Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Каменец-Подольский

Над каньоном реки Смотрич нависают Гончарная башня и бывшая синагога В синагоге сейчас ресторан
Над каньоном реки Смотрич нависают Гончарная башня и бывшая синагога В синагоге сейчас ресторан
В кустах прячется неизвестный науке птиц Резницкая башня Остатки Кравецкой башни Дом Чарторыйских, 16 в.
В кустах прячется неизвестный науке птиц Резницкая башня Остатки Кравецкой башни Дом Чарторыйских, 16 в.
Очень редкий вид драконов - вододышащий! Возле старой церкви красивые кованые ворота
Очень редкий вид драконов - вододышащий! Возле старой церкви красивые кованые ворота
Доминиканский костел и бывший окружной суд Дом Потоцких, 18 в.
Доминиканский костел и бывший окружной суд Дом Потоцких, 18 в.
Тринитарский костел, 18 в. Дома в центре Старого города
Тринитарский костел, 18 в. Дома в центре Старого города
Русские ворота Армянский бастион, 16 в.
Русские ворота Армянский бастион, 16 в.
А вот и замок
А вот и замок
Панорама https://youtu.be/uAege_YXmng
Панорама https://youtu.be/uAege_YXmng
Кафедральный костел, 15-19 вв. Во время турецкого правления был модернизирован под мечеть с минаретом
Кафедральный костел, 15-19 вв. Во время турецкого правления был модернизирован под мечеть с минаретом
Лаура - надгробный памятник дочери польских магнатов Пшездецких Скульптура была сделана в Риме из белого каррарского мрамора
Лаура - надгробный памятник дочери польских магнатов Пшездецких Скульптура была сделана в Риме из белого каррарского мрамора
На территории костела старое кладбище с оригинальными памятниками
На территории костела старое кладбище с оригинальными памятниками
Местная наскальная живопись Ратуша Ковальская башня оказалась у кого-то во дворе
Местная наскальная живопись Ратуша Ковальская башня оказалась у кого-то во дворе
Нижние Польские ворота, 15 в. Сверху к воротам ведет крутая лестница Фаренгольца
Нижние Польские ворота, 15 в. Сверху к воротам ведет крутая лестница Фаренгольца
Кушнирская башня с воротами, 16 в. - старый въезд в город Она же башня Стефана Батория С другой стороны никогда не подумаешь, что это одно и то же сооружение
Кушнирская башня с воротами, 16 в. - старый въезд в город Она же башня Стефана Батория С другой стороны никогда не подумаешь, что это одно и то же сооружение
К Кушнирской башне ведет старая Почтовая дорога Справа к башне примыкает турецкий бастион, его хорошо видно на открытке Сейчас бастион немного подзарос
К Кушнирской башне ведет старая Почтовая дорога Справа к башне примыкает турецкий бастион, его хорошо видно на открытке Сейчас бастион немного подзарос
Каменец-Подольский, 2012, 2014


Хмельницкая область

Каменец-Подольский -  крупнейший город Хмельницкой области, первое документальное упоминание о котором обнаружены в армянских хрониках 1060-1062 гг.
Город входил в состав Киевской Руси, в XIII-XIV веках - в Галицко-Волынское княжество.  В

В 1362 году Каменец-Подольский был занят войсками литовского князя Ольгерда и с этого времени Каменец и все Подолье переходят под контроль литовских князей Кориатовичей.
В 1374 году Каменец получил Магдебургское право. В городе существовали три отдельные общины - украинская, армянская и литовско-польская, причем каждая имела право на самоуправление.

В 1463 году Каменец-Подольский был провозглашен Королевским городом в составе Польши. С этого времени здесь начинается строительство каменных стен и башен, поскольку польское правительство рассматривало Каменец как пограничный бастион.

В средине 19 века Каменец был серьезным ремесленным и торговым центром, по уровню развития стоял в одном ряду с такими городами, как Львов и Киев.
В 1672 г. Каменец был захвачен турками, но по Карловицкому трактату 1699 года они отказались от Подолии и 22 сентября 1699 года оставили город, который был возвращен Польше.

В 1793 году после второго раздела Польши, вместе со всей Правобережной Украиной Каменец-Подольский отошел к Российской империи. В 1795-97-х годах был центром Подольского наместничества, а в 1797 -1917 годах - административный центр Подольской губернии. В СССР был областным центром, но в 1941 г. центр перенесли в Проскуров-Хмельницкий.
На иллюстрации из книги "Сейфер Шимуш", (Амстердам, 1758) - епископ Дембовский, устроивший по поводу победы в диспуте своих протеже затяжной запой на 3 дня и 3 ночи. 
   Каменец-Подольский был оккупирован немецкими и венгерскими войсками 11 июля 1941 года. Вскоре после начала оккупации около 60 еврейских мужчин были расстреляны в Старом городе. Немецкие военные власти назначили местную администрацию, состоящую из украинских ультра-националистов, которые приступили к проведению антисемитской пропаганды.

