Еврейская Полтава
Полтавская область
Харьков
Карта еврейской Полтавы и Полтавской области
Для удобства маршруты выделены разными цветами;
Значком с башенкой обозначены интересные нееврейскийе достопримечательности;
Черным значком обозначены утраченные объекты.
Заселение Полтавы евреями происходило за счет прибытия семей ремесленников и торговцев в конце XVIII в. К 1803 г. в городе проживало 18 купцов и 292 мещан евреев.
Полтава стал единственным городом в Российской империи, где еврей, не изменив вероисповедания стал городским главой. Событие произошло в 1820-е гг., и им стал купец 1 гильдии А. Зеленский, который был до 1832 г. единственным евреем среди купцов 1 гильдии, а позже сыграл немаловажную роль в выкупе известного актера М. Щепкина.
Именно Зеленский стоял у истоков обустройства еврейской общины. Так, к 1820-м гг. в Полтаве появились еврейское кладбище (разрушено нацистами в 1941-1943 гг.), молельные дома и т.п. Примечательно, что должность смотрителя за кладбищем передавалась в семье Лембек вплоть до революции 1917 г. В целом кагал Полтавы сформировался к 1850 г.
Новый этап для общины начался с 1852 г., когда в город перенесли третью по товарообороту ярмарку империи – Ильинскую ярмарку. Уже в 1860-х гг. евреи составляли 11% населения города, а к началу ХХ в. – около 20%.
С 1861 г. функционировали Субботняя и Воскресная школы. С 1880 г. действовала типография И. Дохмана, а к 1908 г. еврейские типографии составляли 71% всех типографий Полтавы.
1894 г. – открылась Талмуд-Тора, которая в Первую мировую войну стала приютом для евреев-беженцев.
1896 г. - открылось училище для бедных еврейских девушек.
С конца ХІХ в. действовали паровые мельницы И Чечулина, И. Эйзлера и Д. Молдавского. С 1890 г., когда поверенный П. Перцович построил доходный дом, их начинают строить купцы Фришберги, И. Вильдовские, Израилевичи, Сатановские, Коганы. Строили евреи и особняки, о чем свидетельствуют дома докторов Б. Гуревича, Х. Глейзера.
Полтава стала в начале ХХ в. одним из центров деятельности Ховевей Цион и сионизма. В 1906 г. состоялась учредительная конференция партии Поалей-Цион.
1900-1904 гг. – р. Э.-А. Рабиновичем издавал на иврите газету «Ха-Пелес».
1901 г. – открылся дом для престарелых.
1902 г. – открылась еврейско-русская библиотека.
Погромы 1905-1907 гг. миновали город благодаря жителям города и деятельности В. Короленка.
1906 г. – выходит газета Поалей-Цион «Еврейская рабочая газета».
1907 г. – открылись коммерческое училище бр. Баер и основано еврейское ссудо-сберегательное товарищество.
1 февраля 1909 – купец Д. Молдавский открыл 2 богадельни для евреев и христиан
1909-1914 гг. - р. Э.-А. Рабинович издавал на иврите газету «Ха-Модиа».
Среди владельцев телефонов по состоянию на 1908 г. более 10% абонентов города составляли евреи.
В дореволюционной Полтаве действовали 8 синагог, 2 молитвенных дома, 20 хедеров и 7 частных еврейских училищ. По состоянию на 1908-1914 гг. казенным раввином был А. Глейзер, а духовным – Э.-М. Рабинович (с 1914 г. еще и Я.-М. Безпалов).
В Полтаве работало отделение Общества для распространения просвещения между евреями, отделение общества «Бней-Моше» и еврейская больница под управлением З. Остраха.
Среди медицинского персонала города евреями были 17 врачей, в амбулатории работали 3 врача-еврея, все зубные врачи Полтавы были евреями.
Во время Первой мировой войны в Полтаву бежали евреи, изгнанные русскими войсками их западных губерний. Специально для помощи им было открыто бюро Общества распространения труда, занимавшееся поисками работы, а Общество для распространения просвещения между евреями создавало школы для детей беженцев.
В период гражданской войны солдаты А. Деникина три дня устраивали еврейские погромы.
С приходом советской власти еврейскую жизнь стали постепенно сворачивать. Началось это в декабре 1919 г. В 1920-х гг. в Полтаве действовали группа «Хе-Халуца».
1922 г. – протест правления общины против закона об едином выходном дне – воскресенье.
1924 г. – неудачная попытка Евсекции организовать «живую синагогу» с «красным» раввином.
1928 г. – по требованию Евсекции здание синагоги отобрали под еврейский клуб.
До 1928 г. Полтава оставалась центром печати религиозной литературы на иврите.
В 1920–30-х гг. в городе было 2 школы с преподаванием на идиш и идишское отделение в железнодорожном училище.
В 1926 г. в Полтаве жили 18 476 евреев (20% всего населения).
1930-е гг. – закрытие всех синагог города; община создает еврейский Клуб.
С началом войны большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Для оказавшихся под оккупацией евреев были введены ограничения.
4 октября 1941 г. – расстрелян 341 еврей.
23 ноября 1941 г. - 1538 евреев Полтавы (по др. данным - 4 372 евреев) расстреляли у стрельбища на ул. Навроцкого.
1944 г. – возобновление работы еврейского Клуба.
1959 г. – закрыли единственную действующую синагогу.
1975 г. – по инициативе Л. Вайнгорта, П. Грумича и А. Черницкого на месте расстрела евреев была установлена стела «Скорбящая мать».
В 1970-1980-е гг. / 1990-2005 гг. – многие евреи покинули Полтаву.
С 1980-х гг. началось восстановление еврейской жизни. Была создана еврейская община Полтавы под куроводством И. Сегала. В 1990-е г. начался сбор материалов еврейского наследия. К марту 1994 г. для этого была создана инициативная группа Е. Цирульника и Л. Вангорта.
В Полтаве по состоянию на 2021 год действуют еврейские организации – Община Прогрессивного Иудаизма, Израильский Культурный Центр, Полтавская городская еврейская община, религиозная община иудеев «Хабад Любавич», молодежный клуб «Анахну», женский клуб «Малка», еврейская школа «Ор Авнер», Благотворительная программа питания детей, программа по предоставлению малоимущим старикам горячего питания (с 2006 г.).
С 2002 г. выходит бесплатная газета «Ма хадаш?»
В Полтаве родились еврейские писатели Я. Теплицкий и Г. Богров, один из активных деятелей секты «Новый Израиль» В. Португалов, реководители партии Поалей-Цион Б. Борохов и Я. Зрубавел, второй президент Государства Израиль И. Бен-Цви, карикатурист Ю. Ганф, первая со времен Второй мировой женщина-раввин в Германии А. Трейгер.
Материал подготовил Николай Буланый