Овруч, 2017
Овруч
Житомирская область
|
|
|
|
Свято-Васильевский собор |
Памятник архимандриту Макарию |
Пожарная часть |
Вид на Спасо-Преображенский собор |
Древний древлянский город Вручий впервые упоминается в «Повести временных лет». Повод для упоминания был нерадостный, но вполне в духе времени: в 977 году под его стенами состоялась битва между любящими братьями, сыновьями князя Святослава - Олегом и Ярополком. Цена вопроса была высока - Киевский престол. Во время сражения князь Олег упал в оборонительный ров, и был задавлен в толпе. Летопись рассказывает, что Ярополк печалился, но, видимо, не долго. Впрочем, он тоже плохо кончил. Был еще третий брат, Владимир - тот самый, который Красное Солнышко и креститель Руси. Во время очередного сражения Владимир не очень по-христиански приказал убить Ярополка, который пришел к нему на переговоры.
Князя Олега первоначально похоронили в Овруче, но затем прах был перевезен в Киев сыном Владимира, Ярославом Мудрым.
В XII—XIII веках Овруч был одним из важнейших центров Киевской Руси. В 1362 году город вошел в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года, согласно Люблинской унии, - в состав Польши. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к Российской империи, где стал уездным центром.
С 1641 года Овруч пользуется магдебургским правом.
Впервые о евреях в Овруче упоминают документы 1629 года. Уже тогда в городе была деревянная синагога. Но в 1649 году Овруч стал центром сотни Киевского полка, на который распространялась власть гетьмана Хмельницкого. Вероятно, еврейская община прекратила существование в это время.
Снова евреи стали селиться в Овруче приблизительно в середине 18 века. В 1765 году здесь уже проживало 607 евреев. Самостоятельного кагала в городе не было, община была "подкагаликом" Чернобыльской и пребывала под сильным влиянием чернобыльских цадиков Тверских. Соответственно, практически все овручские евреи были хасидами. С 1785 года раввином Овруча был Авраам Дов Бер.
В середине 19 века Овруч становится центром другого хасидского течения. Здесь поселился сын третьего Любавичского Ребе Цемах-Цедека рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, основавший в городе свой хасидский двор. После него династию продолжил сын, Нохум Дов Бер, но затем это ответвление Хабада прекратило свое отдельное существование.
В 1857 году в Овруче проживало 2220 евреев. Действовали 4 синагоги, хедеры, богадельня.
В 1883 году в Овручском уезде проживало около 20750 евреев, которые практически полностью монополизировали мелкую торговлю и ремесленную деятельность. Кроме того, в окружающих Овруч деревнях 42 еврея занимались сельским хозяйством, несмотря на то, что проживание евреев в сельской местности было запрещено.
По переписи 1897 года евреи составляли 47% жителей Овруча — 3445 человек.
В 1910 году в Овруче было 7 синагог, талмуд-тора, еврейское частное мужское училище, богадельня. С 1907 года раввином Овруча был Ш.Кипнис, с 1911 – Шломо Рисин. Действовало отделение сионистской партии Поалей Цион, а также Бунда.
В 1913 году евреям принадлежали 2 из 3 складов аптечных товаров, 1 из 4 библиотек, 11 из 12 гостиниц, мельница, обе типографии, оба трактира, обе фотостудии, все 3 лесных склада, часовая мастерская.
Евреем был земский врач и все 3 зубных врача, 2 из 4 частных поверенных.
Евреи были владельцами практически всех лавок и магазинов: все 55 бакалейных, все 25 мануфактурных, все 25 мучных, все 3 винно-гастрономические, все 4 галантерейные, все 6 скобяных, 2 из 3 книжных, обе известе-цементные, обе кожевенные, лако-красочная, все 6 мясных, все 3 обувные, обе писче-бумажные, все 9 одежных, все 3 посудные, все 3 рыбные, единственные стекольная, фруктовая и шляпная. Как видно из справочника "Весь Юго-Западный край", вне еврейской сферы деятельности оказались только торговля свиным салом и колбасой.
|
|
Выборка из справочника 1913 года по Овручу. Продукты питания |
Предприятия, хозтовары и прочее |
В 1918 году в Овруче произошел интересный эпизод. Крестьяне Покалевской волости Овручского уезда объявили власть гетмана низложенной и провозгласили создание Овручской республики. Гетманские солдаты предпочли спастись бегством. Комиссаром города был назначен бывший политзаключенный крестьянин Дмитрюк, а его заместителем - еврей Фридман.
Восставшие обратились к еврейской общине с предложением организовать еврейский боевой отряд численностью 150 человек. Однако, евреи от авантюры отказались. Как показали дальнейшие события, возможно, зря.
Вскоре после окончательного падения Гетманата большинство овручского населения заявило о поддержке красных, часть призывала примкнуть к Директории. "Правительство" Овручской республики попыталось вразумить земляков, но вышло только хуже: Дмитрюка убили, а Фридман успел спастись бегством...
За 3 года власть в городе менялась 15 раз. Практически каждая такая смена сопровождалась еврейскими погромами. Попытка организации самообороны успехом не увенчалась.
Самый кровавый погром устроила банда атамана Козыря-Зирки. Он продолжался 17 дней, в ходе погрома было убито около 80 евреев, уничтожены все еврейские дома.
В 1939 году в Овруче проживало 3862 еврея - 33% всего населения. Еще 433 еврея проживали в районе.
22 августа 1941 г. Овруч заняли немецкие войска. Еще до вступления в город немцев местные жители устроили еврейский погром.
7 сентября 1941 года было расстреляно 18 евреев, 14 сентября – еще 12. Остальные евреи Овруча были заключены в гетто.
Всего во время оккупации в Овруче было убито 516 евреев (по другим данным 407).
В районе Овруча действовал партизанский отряд Моше Гильденмана, входивший в качестве отдельной единицы в соединение генерала Сабурова.
После освобождения города сюда вернулось некоторое число евреев. В конце 1960-х годов численность еврейского населения Овруча составляла около 2000 человек.
В 1990-х большинство евреев Овруча уехали в Израиль и другие страны. Сегодня (2017) здесь существует небольшая еврейская община.
Источники:
Российская Еврейская Энциклопедия;
Еврейские погромы в Овруче;
Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».
Фото:
Евгений Шнайдер
|
|
Бывший особняк с декоративным элементом |
Дерево здесь - распространенный строительный материал |
|
|
Место самого первого еврейского кладбища |
Написано, что на этом кладбище похоронен рав Йосеф Ицхак |
В 1920 году установилась советская власть. Вся общинная жизнь евреев полностью была разрушена.
По состоянию на 1926 год в Овруче проживало 3400 евреев.
В 1925 году еще существовали отделения сионистских организаций "ге-Халуц" и "га-Шомер", но к началу 1930-х их деятельность прекратилась.
В 1920-х - 1930-х годах в Овруче работала школа с преподаванием на идише.
Возле города был создан еврейский колхоз.
|
|
|
Старинный дом на улице, которая когда-то называлась Староеврейской |
| Синагога. На переднем плане, вероятно, разрушенный бейт-мидраш. Фото территории гетто, 1942 год |
|
|
|
|
На этом месте когда-то стояла синагога |
От еврейского квартала практически ничего не осталось |
Могила раввина из Народичей на овручском кладбище |
|
|
|
|
|
Памятник на месте массового расстрела жителей Овруча |
| Еще одна могила сегодня находится прямо на чьем-то огороде |
|
|
|
|
|
К третьей братской могиле надо идти пару км по рельсам |
| Здесь вообще никаких надписей, только 5-конечная звезда |
|
|
|
|
|
Домик овручской еврейской общины |
Справа - красивейший резной арон-кодеш |
|
|
Места памяти
- Еврейское кладбище, место захоронения Народичского Ребе (координаты 51.31496, 28.78571)
- Мемориал на братской могиле (ул. Шолом-Алейхема, координаты 51.314472, 28.801929)
- Мемориал на братской могиле 2 (во дворе частного дома)
- Мемориал на братской могиле 3 (под железнодорожной насыпью, координаты 51.308512, 28.807307)
- Мемориальная плита на месте старого еврейского кладбища, на котором похоронен р. Йосеф Ицхак (территория бывшей воинской части)
Смотреть на карте