   Украинская администрация отвечала за регистрацию еврейского населения города, назначении членов Юденрата, и заставляла евреев носить звезду Давида. 5 августа 1941 евреи Каменец-Подольский были вынуждены переселиться в гетто в Старом городе.

   В конце июля 1941 года венгерские оккупационные власти начали депортировать евреев из Карпатской Руси (позже все они были названы венгерскими евреями, но на самом деле они были из территории современной Закарпатской области Украины). К концу августа более 10 тысяч депортированных прибыли в Каменец-Подольский, где они были помещены в замке, а затем в гетто вместе с местными евреями.

   Депортированные евреи были расстреляны 26 августа 1941 года. 27 и 28 августа 1941 года были убиты около 10 000 каменец-подольских евреев. Оставшиеся 5000 евреев города были размещены в новом гетто в районе бывшего химического института. Летом 1942 года были убиты около 800 еврейских детей и стариков. Убийство евреев из Каменец-Подольска продолжались в течение всего 1942 года.
   Во второй половине того же года оставшиеся евреи были переведены в бывший советский военный лагерь. В начале ноября 1942 около 4000 последних заключенных гетто были расстреляны. 500 евреев бежали из гетто до ликвидации, но большинство из них были пойманы и убиты.

   Убийство тех евреев, которые пережили резню 1941-1942, продолжаются в 1943 году.
В общей сложности почти 30 000 евреев стали жертвами нацистского геноцида в Каменец-Подольском (12 000 местных евреев и 18 000 евреев из Венгрии, Чехословакии, Польши и Румынии).

