Ужгород
Первые известия о евреях в Ужгороде восходят к 16–17 вв.; в конце 1720-х гг. в городе, принадлежавшем в то время Австрии, насчитывалось около 30 еврейских семей. В 1730 г. они пригласили из Львова раввина Лейбуша Бодек-Райзмана; его считают основателем местной общины.
На исходе 18 в. среди унгварских евреев преобладали винокуры, а в окрестностях города некоторые еврейские семьи занимались земледелием; и те, и другие были крайне бедны.
Около 1800 г. евреям запретили вновь селиться в комитате (округе) Унг (административным центром которого был Унгвар), однако этот запрет, по всей видимости, либо не выполнялся, либо был вскоре отменен.
В 19 в. численность еврейского населения Унгвара росла; к началу 20 в. она достигла 5200 человек. В 1815–19 гг. раввином города был Гирш Геллер, в 1835–52 гг. — Меир Айзенштадтер, в 1852–70 гг. — его сын Менахем; все трое принадлежали к числу духовных лидеров венгерской ортодоксии. В 1850–81 гг. бет-дин Унгвара возглавлял раввин Шломо Ганцфрид, уроженец города, автор знаменитого галахического труда «Киццур Шулхан арух».
В 1868–69 гг. в городе образовалась община «неологов» (реформистов) во главе с раввином Мордехаем Клейном (перевел на венгерский язык основное философское сочинение Рамбама «Путеводитель колеблющихся»); однако вскоре она объявила себя «общиной статус-кво», а впоследствии большинство ее членов вернулось к ортодоксальному иудаизму.
В конце 19 – начале 20 вв. в Унгваре усилилось влияние хасидизма: в городе жили цаддики Ицхак Тейтельбойм и Иссахар Бер Лифшиц, представители пшемысльской династии Иссахар Бер Лейфер и его сыновья Меир, Хаим Лейб и Реувен Менахем, а также Хаим Яаков Сафрин из жидачевской династии.
В 1864–78 гг. в Унгваре работала еврейская типография, основанная К. Егером; в 1890 г. открылась еврейская школа с преподаванием на венгерском языке (к концу 19 в. наиболее образованные и зажиточные евреи города перешли на этот язык, однако большинство продолжало говорить на идиш).
На рубеже 19–20 вв. в Унгваре действовали восемь синагог, иешива, талмуд-тора, три женских общества, еврейская больница, дом престарелых и благотворительная столовая. В 1904 г. была возведена большая синагога в мавританском стиле, в 1909 г. — большой хасидский клойз.
В 1914 г. в Унгвар прибыли тысячи еврейских беженцев из Галиции, занятой русскими войсками; с приближением фронта к городу большинство евреев покинуло его, но в 1915 г., когда опасность миновала, почти все они вернулись.
В 1919 г. Ужгород был включен в состав Чехословакии и стал административным центром Подкарпатской Руси (Закарпатской Украины); это способствовало расцвету еврейской общины. В 1930 г. в Ужгороде жили 7357 евреев, в 1938 г. — 9676; они составляли подавляющее большинство торговцев и избирались в муниципальные органы. Одна из улиц носила имя Т. Герцля, другая была названа в честь местного врача В. Лондона. С 1919 г. в Ужгороде работали две начальные еврейские школы (в одной обучение велось на чешском языке, в другой — на иврите), с 1924 г. — еврейская гимназия с преподаванием на иврите. В 1919 г. возникла сионистская организация; в 1930-х гг. город стал одним из центров ревизионистского движения. В межвоенный период в Ужгороде выходил сионистский еженедельник «Жидо неплап»; еврейская типография, организованная в 1926 г. М. Геллешем, просуществовала до начала Второй мировой войны.
После того, как в ноябре 1938 г. Унгвар (как позднее и вся Подкарпатская Русь) перешел под власть Венгрии, на него было распространено действовавшее в этой стране расовое антисемитское законодательство. Зимой 1939–40 гг. евреев польского происхождения (включая и тех, кто имел до 1938 г. чехословацкое гражданство) выслали в Польшу; некоторые из депортированных умерли в пути.
В 1941–42 гг. многих молодых евреев мобилизовали в трудовые батальоны, которые были затем отправлены в прифронтовую полосу на территории Советского Союза, где мобилизованные большей частью погибли или умерли от лишений и непосильной работы.
21–23 апреля 1944 г. оккупировавшие Венгрию германские нацисты согнали почти всех евреев Унгвара и окрестностей (около двадцати пяти тысяч человек) в расположенное за городом гетто; в мае–июне того же года все его обитатели были депортированы в Освенцим. Лишь около двух тысяч унгварских евреев пережили Катастрофу; они большей частью репатриировались в Израиль.
В середине 1990-х гг. в Ужгороде проживало несколько еврейских семей, переехавших в город после Второй мировой войны. Сегодня в городе действует небольшая еврейская община ХаБаДа, есть раввин.
В поисках исчезнувшей цивилизации
Радванская синагога, мацева с рыбками и еврейская гимназия на Православной набережной
Раввин Шломо Ганцфрид, Большая синагога, еврейская школа, синагоги неологов и хасидов, миква