Томашполь

Винницкая область

    Косвенным указанием на воз­можное проживание евреев в Томашполе в первой половине XVII в. является свидетельство еврейско­го юноши, бежавшего от казаков из Комаргорода в Тульчин, записан­ное в респонсах львовского равви­на Авраама Коэна Раппопорта.

   Упоминания о Томашполе в до­кументах эпохи хмельнитчины крайне редки: по-видимому, город был разрушен уже в первые меся­цы восстания (в военных донесени­ях гораздо чаще упоминается нахо­дившаяся в нескольких километ­рах от Томашполя ниже по течению Русавы неприступная крепость Стена). После подписания Зборовского договора в 1649 г. Томашполь остался под казацким управлени­ем на территории Брацлавского полка. Трудно предположить, что­бы кому-либо из оставшихся в го­роде евреев удалось пережить эти кровавые годы.

   Томашполь начал заселяться и отстраиваться заново в первые де­сятилетия XVIII в., когда в край, опустевший за десятилетия войн и турецкой оккупации, вернулись его польские владельцы. На городских руинах быстро выросло еврейское местечко. Перепись 1765 г. насчита­ла 108 домов, в которых прожива­ло 446 евреев. Общая численность общины, включая евреев семи близлежащих сёл, составляла 531 человек.

   В 1827 г. в этом небольшом местечке было всего два купца, имевших гильдейское звание: Абрам-Вольф Дубчак и Лейб Кауфман, в 1838 г. — тот же Дубчак и Мейлах Гейшман. В 1852 г. здесь было заре­гистрировано 77 семей ремеслен­ников, все они были евреями.

   В 1853 г. по офици­альным данным в Томашполе была каменная синагога и два молитвен­ных дома.
   Местечко Томашполь Брацлавского воеводства, расположенное на высоком мысу у слияния двух не­больших рек и окружённое с трёх сторон глубокими долинами, впервые упоминается в документах 1616 г. Город был назван в честь его владельца, польского канцлера коронного Томаша Замойского (сына Яна Замойского), при котором вокруг города были построе­ны оборонительные укрепления.

   Томашполь упоми­нается в путевом дневнике Ульриха фон Вердума за 1672 г., однако французский дипломат не описал никаких городских строений: возможно, к этому времени от города осталось лишь название да руины.

   При административном делении новообразованной Подольской гу­бернии в 1795 г. Томашполь был включён в Ямпольский уезд.

   Открывшийся в 1873 г. в Томашпо­ле сахароваренный завод (по другим сведениям, этот завод был в 1870 г. приобретён у помещика Феликса Собаньского «Товариществом Тростянецкого сахаро­варенного завода») со временем вырос в одно из крупнейших сахарных производств края. Этот завод, как и многие другие сахароваренные заводы на Украи­не, принадлежал Бродским, одному из богатейших еврейских семейств России.
   Погромная волна 1881 — 1882 гг. непосредственно не затронула ев­реев Томашполя. К 1889 г. число евреев в местечке заметно возрос­ло, достигнув пяти тысяч человек. В Томашполе от­крылось частное еврей­ское училище, библиотека с собранием книг на русском языке, иврите и идише.

   В начале XX века томашпольская община имела в своём составе око­ло шести тысяч человек и владе­ла шестью молитвенными домами. Часть их были клойзами хасидс­ких ребе, другие принадлежали со­обществам ремесленников — мяс­ников, скорняков («кушнеров») и прочих. Массивное двухэтажное каменное здание старинной Боль­шой синагоги стояло недалеко от сахароваренного завода, стены её молельного зала были украшены росписью. Помимо хедеров (кото­рых насчитывалось около десяти) в местечке была талмуд-тора, а так­же два женских и одно смешанное частные еврейские училища.

   В 1919 г., в разгар Гражданской войны, Томашполь, стоявший на пу­ти следования различных воинс­ких частей, не раз подвергался раз­бою и грабежу. В сентябре 1919 г. в течение пяти дней деникинский полк кубанских казаков грабил ме­стечко. Делегация, в которую вхо­дили два еврея и один христианин, безуспешно пыталась добиться приёма у командира полка или ко­менданта местечка.

   В конце февраля — начале мар­та 1920 г. Румыния отказалась про­пустить на свою территорию отсту­пающие части Добровольческой армии. Деникинские войска, прохо­дившие через Томашполь в направ­лении Польши, громили еврейские дома и пытали евреев в поисках ценностей. Солдаты насиловали женщин в присутствии членов их семей, а затем убивали своих жертв. В результате погромов 25 человек было убито, 210 ранено, а местечко подожжено.
Дома на окраине местечка
Дома на окраине местечка
   В июне 1920 г. в округе Томашполя установилась советская власть. В 1923 г. Томашполь стал район­ным центром, в середине 1920-х гг. здесь был образован еврейский местечковый совет. В местечке от­крылись еврейская семилетняя школа (за­крыта в 1937 г.) и детский сад. До 1938 г. в Томашполе существовал еврейский колхоз «Гигант» с жи­вотноводческой фермой на 400 ко­ров. Этот колхоз был одним из самых ус­пешных в области. Наряду с участием еврейской молодёжи в комсомольской организации, в То­машполе до конца 1920-х годов продолжали работу сионисты: в 1923—1924 гг. здесь насчитывалось 15 членов «Гехалуца», организа­ции, готовившей молодёжь к сельскохозяйственному труду в Эрец Исраэль.

   Перед самой войной власти закрыли большую синагогу, минъяны продолжали собираться в частных домах.

   В 1939 г. здесь проживало 1863 евреев (63% населения).
Бывший заезд Еврейские дома у торговой площади
Бывший заезд Еврейские дома у торговой площади
Еще один заезд Характерная черта - деревянная лоджия на втором этаже
Еще один заезд Характерная черта - деревянная лоджия на втором этаже
Современная автостанция Памятник
Современная автостанция Памятник
   В течение месяца, прошедшего со дня объявления войны до начала оккупации, многие еврейские муж­чины были призваны в армию. При подходе немецких частей к Томашполю власти пре­доставили желающим эвакуиро­ваться несколько подвод. Большинство беженцев не смогли уйти далеко и вернулись в местечко, за­став свои дома разграбленными.

   20 июля 1941 г. в Томашполь во­шла немецкая пехотная часть. На­цисты распорядились, чтобы все евреи носили белую нарукавную повязку с нашитой шестиконечной звездой. 25 июля были расстреляны первые шесть евреев.

   По воспоминаниям очевидцев, в, августе в Томашполь прибыл кара­тельный отряд, возглавляемый эсэсовцами. Ранним утром был собран сход представителей украинского населения, с тем чтобы решить воп­рос о евреях. Выступавшие на схо­де, а среди них были известные в Томашполе люди, заявили, что «ев­реев надо уничтожать, как гнилое мясо, поскольку они всегда жили за счёт украинцев». Сход единодушно вынес своим соседям-евре­ям смертный приговор. Приблизительно через час на центральную улицу выбежала старуха-украинка, и закричала во весь голос: «Люди добрые, тикайте, куда ваши бачут, бо вас хотят вбивати!» Но бежать было уже поздно- к еврейским до­мам подъезжали полицейские. Евреев погнали в сторону еврейского кладбища и там расстреляли, слабых и больных убивали лопы­тами. Всего было расстреляно или заживо засыпано землёй 150 евреев (по другим сведениям, было унич­тожено более 240 человек).

   Вскоре после акции уничто­жения Томашполь был включён в Транснистрию — зону румынской оккупации. В декабре 1941 г. окку­пационные власти заставили всех евреев в течение двадцати четырёх часов переселиться в гетто в вос­точной части местечка. Гетто было огорожено колючей проволокой. Евреи расселились в страшной тесноте, по 10— 12 человек в комнате. Старостой гетто был назначен Залман Бронфман, для руководства общиной был избран комитет из 12 человек.
   Власти использовали евреев на тяжелых работах при строитель­стве дорог, в каменоломне, на рас­чистке дорог от снега, колке дров, переноске угля и т. п. По дороге на работы узники обменивали взятые из дома вещи на продовольствие. Обитатели гетто, скученные на ма­ленькой территории и не имевшие права выхода за её пределы, стра­дали от истощения, а также от тифа и прочих инфекционных заболева­ний. По заданию общинного руко­водства женские бригады обходи­ли дома, собирая пожертвования в пользу нищих и больных. Отдель­ные украинцы помогали евреям, передавая им еду через колючую проволоку.

   После Сталинградской битвы в режим гетто были введены послаб­ления, в частности, один раз в не­делю, по воскресеньям, разрешался выход наружу на один час, что позволило узникам обменивать пос­ледние вещи на продукты пи­тания.

   В 1943 г. в гетто нахо­дилось 1128 евреев, в том числе несколько семей из близлежащих местечек Подолии и Бес­сарабии.

   После освобождения Томашполя 16 марта 1944 г. советски­ми войсками здесь оставалось более тысячи евреев.
Памятник на братской могиле, новое кладбище Неподалеку - еще одна могила с памятником-близнецом
Памятник на братской могиле, новое кладбище Неподалеку - еще одна могила с памятником-близнецом
Новое кладбище Это место находится сразу за кладбищем, в низине
Новое кладбище Это место находится сразу за кладбищем, в низине
Старое кладбище на склоне холма
Старое кладбище на склоне холма
   В Томашполе частично сохранилась местечковая застройка 19 - нач. 20 вв. Многие дома перестроены, но за ширмой современных отделочных материалов легко угадывается их еврейское прошлое.
    Для современной сельской застройки таких небольших местечек характерны дома с огражденным двором, огородом или палисадником. Дом в центре еврейского местечка всегда выходил фасадом прямо на улицу, зачастую рядом со входом в жилую часть располагался вход в лавку, или же торговля велась прямо из окна дома, а прилавком служил закрывающий окно деревянный или металлический ставень. Поэтому попытка "одеть" такой дом в забор, адаптировать его под современный стандарт сельской улицы, выглядит несколько неестественно. Особенно это бросается в глаза, если расстояние от дома до ограждения не более полуметра... Но именно эти осколки 19 века и есть изюминка современного Томашполя, то, ради чего сюда однозначно стоит заглянуть.
Томашполь, 2012, 2015


   В послевоенном Томашполе оста­валось значительное число евреев и сохранялись некоторые черты традиционной жизни. Между 1963 и 1966 годами, ког­да Томашполь утратил статус рай­онного центра, начался массовый выезд евреев в более крупные го­рода. Освобождавшиеся дома поку­пали украинцы из окрестных сёл. Тем не менее ещё в 1970 —80-х гг. сотни евреев Томашполя жили в той или иной степени сообразно со старыми традициями.

   На 2012 год в Томашполе проживают несколько евреев.
Что увидеть

- Застройка штетла: улицы Советская, Урицкого, Володарского, Рабоче-крестьянская (названия старые) - район рынка и автостанции;
- Бывший заезд: ул. Урицкого, 2;

Места памяти

- Новое кладбище, братские могилы: координаты 48.5248334, 28.527739;

- Мемориал: за Новым кладбищем. Координаты 48.525913, 28.529437;
- Старое кладбище: недалеко от Нового. Координаты 48.5269224, 28.5303354.
Томашполь в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Томашполь в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;

- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913

Фото:
Евгений Шнайдер

Смотреть все объекты на карте Винницкой области
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект