Острог
Ровенская область
|
|
|
|
Луцкая надвратная башня, XV - нач. XVI вв. |
| А кто же тогда живет в большом окне? Страшно подумать |
Татарская надвратная башня |
|
|
|
|
|
|
Достаточно серьезное и пугающее врагов слово острог означает укрепление, состоящие из забора с острыми кольями на конце. На них было удобно сажать неприятелей в те давние времена, когда на территории современной Украины, более 900 лет назад, возник населенный пункт с таким "острым" названием. Ныне это город в Ровненской области.
Острог впервые упоминается в Ипатиевской летописи в 1100 г. как владение князя Давида Игоревича.
С именем первого исторически известного князя династии Острожских — Данила (умер около 1386 г.) связывают строительство в 3-й четверти XIV века старейшей в Остроге каменной башни — «Вежи Мурованой» (донжон замка Острожских).
В 1576 г. князь Василий-Константин Острожский основывает первое на территории восточной Европы высшее учебное заведение — греко-славяно-латинскую академию (Острожская школа), и в 1577 г. с Иваном Фёдоровым основывают типографию. Иван Фёдоров переезжает в Острог, где печатает «Букварь», а в 1581 г. — первую Библию церковно-славянским языком (Острожская Библия)
В 1795 г. Острог получает статус города.
Евреи, видимо, поселились в Остроге в 1-й половине 15 в. Наиболее ранние еврейские захоронения относятся к 1445 г.
Документальные свидетельства о евреях Острога датируются 1495 г. Указ об изгнании евреев из Литвы коснулся и евреев Острога, однако в 1503 г. им было разрешено вернуться. В 1536 г. король Сигизмунд I вынес постановление, определившее налоги, которые должны были платить евреи Острога.
В 16–1-й половине 17 в. многие евреи Острога вели торговлю с Валахией, поставляя одежду и другие товары в обмен на крупный рогатый скот. Они также вывозили из Польши в Данциг лес, воск, поташ, кожи, кожаные изделия. Успешная торговля привела к быстрому росту численности еврейского населения Острога. Община стала одной из самых крупных на Волыни и была представлена в Вааде четырех земель.
Евреи жили в особом квартале — гетто. В 1603 г. в Остроге насчитывалось 73 еврейских дома, 50 из них находились на Старожидовской улице. В середине 16 в. в Остроге была построена каменная синагога.
В начале 17 в. продолжался быстрый рост численности еврейского населения. Во время хмельнитчины еврейская община Острога была уничтожена. В 1648 г. было вырезано 600 евреев, в феврале 1649 г. — 300. Большая синагога была превращена в конюшню, дома евреев были разрушены до фундамента, так как казаки и местные мещане искали клады, якобы зарытые евреями.
Еврейская община Острога не скоро оправилась от последствий страшной резни. Так, в 1660 г. в городе насчитывалось лишь пять домов, принадлежавших евреям. Но в 1666 г. в Вааде четырех земель вновь появился представитель Острога. В 1678 г. сейм Польши решил помочь «разрушенному до основания и сровненному с землей» городу, подтвердив привилегии, предоставленные польскими королями мещанам Острога — как христианам, так и евреям.
|
|
|
|
Оборонная синагога Острога, 15-16 вв. |
В 2012 состояние здания было не очень |
|
|
|
|
|
|
|
| Предвоенные фотографии |
Интерьер синагоги. Фото экспедиции Ан-ского, 1912 |
|
|
|
|
Бима и Арон Кодеш Острожской синагоги. Фото экспедиции Ан-ского, 1912 |
На этой и предыдущей фотографиях видно висящее на цепи ядро |
Фото sztetl.org.pl |
|
|
|
|
|
Фото sztetl.org.pl |
Семья раввина. Фото экспедиции Ан-ского, 1912 |
Панорама с синагогой на заднем плане |
Синагога в процессе восстановления, 2019. Фото Ukrainer |
В середине 17 в. гайдамаки пытались устроить погром в Остроге, однако евреев защитили жившие в городе татары. В течение долгого времени евреи Острога в память об этом дне читали пиютим и молитвы в главной синагоге.