   Комиссией по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков обнаружено семь братских могил евреев, в том числе могила с телами 500 детей.
Огромная братская могила - замечательное место для романтического свидания
Огромная братская могила - замечательное место для романтического свидания
   В 1979 году в Каменец-Подольском проживало около 1800 евреев.
   Большинство евреев в 1990-х годах выехало в Израиль или на Запад.
   В 2013 году в городе проживает около 150 евреев.
   А вот евреи, как ни странно, появились достаточно поздно в городе. Городским властям на протяжении долгого времени удавалось выпрашивать у короля запрет на проживание евреев - Каменец был самым важным торгово-экономическим центром региона, а кому хочется делиться доходами? Местные "бизнесмены" прекрасно понимали, что с евреями им в деловых вопросах не тягаться, поэтому решали вопрос глобально. Как говорил Аль Капоне - "Ничего личного, просто бизнес". Известен указ 1447 года, в котором евреям запрещалось останавливаться в Каменце-Подольском на срок, превышающий три дня. По-видимому, этот запрет через некоторое время стал игнорироваться, поскольку в 1598 году король Сигизмунд ІІІ вновь подтверждает трехдневный ценз на пребывание евреев в городе, категорически запретив им селиться и вести торговлю не только в самом Каменце, но и в пригороде.
   Во время восстания Хмельницкого вопрос о запрете проживания евреев в городе отошел на второй план. Многие евреи пытались найти убежище в крепости, которая выдержала осаду казаками в 1652 году. Впоследствии король Ян II Казимир отменил ограничения для евреев. И, хотя периодически запрет реанимировали в 1654, 1665, и 1670 годах, евреи продолжали жить в Каменце; городские власти, осознав преимущества еврейского участия в экономике города, закрывали на нарушение глаза.
   После захвата Каменца-Подольского войсками Османской империи еврейское население города значительно выросло. Турки покровительствовали еврейской общине, видя в евреях союзников и помощников в управлении захваченными территориями.
   После изгнания турок и возвращения города Польше местные жители припомнили евреям непрошенную лояльность к ним заморских завоевателей. Муниципальные власти ходатайствовали перед королем об очередном изгнании евреев. После того, как к делу подключилась католическая церковь, король Август III в 1750 году пошел навстречу просьбам трудящихся. Евреев прогнали, всю их собственность передали в городское управление, а синагога была разрушена.
   Однако, цели своей - добиться комфортной монополии на торговлю - местные дельцы не достигли. Из Каменца-то евреев изгнали, а вот о пригородах речь не шла. Изгнанники заселялись в близлежащие местечки и села, бывшие частновладельческими имениями. Их хозяева, знатные и не очень польские дворяне, имели свою точку зрения на методы экономического развития собственных территорий, и евреям в ней место очень даже предусматривалось. Такая стратегия принесла плоды довольно быстро - евреи развернули бурную торговую деятельность, и большая часть жителей Каменца-Подольского стала предпринимать походы на базары за пределы городской черты. Многочисленные жалобы каменецких купцов и владельцев лавок, которых такой вариант развития событий категорически не устраивал, остались без ответа - король не был намерен портить отношения со шляхтой из-за еврейского вопроса...
   В 1757 году в Каменец-Подольском состоялся публичный диспут между последователями Якова Франка и ортодоксальными раввинами. Франкисты заявляли, что Мессия больше никогда не придет, Иерусалим не будет отстроен, а Талмуд - книга, оскорбляющая христианство. Сами же они объявляли себя приверженцами книги Зоар, утверждая, что она по духу близка к христианскому учению. Несмотря на попытки раввинов дипломатично опровергнуть эти тезисы, победитель диспута был очевиден - главный судья, каменецкий епископ Николай Дембовский, открыто симпатизировал Франку и его компании. Назначив победителями франкистов, Дембовский распорядился изъять все экземпляры Талмуда из синагог и иешив, и публично сжечь их на рыночной площади Каменец-Подольского. На еврейскую общину был наложен штраф в размере 152 венгерских червонцев, который евреи вынуждены были заплатить в пользу одной из каменецких церквей.
   Талмуд еще продолжали конфисковывать некоторое время, но тут с любителем франкистов Дембовским случилась небольшая неприятность - он неожиданно умер. Это произвело сильное впечатление на всех участников конфронтации, и гонения прекратились. Напротив, начались гонения на самих франкистов, как со стороны евреев, так и со стороны поляков. Преемник Дембовского на всякий пожарный случай даже отказался принять у себя добивавшуюся аудиенции делегацию сектантов. Яков Франк был вынужден бежать в Турцию, где вскоре принял ислам. Видимо, от большой любви к христианству. Впрочем, он еще в будущем станет и католиком, но к Каменцу-Подольскому это уже отношения иметь не будет...
   После того, как по второму разделу Польши Каменец-Подольский отошел к России, царь Павел I в 1797 году подтвердил право евреев проживать в городе. Но у местных жителей была старая добрая традиция. В 1832 году они обратились к царскому правительству с просьбой снова изгнать евреев из города, в качестве аргумента ссылаясь на подписанные еще Сигизмундом бумаги. Вполне логично, что гордость не позволила царствовавшему в то время Николаю І повторить действия далекого предшественника-конкурента, но все же, под давлением окружения, он ограничил право евреев на строительство в городе новых домов. В 1859 году это ограничение было упразднено.
   В 1814 г. в каменецком замке содержался "украинский Робин Гуд" Устим Кармалюк, единственный из многочисленных повстанческих лидеров за всю историю Украины, которого поддерживали евреи, и даже принимали участие в его операциях (мы здесь не учитываем Еврейский курень УГА и армию Нестора Махно, там ситуация все же несколько иная была). После убийства Кармалюка и проведенного расследования был наложен большой штраф на еврейскую общину города Деражня - за содействие "разбойнику". Устима Кармалюка можно смело заносить в книгу рекордов Гинесса, в раздел "количество побегов из тюрем". Но "еврейское счастье" подельников, видать, перекинулось и на него - после каждого побега Устима вновь ловили. Сбежал Кармалюк и из Каменца, правда, в тот раз неудачно - был ранен и вскоре водворен обратно.
Восковая скульптура Кармалюка в подвале каменецкого замка. Наверное, ее еще тюремщики слепили, когда Кармалюк сбежал отсюда - чтоб от начальства не влетело :-) Мол, если что - вот он сидит, ничё не знаем...
   В 1857 году в Каменец-Подольском уезде было зарегистрировано 67 евреев-купцов 1 и 2 гильдий, и 933 - 3 гильдии. Купцов христиан было, соответственно, 0 и 10.
   В 1897 году евреи составляли 40% от общей численности населения Каменец-Подольского. По переписи 1910 года, в городе проживало 22 279 евреев. Действовали 33 синагоги и многочисленные общинные организации.
   Во время гражданской войны еврейское население города часто страдало от погромов, устраиваемых различными сторонами. В 1919 году около 200 человек было убито после погрома, учиненного войсками УНР, в 1921 году 16 евреев были расстреляны красноармейцами.
   После установления советской власти большинство состоятельных евреев перебралось в соседнюю Польшу. Поначалу еврейские общинные заведения еще продолжали работать, действовали сионистские организации; вскоре большинство синагог было закрыто, а из миквы сделали общественную баню. Численность еврейского населения сильно уменьшилась, но затем несколько выросла за счет притока из соседних штетлов, а позже - беженцев из оккупированной нацистами Польши. В 1939 г. в Каменце-Подольском проживало 13 796 евреев - 38% от общего количества населения города.
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины