Киев. Прогулка 5
По следам Каракиса и Гинзбурга
Маршрут: Киево-Печерская Лавра - Мазепы - Грушевского - Институтская - Банковая - Шелковичная - Лютеранская - Архитектора Городецкого.
Объекты на еврейской карте Киева
Киево-Печерская Лавра - одна из главных достопримечательностей столицы. На территории есть несколько музеев, самый интересный - Музей исторических драгоценностей. Там есть и экспонаты иудаики.
Неподалеку от Лавры - мемориал жертвам Голодомора и музей со знаменитой скульптурой "Родина-мать".
Наш первый объект - на улице Мазепы, 3-5. В 1934—1940 годах на улице Январского Восстания (совр. ул. Мазепы) по проекту Иосифа Каракиса возводятся два жилых квартала №3 и №5. Каракис отстаивал идею ансамблевой застройки местности с учётом особенностей рельефа и среды, а не создания случайных, не подходящих друг к другу или к местности зданий.
"Со стороны Днепра дома нового жилого комплекса воспринимаются в виде живописного силуэта на фоне зелени и воды. Силуэт со стороны Днепра не имеет самодовлеющего характера и вписывается в пейзаж как его составная часть", - описывал объект Каракис.
Архитектурной доминантой квартала является 10-этажный жилой дом в стиле конструктивизма. Вначале это здание составляло единый комплекс с детским садом "Динамо". С тыльной стороны были запроектированы два симметричных корпуса, органично привязанные к днепровскому ландшафту. Также планировалось 30-метровое озеленение со стороны реки. В полном объёме комплекс, запроектированный Каракисом, реализован не был. Из двух полукруглых корпусов построили только один, который, вместо задуманного озеленения, в дальнейшем был закрыт другими постройками, и зрительная связь между домом и детским садом была утрачена.
|
|
|
Мемориал |
Родина-мать |
Панорама левого берега |
|
|
|
Комплекс на улице Мазепы |
Квартал №5 |
Памятник «Путь к материнству» |
Следующий наш объект также строил Каракис. Это Дом Офицеров на Грушевского, 30/1. Здание изначально возводилось как Дом Красной Армии и Флота и, как видим, не поменяло своего назначения. Это был самый первый самостоятельный проект Иосифа Каракиса. После завершения строительства в трудовой книжке архитектора появилась такая запись: "Премирован кожаным пальто за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота. Приказ командующего УВО И.Э. Якира от 25.10.1931 г."
Мимо Дома Офицеров выходим на Институтскую. Сразу нас встречает особняк Марии Соломоновны Бродской, двоюродной сестры магната Лазаря Бродского (Институтская, 26). Дом был построен предыдущим владельцем участка статским советником Антоновым, и продан Бродской в 1913 году.
Недалеко от угла Институтской, на Липской, 4, стоит особняк еще одного еврейского сахарного магната - Маркуса Рафаиловича Закса. Маркус Закс и его брат Якоб в 1874 году основали фирму "Сыновья Рафаила Закса". Маркус владел сахарным заводом в Люблинской губернии и еще несколько заводов арендовал. В 1899 году он издал брошюру "Судьба сахарных заводов с малым и средним производством", где доказывал необходимость введения новых технологий для повышения уровня развития сахарной отрасли.
|
|
|
Особняк Марии Бродской |
Особняк Маркуса Закса |
|
Дальше у нас снова Каракис) В 1936-1937-х строится жилой дом Украинского военного округа по ул. 25 Октября (сейчас ул. Институтская, 15-17). Изначально в доме жили семьи командного состава Красной армии, а в вестибюле дежурил постовой.
Иосиф Каракис впервые в довоенном жилищном строительстве использует внутреннюю лестницу с верхним светом.
В 2004 году к первому из двух зданий надстроили 2 этажа.
Дом несколько раз появляется в фильме "Истребители" с Марком Бернесом в главной роли, лидер проката 1940 года.
|
|
|
Дом УВО |
Барельеф на центральном корпусе |
Угловой барельеф |
|
|
|
Архитектор Иосиф Каракис, 1946 |
Семья Каракиса в Балте, 1911. Иосиф на полу в центре |
Братья Иосиф и Давид Каракисы. Фото сделано в Виннице в 1908 году |
Идем дальше по Институтской. На Институтской, 12 - симпатичный особнячок с сохранившимся деревянным тамбуром. Принадлежал он супруге Лазаря Бродского.
С Институтской можно завернуть на улицу Шелковичную, и увидеть несколько интереснейших туристических объектов Киева. Например, Шоколадный домик на углу с ул. Пилипа Орлика, и готический особняк Икскюль-Гильденбанда сразу за ним.
По адресу Шелковичная, 12 стоит самый неприметный дом на этой улице. В 1908 г. усадьба перешла в собственность еврейского сахарозаводчика Ш. Ширмана, в 1911 - киевского купца 1-й гильдии И. Гепнера. В доме, кроме жилых помещений, находилась контора правления Могилянского и Осиповского и Рыбницкого сахарных заводов. Владелец имел большую библиотеку еврейской литературы.
В 1922 г. в особняке разместились еврейские педагогические курсы Киевкого губнаробраза. В 1930-х гг. дом значительно перепланирован и надстроен.
В 1929-36 гг. в здании находился Институт еврейской культуры Всеукраинской Академии Наук. Он берет начало от Еврейской комиссии УАН, основанной в 1919 г. (председатель акад. А. Крымский), и кафедры еврейской культуры при ВУАН, организованной в 1926 г., (заведующий Н. Штиф). В 1929 г. кафедра преобразована в Институт еврейской культуры при ВУАН.
Институт разместился в этом доме. Он имел 6 секций: историческую, филологическую, этнографическую, литературную, социально-экономическую и педагогическую, а также Центральный архив еврейской прессы, Еврейскую научную библиотеку (включала более 60 тыс. томов), Музей еврейской современности, кабинеты - педологический, диалектологический, музыкальный. Большое внимание уделялось составлению учебников языка и грамматики идиш, терминологических словарей, хотя последние потеряли значение после 1933 г., когда были ликвидированы еврейские районы, советы и школы.
При реорганизации ВУАН, которая сопровождалась репрессиями и переследованиями за «националистические извращения», институт в 1936 г. был ликвидирован, а вместо него создан Кабинет изучения еврейской советской литературы, языка и фольклора (КабЕК) с секциями - лингвистической, музыкального фольклора, литературной. Продлил до-слидження, созданные своими предыдущими-ком, в частности языка с составлением рез-ных словарей.
Кабинет выдавал научный журнал «Афн шпрахфронт». К 1939 г. вышли 4 номера. Это был последний научный журнал на идиш в СССР.
В 1949 г. после ареста директора И. Спивака Кабинет был ликвидирован, большинство сотрудников репрессировано. Имущество кабинета было вывезено, часть книг попала в академическую библиотеку (теперь - Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского НАНУ), картотеки погибли.
|
|
|
Шоколадный домик |
Шоколадные львы |
Сара Бернар |
|
|
|
Немного готики - дом барона Икскюль-Гильденбанда |
| Особняк инженера Демченко на улице Орлика |
А особняк на Институтской, 8 был частью огромной усадьбы еще одного богатого сахарозаводчика, Симхи Либермана; здесь жили его сыновья Арье-Гирш и Израиль. Основной комплекс усадьбы расположен неподалеку и имеет адрес Банковая, 2. На момент покупки усадьбы в 1898 году Симха Ицкович Либерман был одним из десяти богатейших жителей Киева и владельцем 3-х сахарных заводов. Для перестройки старого здания, купленного вместе с участком, Либерман пригласил того же архитектора, который его проектировал - Владимира Николаева.
В одной из комнат был устроен специальный раздвижной потолок - Либерманы праздновали здесь Суккот.
Симху Либермана убили 17 сентября 1917 года в его же доме; согласно официальным источникам это произошло во время ограбления. В октябре 1919 года недалеко от дома был убит деникинцами и старший сын Либермана.
Сегодня в здании размещается Национальный союз писателей Украины.
|
|
|
Национальный банк |
|
|
|
|
|
Здание на ул. Ольгинской |
|
|
|
|
|
Дом Либермана на Институтской |
| Усадьба на Банковой |
|
|
|
| Интерьеры усадьбы Либермана. Фото Виталия Стельмаха |
|
А если получится, можно подойти и к самому известному зданию Киева - Дому с химерами, или Дому Городецкого на Банковой, 10. Последнее время свободный доступ сюда закрыт, т.к. в доме размещается админмстрация Президента. Но можно предварительно записаться на экскурсию.
Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил неизменный партнер Городецкого, скульптор Элио Саля.
На этой же улице располагалась табачная фабрика караимского магната Соломона Когена, которую он открыл вместе с братом Моисеем (тот самый Коген, который финансировал строительство кенассы). Улица в то время называлась Анненковской, что видно на этикетке продукции этой фабрики.
Самый яркий дом на этой улице и один из красивейших в городе принадлежал еврейской купчихе Рахили Майкапар. Комплекс по Лютеранской, 6 состоит из нескольких корпусов и флигелей, построенных в разное время и разными архитекторами. Самый роскошный, выходящий на красную линию, был возведен для Рахили по проекту Мартина Клуга в 1905 году. В дворовом флигеле некоторое время проживал Максим Горький.
|
|
|
Острый дом на улу улицы Круглоуниверситетской) |
Дом плачущей вдовы |
Доходный дом Рудольфа Пфалера |
|
|
|
Замечательный модерн. В этом доме некоторое время проживала Анна Ахматова |
Одна мордашка уже отклеилась |
Здесь жил Осип Мандельштам |
|
Дом кооператива "Советский врач". Здесь проживал Юрий Смолич, не чужой для Жмеринки человек) |
Идем по улице Заньковецкой, выходим на улицу Архитектора Городецкого. Когда-то на улице Заньковецкой находился театр Киевского военного округа, последнюю реконструкцию которого в 1938 году проводил Иосиф Каракис. Здание не сохранилось. А в доме по Заньковецкой, 3/1 в 1920-х годах проживал один из самых известных поэтов 20 века Осип Мандельштам.
На улице Архитектора Городецкого несколько очень интересных зданий. Особенно впечатляет бывший доходный дом на Городецкого, 9, который принадлежал крупнейшему строительному подрядчику Льву Гинзбургу. Ллагодаря этому дому улица Николаевская получила негласное название "Киевский Париж". Немного неуместная среди грифонов и атлантов советская символика с молотками свидетельствует о том, что дом был восстановлен в конце 1940-х Министерством угольной промышленности, после практически полного его уничтожения во время войны.
|
|
|
Дом Гинзбурга |
| А купола не восстановили |
|
|
|
| Грудастые грифоны и советские молотки |
|
Модерновый конный цирк Крутикова, располагавшийся на улице Николаевской, также полностью утрачен; сейчас на его месте кинотеатр "Украина". А вот один из самых роскошных в Киеве отелей "Континенталь" на Городецкого, 3 после войны восстановили, но, к сожалению, в очень упрощенной форме без декора. Отель известен тем, что в его подвале размещался литературно-артистический клуб "ХЛАМ". Название является аббревиатурой: художники, литераторы, артисты, музыканты. Его завсегдатаями были также и известные еврейские деятели - Илья Эренбург, Александр Кугель, Юлий Хайт, Осип Мандельштам и другие. Поэты декламировали здесь свои стихи, за что получали бесплатный ужин, который состоял из каши, куска хлеба и чая. В этом клубе Осип Мандельштам познакомился со своей будущей супругой Надеждой Хазиной.
Интересно, что Михаил Булгаков обыграл название клуба в своем романе "Белая гвардия". В произведении аналогичное заведение называлось "ПРАХ" - поэты, режиссёры, артисты, художники.
|
|
|
Отель "Континенталь" |
Так он выглядит сейчас |
Вид с Крещатика на Николаевскую. Вдали - цирк Крутикова |
|
|
Цирк Крутикова и дом Гинзбурга |
Улица Николаевская и отель "Континенталь" |
|
|
|
Доходный дом архитектора Шлейфера |
| Особняк Бродской |
В строительстве здания Государственного банка на Институтской, 9 принимала участие и строительная контора Льва Гинзбурга.
|
|
|
Дом "Колыбель Духа" |
|
|
|
|
|
Барельеф на доме №17 |
Дом на перекрестке Городецкого и Ольгинской |
Здесь живет вот такое грудастое нечто |
Другой интересный объект на этой улице - модерновый доходный дом "Колыбель Духа", построенный по заказу прусского барона Вильгельма Гессельбейна на Николаевской, 15 (совр. Городецкого, 15). Архитекторы точно не известны, а вот строительные работы производились конторой известного еврейского подрядчика Киева Якова Файбишенка.
На этой же улице Лев Гинзбург построил самый первый киевский "небоскреб", который войну не пережил. Проект небоскреба разработали одесские архитекторы - евреи Адольф Минкус и Файвель Троупянский.
Дом имел h-образную форму, а все 11 этажей было видно только со стороны Николаевской улицы (совр. ул. архитектора Городецкого). Дом Гинзбурга строился в стиле модерн. В 1912 году строительство закончили, тогда же состоялось и открытие. Дом сразу стал самым современным в Киеве, поскольку имел редкие в то время кованые лифты американской фирмы «Отис».
Взорван войсками НКВД 24 сентября 1941 года.
Сам Гинзбург жил в особняке, расположенном во дворе "небоскреба". Знаменитый подрядчик и меценат в начале ХХ века входил в десятку самых богатых киевлян; умер он в киевской советской уже больнице в 1926 году фактически нищим...
|
|
Небоскреб Гинзбурга возвышался над городом |
Лев Борисович Гинзбург |
|
|
|
Институт еврейской культуры |
Особняк Шестакова на Шелковичной |
Дом Ковалевского в оригинальном романском стиле. Фото Википедии |
Шоколадный домик на Шелковичной, 17 - неофициальное название особняка Семена Могилевцева, построенного в 1901 году. Он интересен не только "шоколадной" наружностью, но и интерьерами. Потолок гостинной, оформленной в стиле модерн, украшен портретом знаменитой на весь мир скандальной еврейской актрисы Сары Бернар, окруженной 6-конечными звездами.
Согласно легенде, хозяин шоколадного домика, известный меценат Семен Семенович Могилевцев был влюблен в Сару Бернар. Во время ее гастролей в Киеве у них был краткосрочный роман, после чего портрет примы и украсил одну из комнат...
Но это всего лишь легенда. Вряд ли Могилевцев встречался с актрисой, которая в то время была мировой знаменитостью и символом модерна. Портреты Сары украшали далеко не один дом.
Интересно, что во время гастролей Сары Бернар в Киеве в 1881 году многие горожане, которые не могли позволить себе дорогостоящий билет, шли на хитрость. Спектакль с участием звезды состоял из 5 актов. Несколько человек покупали билет в складчину, а в антрактах передавали его друг другу. Таким образом каждый посмотрел по одному акту, но самое главное - увидел звезду своими глазами...
Еще один зачетный модерн можно увидеть, если свернуть с Шелковичной на Лютеранскую. На Лютеранской, 23 расположился "Дом плачущей вдовы", или же просто особняк купца Аршавского. Прозвище дом получил из-за того, что во время дождя вода стекает по женскому лицу-маскарону на фронтоне.
Над окном правого крыла можно увидеть монограмму "СА" - Сергей Аршавский. Интересно, что они совпадают с инициалами следующих хозяев особняка. В 1913 г. Аршавский продает усадьбу еврейскому купцу 1-й гильдии Тевье Апштейну; у его сыновей были также инициалы "СА" - Соломон Апштейн и Самуил Апштейн.
Купец Апштейн был создателем общества «Т. Апштейн и сыновья», владельцем нескольких лесопильных заводов и председателем правления южнорусского общества «Арматур».
|
|
|
Доходный дом Красовской с чудесным панно, которого, увы, не видно( |
Табачная этикетка братьев Коген |
Рядом с фабрикой жил и один из братьев, Моисей. Этого дома уже нет |
|
|
|
Дом Рахили Майкапар |
Рахиль торговала ювелирными изделиями, может отсюда и такая тяга к декору |
|
|
|
|
Здание общества "Работник", 1896 |
Бывшая мебельная фабрика Кимаера |
|
Здание общества "Работник" (Городецкого, 11) было возведено в 1896 г. по проекту архитектора, чье имя носит улица сегодня. Интересно оно тем, что здесь разместил свою контору по продаже сельхозтехники еврейский купец Борис Гронфайн, и здесь по работе стал часто появляться молодой человек, чей отец держал склад сепараторов в Одессе - Исаак Бабель. Закончилось это тем, что Бабель сбежал с дочерью Гронфайна, Евгенией, которая в него влюбилась. Сбежал, поскольку купец был категорически против неравного, как ему казалось, брака; помирился он с дочерью и зятем уже в советское время, после того, как Бабель получил известность в качестве писателя...
В этом квартале между Лютеранской и Шелковичной вообще целая коллекция особняков еврейских магнатов. Так, на Грушевского, 22 расположен небольшой, но невероятно красивый дом врача Якова Полякова. Он происходил из известного рода, учился в Московском университете, а в Киеве получил врачебную практику и удачно женился на дочери сахарного магната Льва Бродского, Кларе.
Супруги сначала проживали в особняке Бродского на улице Катериненской, 9 (современная улица Липская), а в 1910-х годах переехали в новый особняк, хотя кабинет для приемов Поляков оставил в особняке тестя, и потому во всех адресных книгах его адресом была улица Катериненская, 9.
Яков Поляков был попечителем Киевской еврейской больницы, принимал участие в семейном бизнесе семьи Бродских, входил в состав директоров общества мельницы «Лазарь Бродский». После приобретения участка на ул. Грушевского Поляков решил снести существующий старый дом и возвести новый, который был бы похож на Мариинский дворец. Проект особняка выполнил известный еврейский архитектор Федор (Файвель) Абрамович Троупянский.
Рядом, на Грушевского, 20, стоит более скромное здание - особняк сахарозаводчика, известного мецената Маркуса Ионовича Зайцева. Автором этого проекта был киевский архитектор Владимир Николаев.
Семья Зайцевых переехала в Киев из Канева в 1860-х годах, а в 1869 году Иона Зайцев становится купцом 1-й гильдии. Зайцевы быстро вошли в киевский истеблишмент. Сын Маркуса Иона Зайцев основал хирургическую больницу на улице Кирилловской, другой сын, тоже Маркус, был заместителем председателя общественного собрания «Конкордия», которое возглавлял Лев Бродский.
Зайцевы жили в особняке до 1918 года и выехала в Одессу, оставив дом со всей мебелью и взяв с собой только драгоценности. С 1919 года бывший особняк Зайцевых заняло консульство Китая, из-за чего дом избежал разгрома во время беспорядков и смены власти.
|
|
|
Особняк Якова Полякова. Фото Rasal Hague, Википедия |
Особняк Маркуса Зайцева. Фото Wadco2, Википедия |
Особняк семьи Ивенсен |