Город пострадал и в 1792 г., во время его осады русскими войсками. Польские войска отступили, но россияне приняли синагогу, в которой прятались острожские евреи, за крепость с польским гарнизоном, и обстреливали ее из пушек. Согласно легенде, ядра, залетавшие внутрь здания через окна, чудесным образом застывали в воздухе и не взрывались. На третий день обстрела храбрец по имени Элиезер сумел выбраться из синагоги и показал царским войскам брод через реку Вилия (мост разрушили поляки перед отступлением), после чего они оставили Острог в покое. В память о чуде в стене синагоги не заштукатуривали следы от ядер, а одно ядро повесили внутри здания на цепи. По одной из версий эта цепь была золотой. В память о счастливом избавлении в синагогах Острога читалось описание этого события (Мегиллат Таммуз).
В 1765 г. в Остроге проживало 1777 евреев, владевших 415 домами, в 1784 г. — 1123 (323 дома), в 1787 г. — 1829 (282 дома).
В 16–18 вв. Острог стал крупным центром еврейской учености. В городе функционировала одна из самых знаменитых в Польше иешив, которую возглавляли выдающиеся раввинские авторитеты. В 16 в. главными раввинами Острога, руководителями иешивы были: Калонимус бен Яаков Хаберкастн, Шломо бен Иехиэль Лурия, в 17 в. — Иешаягу бен Аврахам га-Леви Горовиц, Шмуэль Элиэзер бен Иегуда га-Леви Эдельс.
По свидетельству Н.Ганновера, Острог был «великим городом ученых и писателей». Со 2-й половины 18 в. город стал одним из крупнейших центров хасидизма. Раввином Острога был ученик рабби Исраэля бен Элиэзера Баал Шем Това рабби Меир Маргалиот (умер в 1790 г.)
|
|
|
|
Бывший дом еврейского врача Шейнфайна. Фото artemco.livejournal.com |
Один из самых красивых особняков в центре |
Местечковая застройка |
Дом в районе синагоги |
|
|
|
|
Рынок в Остроге, 1900 г. |
| Пара польских открыток |
|
|
|
|
|
Старые дома Острога. Фото Э.Маюк |
|
|
|
|
|
|
Керамическая плитка с надписью на иврите, местный музей |
Посуда с ивритскими надписями в музее |
План штетла - еврейского квартала |
С 1793 г. Острог — в составе России. В 1797 г. в Остроге и в уезде проживали 133 купца-еврея и 1624 еврея-мещанина; в 1803 г. — 45 купцов-евреев, 2161 еврей-мещанин. В 1847 г. — 7300 евреев, в 1897 г. — 9208.
В конце 19 в. в Остроге действовали три синагоги и 19 молитвенных домов. В 1910 г. — казенное одногодичное начальное еврейское училище с ремесленным отделением, талмуд-тора, частное еврейское мужское училище.
В 1920–39 гг. Острог — в составе Польши. В 1921 г. численность еврейского населения города составила 7991 человек (при общей численности горожан — 12 795), в 1939 г. — 10 500.
После присоединения города к Советскому Союзу в 1939 г. все еврейские учреждения были закрыты. Весной 1940 г. многие еврейские семьи были высланы из Острога в отдаленные районы Советского Союза.
После начала советско-германской войны многие представители еврейской молодежи были мобилизованы в Красную армию. Некоторому количеству евреев удалось бежать из Острога.
Немецкие войска оккупировали город 3 июля 1941 г. Еврейское население Острога в это время составляло 9,5 тыс. человек.
4 августа 1941 г. в лесах под городом было уничтожено три тысячи евреев, во время следующей акции 1 сентября в лес возле г. Нетешин Хмельницкой области было вывезено и убито еще 2,5 тыс. человек.
В Остроге был создан юденрат, который возглавил А. Комедант. В гетто действовало еврейское подполье. Получив сообщение, что немцы готовят очередную акцию, 800 евреев бежали в леса. Акция состоялась 15 октября 1942 г: в окрестностях города было уничтожено около трех тысяч человек — все оставшиеся в Остроге евреи. Большинство бежавших погибло от рук украинских крестьян или отрядов украинских националистов. Тем, кто выжил, удалось создать несколько партизанских отрядов — под командованием Х. Каплана, М. Трейбермана и П. Эйзенштейна.
Небольшое количество евреев вернулось в Острог после освобождения города 13 января 1944 г. в составе партизанского соединения. В скором времени почти все вернувшиеся уехали в Польшу, а оттуда в Эрец-Исраэль и другие страны. По состоянию на 2015 г. в городе проживало несколько евреев.
В 2016 г. по инициативе местного жителя Григория Аршинова было начато восстановление полностью разрушенной острожской синагоги. По состоянию на 2020 г. Наружные работы были близки к завершению.
|
|
|
|
Старое еврейское кладбище. Фото 2012 года |
В советское время кладбище снесли, на его месте разбили парк |
Надгробные стеллы были вывезены для использования в строительстве какого-то объекта |
Объект не построили, а плиты уже в наше время вернули назад и сложили в парке |
|
|
|
|
Восстановлено кладбище через несколько лет меценатами из США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Огель над могилой рабби Шмуэля Элиэзера Эйдельса (Махарша), раввина Острога |
р. Шмуель Эйдельс - один из самых известных талмудистов своего времени |
|
|
|
|
|
Могила ученика БЕШТа р. Меира Маргалиота |
р. Яаков Йосеф - один из хасидских лидеров Острога |
Быд учеником р. Дов Бера - Маггида из Межирича, духовного наследника БЕШТа |
|
|
|
|
Братские могилы в лесу возле города |
| Братская могила возле города Нетешин |
Источники:
Shtetl Routes Ostrog
Журнал "Семь искусств". Блог Михаила Носоновского Невероятная находка в Остроге
Фото:
Урок истории О трёх памятниках жертвам Холокоста
Ukrainer Синагога в Острозі. Відновлення руїни
Евгений Шнайдер
В городе сохранился построенный Острожскими замок, в котором сегодня располагается исторический музей. Есть много интересных экспонатов, в т.ч. и связанных с еврейским прошлым Острога.
|
|
|
|
На этом рисунке от церкви остались только руины |
А здесь она уже целая |
Башня замка |
И еще одна |
|
|
|
|
Та самая церковь |
|
|
|
|
|
|
|
| В музее |
|
|
Эпитафия на мацеве, перевод Михаила Носоновского:
Длань свою она открывает бедному, и руку свою нуждающемуся п[одает] (Притчи 31:20)
Среда, н[овомесячье] Ут[ешитель-]А[в] [5]658 (=20 июля 1898)
Здесь покоится женщина достойная,
скромная и добропорядочная, госпожа Двойра.
Плач во граде, стенания на площадях,
все улицы слезами окроплены.
От всех проходящих слышен стон.
Двойра умерла, символ праведности.
Жена доблестная многими трудами (ср. Притчи 31:10, 2 Кн Царств 23:20).
Мать по милости своей для бедных и обездоленных.
Имя ее прославилось ее добрыми качествами.
Подобна Дворе-пр[орочице], жене Лапидотовой (Кн. Судей 4:4).
Дочь хасида, одного из общины возвышенных (ср. Талмуд, Сукка 45б «Видел я членов общины духовно возвышенных, и их мало»)
р[еб] Якова Йошуа, потомка [колена] левитов,
Гурвица по семье дома отца ее.
Внучка гаона чудесного и [автора книги] «Дом Эфраима» [=р. Эфраима-Залмана Марголиса (1762 – 1828)]
Душа ее да будет завязана в узле жизни (ср. 1 Кн Царств 25:29).
Аминь.
—————————-
Примечание: в оригинале строки попарно зарифмованы примитивными грамматическими рифмами.
В 1912 г. Соломон Юдовин в составе экспедиции Ан-ского сделал фртографию мацевы и мастера-резчика. Эта мацева сохранилась, ее можно увидеть на отреставрированном кладбище. Интересно, что она была идентифицирована только в 2020 году, исследователем Александрой Фишель.