Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Меджибож

Замок - сегодня главная туристическая достопримечательность села Фото П.Жолтовского, 1930 г.
Замок - сегодня главная туристическая достопримечательность села Фото П.Жолтовского, 1930 г.
Старая церковь на территории Угловая башня
Старая церковь на территории Угловая башня
Фото П.Жолтовского, 1930 г. Меджибож на карте Боплана
Фото П.Жолтовского, 1930 г. Меджибож на карте Боплана
Старая польская открытка Из этих пушек Кориатовичи, наверное, гоняли монголо-татар. Прямо в Монголии Фото сайта skyscrapercity.com
Старая польская открытка Из этих пушек Кориатовичи, наверное, гоняли монголо-татар. Прямо в Монголии Фото сайта skyscrapercity.com
Возле замка можно увидеть руины Доминиканского костела Он был взорван в 30-е годы большевиками
Возле замка можно увидеть руины Доминиканского костела Он был взорван в 30-е годы большевиками
Так он выглядел в нач. 20 века
Так он выглядел в нач. 20 века
Меджибож, 2006, 2009, 2015


Хмельницкая область

, Летичевский район
   Ипатиевская летопись в 1146 году упоминает о Меджибоже, как о центре одной из порубежных волостей Киевского княжества. Город (а это был тогда таки город) находился берегу реки Южный Буг при впадении в него северного притока Бужка. Отсюда и пошло название Меджибожа - между Бугами.

   В XIII в. упоминания о Меджибоже связаны с таинственной историей Болоховской земли, о которой рассказывает Галицко-Волынская летопись. Эта загадочная земля, история которой до сих пор не изучена, возникла в верховьях рек Южный Буг и Случь, на границе Волыни и Подолии. Болоховские анонимные князья, имена которых ни одного раза не упоминаются в летописи, вели самостоятельную политику относительно Галицко-Волынского княжества, поддерживая  галицких бояр-сепаратистов в борьбе с Даниилом Галицким. Союз болоховских князей с татарами действовал на нервы Даниилу, однако, болоховским правителям дружба с Ордой позволила уберечь города от разорения. В борьбе Даниила Галицкого с татарами большинство городов Болоховской земли были уничтожены, и жизнь на них больше не возобновилась.
   После победы литовцев над татарами на Синих Водах в 1362 князья Кориатовичи строят в Меджибоже новый замок.
   В середине XVI века замок и местечко перешли к белзкому кастеляну Николаю Сенявскому. В 1593 г. владелец Меджибожа Адам-Иероним Сенявский получил для местечка Магдебурское право.
   В XVI-XVII вв. Меджибож стал одним из самых населенных городов юго-востока Польши, по численности населения он сравнялся с Киевом. Здесь жили украинцы, поляки, евреи, греки, армяне, немцы.
   В 1912 году произошел интересный случай - попытка переименовать Меджибож в... Бородино! Почему-то не получилось...
   В 1962 год - Меджибож потерял статус районного центра. На сегодня - обычное село, о былом величии которого все еще напоминает когда-то неприступный замок и массовые заезды евреев на могилу основателя хасидизма.
   Евреи стали селиться в Меджибоже в конце XV - начале XVI века.

   В 1509 г. король Сигизмунд I Старый назначил меджибожского еврея Либермана сборщиком королевских налогов, освободив его от подсудности любой власти, кроме королевской. В это время в Меджибоже образовалась еврейская община, было создано еврейское кладбище. Первое упоминание о еврейской общине относится к 1511 г., когда было издано королевское постановление, предоставлявшее ей налоговые льготы.
   В 1566 г. король Сигизмунд II Август подтвердил привилегии евреев, освободив их от налогов и пошлин. В 1570 г. евреям Меджибожа принадлежало 70 домов в центре города.

   В 16 в. была построена Большая синагога. К началу 17 в. община Меджибожа была одной из крупнейших в Подолии. Раввином и председателем раввинского суда в городе был Йоэль Сиркес (1561, Люблин - 1640, Краков), известный как Бах (по аббревиатуре его главного труда «Байт Хадаш» - «Новый Дом» - комментария к «Шулхан Аруху»). Впоследствии его именем была названа Большая синагога. Будучи одним из первых руководителей иешивы Меджибожа, он ввёл в ней изучение каббалы. Сам Сиркис впоследствии стал главным раввинм Кракова - одной из самых больших еврейских общин в мире.

   В 1648-53 гг. отряды Б. Хмельницкого трижды захватывали Меджибож. Каждый раз евреев, не успевших бежать, истязали и убивали. В конце 1650-х гг. еврейская община была восстановлена. В 1661 г. в Меджибоже было несколько еврейских домов и два постоялых двора. Несмотря на неоднократные казачьи набеги, сопровождавшиеся резней евреев (середина 17 в. - начало 18 в.), еврейское население продолжало расти. В это время общиной руководили раввины: с 1710 - Моше Кац, автор каббалистических сочинений «Пней Моше» («Лик Моше») и «Керен Ор Пней Моше» («Луч света лика Моше»), с 1715 - Нафтоли Ливи.
   В 1765 г. в Меджибоже было 2039 евреев; основным их занятием была торговля.
   Со второй половины 18 в. Меджибож стал важнейшим центром зарождавшегося хасидизма. В 1740-60 гг. в Меджибоже основал первую хасидскую общину Исраэль бен Элиэзер Баал Шем Тов (БеШТ), что отражено во множестве легенд и преданий. Первыми хасидами в Меджибоже стали Зеев Кицес и Довид Пуркес. Преемником Баал Шем Това стал его ученик Дов-Бер из Межерича.
   Меджибож стал резиденцией знаменитых цадиков, как Барух бен Иехиэль из Меджибожа, внук Баал Шем Това (бадханом при его дворе был герой народных сказаний знаменитый острослов Гершеле Острополер), Аврахам Иеошуа Гешель, потомки которого были раввинами Меджибожа в 19 в. - начале 20 в., и другие.

   После смерти Баал Шем Това в Меджибоже произошел раскол общины на хасидов и их противников. Первых возглавил Моше-Хаим-Эфроим, внук БеШТа, вторых - раввин города Дов-Бериш Раппопорт.
   В Меджибоже родился и провел детские годы основатель брацлавского направления в хасидизме - рабби Нахман из Брацлава.
Первый в мире хасидский бейт-мидраш, как-никак. Именно здесь преподавал БеШТ На этом месте стояла синагога БаХа, она же Сиркис шул Построена в 16 веке, пережила оккупацию, а разобрали ее примерно в 50-х годах Фотография сделана П.Жолтовским в 1930 г.
Первый в мире хасидский бейт-мидраш, как-никак. Именно здесь преподавал БеШТ На этом месте стояла синагога БаХа, она же Сиркис шул Построена в 16 веке, пережила оккупацию, а разобрали ее примерно в 50-х годах Фотография сделана П.Жолтовским в 1930 г.
Бейт-мидраш БеШТа, фото сделано экспедицией Ан-ского в 1913 г. с крыши синагоги БаХа В 1941 здание было разрушено, но недавно восстановлено по старым фотографиям. И посетителей довольно много Интерьер, 1930 г. Фото П.Жолтовского Современное состояние
Бейт-мидраш БеШТа, фото сделано экспедицией Ан-ского в 1913 г. с крыши синагоги БаХа В 1941 здание было разрушено, но недавно восстановлено по старым фотографиям. И посетителей довольно много Интерьер, 1930 г. Фото П.Жолтовского Современное состояние
Совсем рядом находится другая синагога Она была основана р. Авраамом Иеошуа Гешелем из Опатува Везде стоят таблички с описаниями, очень удобно В общем, тут все написано
Совсем рядом находится другая синагога Она была основана р. Авраамом Иеошуа Гешелем из Опатува Везде стоят таблички с описаниями, очень удобно В общем, тут все написано
Так синагога выглядела в советское время Жилой дом рядом с синагогой Тут стоял дом рабби Авраама
Так синагога выглядела в советское время Жилой дом рядом с синагогой Тут стоял дом рабби Авраама
Еще раз синагога БаХа Интересно было б узнать, кто стоит около Арон кодеша. Фото П.Жолтовского, 1930
Еще раз синагога БаХа Интересно было б узнать, кто стоит около Арон кодеша. Фото П.Жолтовского, 1930
   После разделов Польши Меджибож был местечком Подольской губернии в составе России с 1793 г.
   В 1897 г. в Меджибоже проживало 6040 евреев (общее население 8164 человек). Основное занятия евреев Меджибожа в 18 - начале 20 в. - торговля и ремёсла. Среди евреев Меджибожа были врачи, аптекарь, парикмахеры, музыканты, возчики.
   В начале 20 в. официальное руководство общиной было передано казенному раввину; реальным лидером оставался духовный раввин.

   В 1881-82, в 1896 и 1905 в Меджибоже прошли еврейские погромы, которые удалось остановить с помощью войск.
   В 1900 была основана еврейская больница, при которой действовала бесплатная амбулатория; работало общество «Эзра хойлим».
   В 1902-12 раввином Меджибожа был Шауль-Иссахар Бык, в 1912-25 - его двоюродный брат, последний раввин Меджибожа - Хаим-Михл Бык. Казённым раввином в 1914 был Иосиф Лейбович Шварцман.
   В Меджибоже имелось 9 синагог. Евреям Меджибожа принадлежали все 3 гостиницы, оба книжных магазина, все 3 аптеки, все 4 лесных склада, 21 мануфактурная, все 19 бакалейных, все 9 галантерейных лавок, обе булочные, единственная мельница, пивоваренный завод и т. д.

   В начале 20 в. евреи Меджибожа активно участвовали в сионистском движении.
   Во время Первой мировой войны юноша-еврей из Меджибожа Давид Вольфович Боц был награжден Георгиевской медалью и Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней.
   В начале 1919 г. попытка банды местных крестьян устроить еврейский погром была подавлена еврейской самообороной под руководством Я. Мушлина. В 1919 г. кровавый погром в Меджибоже организовали солдаты украинской Директории.
   В 1921 г. члены Ге-Халуца репатриировались в Эрец-Исраэль. Сокращение численности еврейского населения происходило вследствие событий революции, Первой мировой и гражданской войн.
   В 1926 в Меджибоже был организован еврейский поселковый совет Меджибожского района Проскуровского округа. Председателем был Мордко Мошкович Гринштейн (впоследствии он участвовал в финской войне 1940 г. и в Великой Отечественной войне, пропал без вести под Ворошиловградом в 1942). За хозяйственные успехи он удостоился личной награды от М.И. Калинина.
   В 1926 г. в Меджибоже проживало 4614 евреев (58.2% всего населения).

   До середины 1920-х гг. функционировали десять синагог и молитвенных домов, шесть хедеров. К концу 1920-х гг. большинство синагог было закрыто, еврейские организации распущены.
   В 1922 была открыта начальная школа с преподаванием на идише, в 1929 - полная средняя школа (закрыта в 1938), при которой работали оркестр, хор, драматическая студия.
   В 1929 г. в окрестностях Меджибожа был организован еврейский колхоз, принявший во время голода на Украине в начале 1930-х гг. многих украинских крестьян.

   В 1939 г. в Меджибоже проживало 2347 евреев (51.64% населения). Полулегально продолжали действовать общество «Бикур хойлим» и хевра кадиша.
Торговые ряды Меджибожа, 1930 г. Фото П.Жолтовского Сегодня они считаются памятником архитектуры местного значения Но выглядят вот так... Фото П.Жолтовского, 1930 г.
Торговые ряды Меджибожа, 1930 г. Фото П.Жолтовского Сегодня они считаются памятником архитектуры местного значения Но выглядят вот так... Фото П.Жолтовского, 1930 г.
Местный Дом культуры, 2006 г. Магазинчик, типичный образец местечкового модерна Сооружение неопознанного типа. Что-то между Стоунхенджем и Триумфальной аркой) В 2009 г. мы нашли вот такой торговый центр)
Местный Дом культуры, 2006 г. Магазинчик, типичный образец местечкового модерна Сооружение неопознанного типа. Что-то между Стоунхенджем и Триумфальной аркой) В 2009 г. мы нашли вот такой торговый центр)
На центральной улице сохранились 2 модерновых домика Это, в общем, и все, что осталось от местечковой застройки
На центральной улице сохранились 2 модерновых домика Это, в общем, и все, что осталось от местечковой застройки
А когда-то таких домов было много. Фото 1930 г. Что это было, выяснить пока не удалось
А когда-то таких домов было много. Фото 1930 г. Что это было, выяснить пока не удалось
В еврейском универмаге можно купить самый современный товар) Ну, Вы поняли, что это музей) Находится в замке Надгробие женщины, умершей в 1808 г.
В еврейском универмаге можно купить самый современный товар) Ну, Вы поняли, что это музей) Находится в замке Надгробие женщины, умершей в 1808 г.
В музее очень интересная коллекция форм для пряников Такие пряники выпекали к празднику Пурим
В музее очень интересная коллекция форм для пряников Такие пряники выпекали к празднику Пурим
   Немецкие войска захватили Меджибож 7 июля 1941 г. Сразу же после занятия Меджибожа немцы и украинские полицейские начали жестоко издеваться над евреями, особенно религиозными. Евреев отправляли на принудительные работы по прокладке дорог, строительству аэродрома, в каменоломни.
   Осенью 1941 г. было создано гетто, окруженное высоким забором с колючей проволокой. Скученность в гетто, тяжелые работы, избиения, почти полное прекращение снабжения евреев продовольствием способствовали массовой смертности среди еврейского населения от голода и тифа.
   14 апреля 1942 г. 220 мужчин были отправлены сопровождать немецкую воинскую колонну на фронт. Все они были уничтожены.

   22 сентября 1942 г. большинство обитателей гетто были расстреляны немцами и украинскими полицейскими в оврагах у берега Буга. Около 100 молодых людей были заключены в Летичевский концентрационный лагерь. Подавляющее большинство из них были уничтожены в ноябре 1942 г. Лишь несколько евреев Меджибожа были спасены украинскими крестьянами из окрестных сел. Всего в Меджибоже было уничтожено около 3500 евреев из города и окрестностей.
Братская могила за местечком
Братская могила за местечком
   После окончания войны около двух десятков еврейских семей вернулись в Меджибож. В начале 1950-х гг. несколько вернувшихся после войны в Меджибож евреев, собравшихся на Песах, были арестованы на несколько месяцев за «сионистскую пропаганду».

   В 1981 г. в Меджибоже проживало всего три еврейские семьи, в 1989 г. - пять человек.

   По состоянию на 2015 г. здесь бывает довольно много евреев, но местных среди них нет.
По материалам  www.ejwiki.org
Место захоронения основателя хасидизма рабби Исроеля Баал Шем Това сегодня является главной целью еврейского паломничества. Ежегодно его посещают тысячи хасидов, и не только - попросить благословения у цадика приезжают и евреи, и неевреи. Здесь построена новая синагога, гостиница, есть миква.

На старом кладбище множество невероятно красивых резных надгробных стелл, и сюда уже стоит приехать ради того, чтобы это увидеть.
К кладбищу ведет улица им. Баал Шем Това В каком городе Украины еще можно увидеть названия улиц на иврите?) Новая синагога возле кладбища
К кладбищу ведет улица им. Баал Шем Това В каком городе Украины еще можно увидеть названия улиц на иврите?) Новая синагога возле кладбища
Над самой могилой построен шатер-оэль Кроме БеШТа, сюда за компанию попали и его ближайшие ученики Среди них и р. Авраам Гешель из Опатува Быть похороненным рядом с праведником - большая честь
Над самой могилой построен шатер-оэль Кроме БеШТа, сюда за компанию попали и его ближайшие ученики Среди них и р. Авраам Гешель из Опатува Быть похороненным рядом с праведником - большая честь
   Ну и говоря о Меджибоже, нельзя не вспомнить об еще одной очень известной личности. Именно в Меджибоже жил знаменитый герой многочисленных анекдотов, шутник и острослов Гершеле Острополлер. Рассказы об Гершеле Острополлере печатались на многих языках - иврите, идише, немецком, английском и др.
   Гершеле странствовал по Подолью, вынужденный бежать из родного Острополя из-за едких высказываний в адрес главы тамошней общины (другими словами, доболтался). Вскоре он был приглашен ко двору внука Баал Шем Това, рабби Боруха, известного своим тяжелым характером. Гершеле развлекал цадика анекдотами и шутками, но иногда вступал с ним в конфронтацию, осуждая частую несдержанность и приступы гнева р. Боруха. Есть версия, что Острополлер таки доболтался - в 1811 г. после очередного спора хасиды сбросили его с лестницы, и спустя некоторое время Гершеле умер, вероятно, от полученных травм. Долгое время место его захоронения оставалось неизвестным, но в 2012 г. на кладбище была найдена надгробная плита.  Конечно, есть сомнение, что это точное место захоронения Гершеле Острополлера, тем не менее стараниями р. И.М.Габая на кладбище появилась мемориальная табличка.
"Здесь похоронен святой раввин
Цви из Острополя,
именуемый Гершеле Острополер,
праведник и богобоязненный,
проживавший в Галиции,
в третьем поколении хасидизма
придворный шут рабби Боруха из Меджибожа,
внука Баал Шем Това"
Фото Википедии

Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины