время становления советской власти много ушичан-евреев воевали в Красной Армии, в частности, в бригаде Котовского. Еврейский кавалерийский отряд во главе с коммунистом М. Дайчманом наводил страх на рыскающие вокруг Новой Ушицы банды петлюровцев.
В 1920 году после изгнания армии Петлюры в Новой Ушице устанавливается советская власть. Главой Революционного комитета, а затем Совета Рабочих и Крестьян избирается М. Дайчман. Новая Ушица получает финансовую поддержку от еврейской общины эмигрировавших в Америку ушичан. Открываются профессионально-техническое училище, еврейская семилетняя школа, в городе появляется электричество.

Вскоре на смену надеждам приходит разочарование. Борьба с нэпманами, закрытие синагог и еврейской школы, насильственная коллективизация привела к уменьшению еврейского населения. Если в 1923 году в Новой Ушице проживало 1991 евреев, то в 1939 - только и1547.
Во время Второй Мировой войны большинство евреев Новой Ушицы не эвакуировались и, за исключением единиц, были уничтожены германскими оккупантами при самой активной поддержке нееврейского населения, то есть украинцев и русских. Братская могила замученных коренных жителей ушичан-евреев, более 3000 человек, находится рядом с Новой Ушицей в урочище Трихов. В первые годы после войны власти не разрешали оставшимся в живых родственникам даже установить надгробный памятник. На пропитанных кровью могилах пасли скот.
В конце двадцатого века в Новой Ушице жило всего два еврея.


Автор: Анатолий Штаркман
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины