Еврейские архитекторы Харькова

От 19 века до наших дней

Александр Гинзбург

В 1876 году в состоятельной еврейской семье Марка Давидовича Гинзбурга,  санитарного врача, доктора медицины, почетного гражданина Славянска, родился Александр Гинзбург – будущий инженер и один из самых выдающихся архитекторов в истории города Харьков.

Через год после рождения Александра вся семья переехала в Харьков. Там будущий архитектор окончил сначала 3-ю харьковскую мужскую гимназию, а потом физико-математический факультет харьковского университета. Кроме того, Александр изучал математику в Берлинском университете.

У Александра Гинзбурга было освобождение от армии из-за близорукости, поэтому он мог всецело посвятить себя своему любимому делу. Благодаря знаниям иностранных языков и финансовой поддержке родителей, Александр имел возможность побывать в 13 европейских странах, где он увидел различные мировые шедевры зодчества, что потом нашло отражение и в его творчестве: несмотря на то, что архитектор проектировал здания во множестве стилей, самым любимым для него оставался – модерн.
Александр Гинзбург
Получив высшее образование, Гинзбург берется строить свой собственный дом рядом с родительским – в переулке Грабовского. Там он открыл впоследствии свою строительную контору под названием «Железобетон». Четырехэтажное здание изначально имело лифт, что было большой редкостью для того времени, и было декорировано звездами Давида. Во время революции в этом доме располагалось министерство сельского хозяйства. Позже дому Гинзбурга харьковчане дали название «Золотая рыбка» – морские мотивы также присутствовали в декоре дома, а еще здесь долгое время находился магазин, торгующий живой рыбой.
Контора Гинзбурга достаточно быстро стала известной, а заказы в нее начали поступать со многих городов страны. Архитектор застроил немалую часть центра дореволюционного Харькова. Так, в 1909-1912гг. Александр Маркович спроектировал и построил дом еврейского благотворительного общества. Средства на строительство дал меценат – табачный фабрикант Пейсах Бурас, по другой версии – картонные фабриканты Гофман и Деуль.

Дом привлекает внимание своей асимметрией: по центру расположена башня, внутри имеются два холла и два черных выхода, а общий стиль близок к средневековому. Говорят, что некоторое время до наступления советской власти, в помещении особняка располагался бордель. Сейчас здесь находится Дом художественного и технического творчества профтехобразования, а в подвальном помещении – ночной клуб.



Звезды Давида и рыбы на доме Гинзбурга
Дом еврейского благотворительного общества
В дореволюционный период Александр Гинзбург создает немало уникальных проектов: особняк шведского консула Адольфа-Густава Мюнха, дворец с садом для болгарского царя Бориса, а также уникальное сооружение Клуба еврейского общественного собрания, имеющее плоскую железобетонную крышу, в Екатеринославе.

Особняк консула через какое-то время оказался в собственности профессора клиники акушерства и женских болезней Павла Мухина. Во времена «перестройки» здание прозвали «чайным», так как в нем разместился дом чая «Камелия». И хотя такого магазина там давно уже нет, этот особняк с его красивыми окнами и ажурной лепниной на них, заметно выделяется на фоне современных построек.

Еще одной из ранних работ архитектора стал так называемый «Пряничный домик». На первом этаже этого необычного здания находились молочный магазин и пивная, свидетельством чему являются сохраненные во время реставрации соответствующие вывески. Подъезд дома отличается наличием огромного числа декоративных элементов, а также уникальной лестницей, каждую ступень которой Александр Маркович рассчитывал индивидуально. Фасад здания настолько красочен и изыскан, что и впрямь напоминает пряник.

В 1916 году усилиями Гинзбурга и землемера Н. Жаврида был составлен подробный план Харькова, тираж издания которого составил 1 тыс. экземпляров.
Когда началась революция, у Александра Гинзбурга отобрали собственность, и ему пришлось уехать в Ростов-на-Дону, чтобы не быть репрессированным. Там он занимался преподавательской деятельностью, а потом восстанавливал Донбасс.

В Харьков ему удалось вернуться только в 1924 году. Вернувшись, он активно погрузился в промышленную архитектуру: реконструировал фабрики и предприятия легкой промышленности. В 30-х годах прошлого века, когда конструктивизм, основоположником которого был Гинзбург, оказался под запретом, архитектор снова занялся преподавательской и научной деятельностью. Александр Маркович получает звание профессора. В это же время, благодаря прекрасным знаниям в математике, его часто приглашают для проектирования акустических систем в различных домах культуры.

Во время Второй мировой войны Александр Гинзбург был эвакуирован в Тбилиси, а когда вернулся в родной Харьков, был шокирован, узнав, как зверски нацисты расправились с еврейским населением города. Как раз в то время шел процесс создания государства Израиль, и эта идея очень вдохновила архитектора. Он возобновил свою преподавательскую и научную деятельность, а параллельно прикладывал усилия к возрождению еврейских национальных традиций. Гинзбург активно включился в создание местной еврейской общины.

Целеустремлённость еврейского архитектора позволила ему добиться выделения помещения под общину, а самого Гинзбурга, что было предсказуемо, избрали председателем еврейской общины Харькова.

К сожалению, гонения на евреев, которые начались в послевоенные годы, не обошли стороной и Александра Гинзбурга, хотя он был к тому времени уважаемым человеком – заслуженным архитектором Харькова. Советские власти закрыли еврейскую общину, а ее председателя отстранили от всех работ, в том числе запретили заниматься преподавательской деятельностью – объявили ее вредным проявлением сионизма.

Четыре года после этого он провел в нищете, оклеветанный и опозоренный. Оказавшись в полном одиночестве, вскоре он сильно заболел и умер в 1949 году. Тогда его кончины никто даже и не заметил, никто уже не вспоминал про Александра Гинзбурга. И только через несколько десятилетий, в 70-х годах, снова заговорили о заслугах неординарного архитектора и осознали, какой вклад он внес во внешний вид города, и что его идеи актуальны и в наши дни.
«Пряничный домик»

Автор: Адель Кернес

 

Фото: Евгений Шнайдер

Виктор Эстрович

В 1882 году в Ковенской губернии Российской Империи в еврейской семье родился Виктор Абрамович Эстрович, вошедший в число самых выдающихся архитекторов Харькова.

Виктор Эстрович окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1907 году. Его первым – и неожиданным – успехом стал проект отделениея Санкт-Петербургского коммерческого банка в Екатеринославе (совр. Днепр). Неожиданность заключалась в том, что проект Эстровича даже не принимал участия в конкурсе, но был выбран правлением банка вместо победивших работ столичных архитекторов.

В 1912 году Эстрович переехал в Харьков, где уже был знаменит другой еврейский архитектор – Александр Гинзбург. В отличие от старшего коллеги, мастера модерна, Эстрович начал создавать свои первые работы в стиле неоренессанса. Все здания мастера отличаются монументальностью, масштабностью, а также выразительностью элементов фасада. Архитектор любил использовать в своих работах различные стили и художественные элементы. Эстрович проектировал, в основном, доходные дома и медицинские учреждения, которые стали истинным украшением Харькова. Однако Виктор Абрамович создал и несколько жилых домов, также ставших городскими памятниками архитектуры.

Среди таких домов – особняк Г. Гольберга. Эстрович построил его в 1913 году. В особняке поселился Григорий Осипович Гольберг – председатель купечества первой гильдии. Дом в стиле модерн до сих пор сохранил свой свежий и чистый вид, и складывается такое впечатление, что он не подвластен времени. Верх особняка включает элементы готики, а внутри царит атмосфера средневековья. В свое время в этом доме находился и штаб Воронежского полка 31 дивизии. Сейчас здание является собственностью управления санэпидемстанции.
Осбняк Гольберга
Еще одним заметным произведением Эстровича стал так называемый дом Мошкевича. Это шестиэтажное здание было построено за 4 года (с 1910 по 1914гг). Дом спроектирован в стиле неоренессанса и имеет характерный размашистый вид. Два нижних этажа представляют собой грандиозный цоколь, который соединен с тремя верхними этажами колонами коринфского ордера. Интересно, что крыша здания абсолютно плоская. Мимо этого здания невозможно пройти мимо и не остановиться: оно гармонично сочетает себе элементы древности и настоящего.

А вот созданию доходного дома братьев Кац Виктор Эстрович уделил, вероятно, наибольшее внимание. Этот проект считается одним из самых интересных среди всех работ архитектора. Причем вся эта причудливость здания практически круглый год скрывается за густыми деревьями. Эстрович включил в оформление здания неимоверное количество различных мелких деталей и узеньких декорированных элементов, все из которых подобраны с большим вкусом и изяществом. Здание состоит из пяти этажей. На протяжении многих лет в одной из квартир дома проживала известная династия дрессировщиков Дуровых. И не удивительно, так как неподалеку от дома располагался старый цирк.
Дом братьев Кац
Одной из видных работ Виктора Эстровича в соавторстве с другим архитектором (в данном случае, Александром Васильевичем Линецким) стало здание Второй городской клинической больницы. Оно было возведено в 1927 году, и в нем, кроме поликлинического отделения, находилась организация дворца санитарной культуры города Харькова. Здание, как и предыдущее, выполнено в стиле ар-деко.

Еще одним знаменитым «детищем» еврейского архитектора является дом «Красный банковец». Дом высоко оценят любители укромных мест. Пятиэтажный дом оформлен в стиле модерн с элементами украинского барокко. Автору таки удалось воплотить необычную задумку в жизнь: особенно это ярко выражено в балконах и эркерах. Сама структура фасадов отличается немалой сложностью, которая, при этом, сумела сохранить пластичность изгибов.
«Красный банковец»
Стоит отметить, что деятельность Виктора Эстровича не ограничивалась архитектурой. Он активно принимал участие в общественной жизни города. С 1914 года Эстрович являлся действительным членом Харьковского литературно-художественного кружка под руководством художника С. Васильковского. Члены кружка часто организовывали в Харькове бесплатные художественные выставки. Кроме того, литературно-художественный кружок содействовал открытию Харьковского художественного училища.

Уже после революции Виктор Абрамович занял должность главного архитектора Харьковского областного отделения Госбанка, а также главного архитектора Гражданского отдела Проектного института.

Когда началась война в 1941 году Эстрович не смог эвакуироваться по состоянию здоровья: он с трудом передвигался из-за болезни ног. Виктора Эстровича и его жену фашисты расстреляли в декабре 1941 года вместе с другими евреями Харькова в Дробицком яру.

В 2015 году усилиями руководителей Харьковского музея Холокоста и Харьковского областного комитета «Дробицкий яр» на доме «Красный банковец» по ул. Алчевских, 6 была установлена мемориальная доска Виктору Эстровичу. В этом доме Эстрович прожил с 1928 по 1941 годы. К сожалению, нет ни одного фотоснимка архитектора, поэтому на памятной доске пришлось изобразить эскиз его портрета.
Мемориальная доска, посвященная Виктору Эстровичу
Надо сказать, что согласие на установку мемориальной доски на фасаде здания дали все жильцы дома. Одной из таких жильцов является Светлана Деева, которая проживает в нем с 1943 года – сразу по возвращении ее семьи из эвакуации. Как вспоминает Деева, она поселилась изначально в полупустой дом, но вскоре она стал заполняться исключительно известными учеными, в частности там почти 30 лет проживал физик, академик АН УССР Борис Веркин. Дом Эстровича получил прозвище «профессорятник», так как практически во всех его квартирах проживали профессора.


Продолжение статьи в разработке

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine