В поисках исчезнувшей цивилизации
Житомир
Житомир — один из древнейших городов Украины. Его основание относят к IX веку, в летописи же он впервые упоминается в 1392 году (в связи с взятием Житомирского замка литовским князем Витовтом). С тех пор Житомир долгое время пребывал под властью литовских князей и польских королей. От одного из последних, Казимира Ягелончика, в 1444 году он получил Магдебургское право.
О том, когда в Житомире появились еврейские жители, точных данных нет . Хотя при польском владычестве селиться здесь им было запрещено, не исключено, что некоторым, при покровительстве местных чиновников, это удавалось. Так, имеются свидетельства, что в 1622 году часть Житомирского староства была отдана в аренду некоему Шлеме Моисеевичу. Что же касается собственно еврейской общины, то она начала складываться лишь столетие спустя.
В 1789 году евреи уже владели в Житомире 253 домами (из 758) и составляли почти треть общего населения города — 882 человека,- в числе которых было 30 корчмарей, 42 шинкаря, 26 торговцев, 48 ремесленников, 40 прислуг и 15 нищих.
К тому же времени относится жалоба на них житомирского магистрата, адресованная люстраторам. «Евреи никаких прав на жительство в городе не имели и не имеют ,- говорится в ней,- ни одна ревизия и ни один из частных окладных инвентарей даже не вспоминают о них… Только лишь в начале настоящего XVIII века народ еврейский, под протекциею старост, начал селиться в городе. Люстрация 1773 года, первый раз заставши евреев в городе, определила, чтобы они платили тысячу злотых «посиделыцины» или чинша… Между костелом кафедральным и по-иезуитским начали они строить свою каменную синагогу и притом таких размеров, что на месте, занятом ею, могло бы поместиться несколько домов… Чинша платят тысячу злотых от ста и нескольких десятков домов, так что на один дом не приходится даже и по десяти злотых, тогда как мещане принуждены платить ежегодно по двадцать четыре злотых от каждого дома…»
Коллизии подобного рода случались, вероятно, и раньше. Так, известны антиеврейские беспорядки 1753 года, возникшие в связи с проходившим в это время в Житомире ритуальным процессом. Кровавый навет — обвинение в похищении и «замучении» христианского ребенка — коснулся тогда свыше 30 человек (главным образом из села Паволочи - поэтому дело это называли «Житомирским» или «Паволоцким»), привлеченных к следствию. 14 из них по приговору Генерального градского суда Киевского воеводства были казнены. «Паволоцким мученикам» посвящена особая еврейская заупокойная молитва, а на их братской могиле в Житомире (очевидно, на не дошедшем до нас первом еврейском кладбище, находившемся, как явствует из планов города конца XVIII — начала XIX века, в районе современных улиц Пархоменко и Маяковского) был установлен памятник.
Судя по описаниям старого Житомира, из принадлежащих евреям строений прежде всего бросались в глаза «заездные дома» с высокими крышами, с крыльцами, раскрашенными в несколько цветов, со стенами то запавшими, то выпучившимися, черные, страшные, красивые своим ободранным видом».
Жили же евреи прежде всего в районе Чудновской улицы с примыкавшими к ней Мало-Чудновской, Кафедральной, Рыбной, Острожской (двух последних уже не существует ) и некоторых других.
«Эта часть города, — писал местный полицмейстер Т.И.Вержбицекий,- составляет еврейское гетто. На каждом шагу грязь, вонь, нечистоты. Постройки сплошные, скученные, неуклюжие. Лавки, лавчонки, шкапы, лари и люди ютятся на каждом шагу. <…> Не редкость здесь встретить, наряду с магазином платья, склад смолы, бакалейную и гастрономическую торговлю, мастерские часовых дел мастеров и т .п…»
В марте 1854 года евреям запрещено было селиться в Житомире «в кварталах, заключавшихся между Большой Бердичевской улицей и рекою Тетеревом, как составляющих лучшую и главную часть города» (здесь они могли только покупать земли и строить дома для сдачи в наем). Постановление это было, однако, отменено уже три года спустя; и именно в центральной части города — на Киевской, Михайловской и упомянутой выше Б.Бердичевской улицах — обосновались позднее многие еврейские торгово-промышленные фирмы, магазины, банковские и меняльные конторы. Как свидетельствуют статистические данные, во второй половине XIX века «удельный вес» евреев в торговой жизни Житомира достигал 90%. Большинство в своих цехах (около 60%) составляли и евреи-ремесленники, среди которых преобладали портные и столяры-краснодеревщики.
Уже в конце XVIII века в Житомире получил весьма широкое распространение хасидизм. Тогдашний лидер местной общины, Вольф из Житомира (? — 1800), являлся ревностным последователем Дов Бера из Межирича (преемника легендарного основателя хасидизма Бал-Шем-Това).
К концу 19 века, помимо двух больших синагог, здесь действовало не менее пятидесят и молитвенных школ (домов), многие из которых (Балагульская, Водовозная, Приказчицкая, Купеческая, Мясницко-резницкая и др.) объединяли своих прихожан по цеховому признаку. Первый типографскии станок, печатавший хасидскую литературу на иврите, заработал в Житомире еще в 1804 году. А в 1847 году здесь возобновила свою деятельность переведенная десятилетием ранее из Славуты знаменитая «богословская» типография купцов Шапиро, которая в продолжение 15 лет была одной из двух (вторая оставалась в Вильно) разрешенных еврейских типографий в России. Находившаяся в откупном содержании у внуков ее основателя, славутского цадика Моисея Шапиро, братьев Л.-Г н А-Г. Шапиро, она печатала исключителъно религиозную литературу хасидского толка.
Вместе с тем во второй половине XIX века Житомир прослыл «колыбелью просвещения для евреев Волыни.» Здесь, по свидетельству современника, «собрались, как в фокусе, все. носившие на себе печать образования, все, жаждавшие знания — еврейского и европейского.»
Собрались прежде всего в открытом в 1847 году Раввинском училище (одном из двух в России; в 1873 году оно было преобразовано в Еврейский учительский институт ), где преподавали такие видные деятели Хаскалы, как Я.М.Эйхенбаум, А.Б.Готлобер, Л.Д. Цвейфель, Х.З.Слонимский, М.М.Сухоставер и Х.Г.Лернер. Помимо него, в Житомире функционировало (с 1850 по 1872 год) одно из первых казенных еврейских училищ. Первым по времени в России оказалось и основанное в 1862 году Житомирское еврейское ремесленное училище. Однако в дальнейшем, с ликвидацией главных еврейских образовательных учреждений (заслуживший весьма незавидную репутацию в еврейских кругах Учительский институт в 1885 году был закрыт властями «за ненадобностью», а годом ранее, дабы евреи не приобретали экономические преимущества над христианами, было упразднено и Ремесленное училище) Житомир постепенно начал утрачивать роль умственного центра для евреев. В 1890-1900-е годы здесь функционировали лишь второстепенные учебные заведения: Талмуд-тора, двухклассное начальное училище, ряд частных училищ, женская профессиональная школа и около полусотни хедеров.
В начале нынешнего века местное еврейское население оказалось втянуто в сферу общественно-политических движений эпохи. В 1901-1902 годах в Житомире развернули агитационную деятельность первые организации Бунда, а позднее — социал- демократические и сионистские партии и союзы: «Паолей-Цион», Ахдут -Исраэль , «Аль Гамишмер», «Идише фолькспартей» и др.
В 1904 году еврейским рабочим удалось предотвратить грозивший вспыхнуть в городе погром. В апреле следующего 1905 года спровоцированные властями погромы охватили еврейские кварталы (по разным оценкам было убито от 35 до 50 человек и от 100 до 200 ранено). Между прочим, в числе убитых оказался и присоединившийся к еврейским бойцам русский студент Н.Блинов, сыгравший в реальной жизни роль Бориса из пьесы Е.Н.Чирикова «Евреи», которую он до того нередко исполнял на сцене в любительских спектаклях.
От погромов еврейское население страдало и в период гражданской воины, причем самые кровавые из них были устроены петлюровцами в январе и марте 1919 года, когда погибло в общей сложности около 400 человек. После установления в Житомире советской власти погромы прекратились, но еврейская община как таковая фактически перестала существовать. Синагоги и молитвенные дома, наряду с другими культовыми учреждениями, были поставлены под жесткий административный контроль и постепенно закрывались. Правда, в 20-е годы были открыты ряд национальных еврейских учреждений: школы, педагогические курсы (позднее преобразованные в техникум), еврейская камера городского народного суда, но уже к середине 30-х годов практически все они были ликвидированы.
В 1929 году здесь проживало 30690 евреев (более 30% населения).
После захвата города (в июле 1941 года) гитлеровцами остававшиеся там евреи подверглись принудительной регистрации, затем их согнали в гетто, устроенное в районе реки Каменки, слева от Чудновского моста, где многие из них умерли от голода и болезней. Тех же, кто уцелел, вывезли в лес, вблизи хутора Довжик (в 5-6 км. от города по новоград-волынскому шоссе) и расстреляли. Всего в 1942-1943 годах в этом месте (в апреле 1995 года здесь был установлен памятный знак), уничтожено, по официальным данным, 9629 человек.
После освобождения города от немецкой оккупации туда вернулись тысячи евреев. По переписи 1959 г. в Житомире проживало 14 800 евреев (14% всего населения).
В 1945 г. была открыта синагога, которая в 1962–63 гг. была закрыта.
В 1989 г. еврейское население Житомира составляло 10 700 человек (3,7%). В конце 1980-х – начале 2000-х гг. большинство еврейского населения выехало в Израиль, США, Германию и другие страны. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Житомирской области (включая Житомир) проживало 2700 евреев.
В 1989 г. в Житомире было создано Еврейское культурно-просветительное общество, в 1990 г. открыты вечерняя и воскресная школы, затем дневная школа «Ор Авнер». В 1992 г. в Житомире была создана еврейская религиозная община, тогда же общине было возвращено здание синагоги. В начале 2000-х гг. были созданы женский еврейский гуманитарный институт «Махон Хая Мушка», детский сад «Хая», иешива «Менахем», хедер «Менахем», еврейский женский клуб, еврейская библиотека. В 2004 г. Федерация еврейских общин СНГ открыла в Житомире школу-интернат.
Житомир, 2009 г., 2014 г.
Карта еврейского Житомира
Для удобства маршруты выделены разными цветами;
Значком с башенкой обозначены интересные нееврейскийе достопримечательности;
Черным значком обозначены утраченные объекты.