Шаргород

Винницкая область

Сохранившаяся башня замка Фото П.Жолтовского, 1930 г. На карте Боплана
Сохранившаяся башня замка Фото П.Жолтовского, 1930 г. На карте Боплана
1930 г., фото П.Жолтовского Старинные постройки, возможно, еще турецких времен Шаргород на польской открытке
1930 г., фото П.Жолтовского Старинные постройки, возможно, еще турецких времен Шаргород на польской открытке
Самое интересное из замковых сооружений - жилой дом Яна Замойского, 16 в., ренессанс На территории Украины подобных сооружений больше нет 1930 г., фото П.Жолтовского
Самое интересное из замковых сооружений - жилой дом Яна Замойского, 16 в., ренессанс На территории Украины подобных сооружений больше нет 1930 г., фото П.Жолтовского
Костел Флориана Шарого, 1595 г., барокко
Костел Флориана Шарого, 1595 г., барокко
Николаевский монастырь, 17 - 18 вв. Подземелья Шаргорода.  Фото tapemaker.io.ua
Николаевский монастырь, 17 - 18 вв. Подземелья Шаргорода. Фото tapemaker.io.ua
Шаргород, 2008 г., 2012 г., 2015 г.

Заботясь об укреплении обороны юго-восточных окраин Речи Посполитой, король Стефан Баторий пожаловал в 1579 г. Яну Замойскому, канцлеру и верховному гетману коронному, безлюдную пустошь у границы Подольского воеводства с Брацлавским, между речками Мурашкой и Колбасной. По замыслу короля, здесь следовало возвести укреплённый замок, который смог бы обеспечить защиту края, обезлюдевшего вследствие непрестанных набегов татарских орд. Король освобождал новых поселенцев этих мест от уплаты податей сроком на двадцать лет.
В 1583 г. канцлер Замойский расширил свои владения у восточной границы Подольского воеводства, приобретя у каменецкого епископа Карчмароаскую волость, лежавшую в верховьях Мурашки. На высоком мысу при слиянии рек Мурашки к Колбасной он заложил замок который должен был контролировать издавна существовавшие здесь переправы. В 1585 г. оно получило название Шарый Городок, а весь край, прилегавший к реке Мурашке, стал называться Шаргородской волостью.
Шаргород расположился на перекрёстке важных торговых путей Подольского воеводства.
Польский король Сигизмунд Ш, учитывая стратегическое и тортовое значение шаргородского замка и потребности развития поселения, 26 января 1588 г, пожаловал Шаргороду городские права.

Небольшое приграничное поселение вскоре заняло ключевое положение в обороне края. Помимо Шаргорода, во владении Замойского были и другие приграничные крепости: Рашков, Ямполь, Красное, но именно Шаргород, зна чительно лучше их укреплённый, стал столицей украинских владении канцлера.

В систему оборонительных сооружений города входило здание синагоги крепостного типа. Князья Замойские, имея опыт деловых контактов с евреями, старались, видимо, поддержать разви­тие шаргородской общины: едва ли без их помощи евреи могли возвести столь значитель­ных размеров ка­менное соору­жение уже в 1589 г.,то на юго-восточной окраине недалеко от места впадения Колбасной в Мурашку.

Во время нападения казаков в 1595 г. вся община могла укрыться за двухметровой толщей стен сво­ей синагоги.

В 1640-х годах еврейская общи­на Шаргорода стала одной из са­мых крупных в Подолии: одни авторы упоминают тысячу еврейских домов, другие – триста . Евреи жили компактно на территории Старого города.

В мартирологе уничтоженных в годы хмельнитчины еврейских общин «Тит Гаявен» («Непролазная грязь») вот что рассказывается о шаргородской резне: «И было там около трёхсот богатых домохозяев, с утра до вечера усердно изучав­ших Тору, и были убиты все.»
Вероятно, некоторой части еврея Шаргорода всё же удалось спастись

Между 1672 и 1699 гг. Шаргородская волость вместе со всем По­дольским воеводством принадлежала Османской империи. Занятый турками в 1674 г. Шаргород был назван ими Малым Стамбулом — «Кучук Стамбул». Вероятно, в то же время и евреи стали называть местечко Истамбул Зута — «Малый Стамбул».
Турки заботились о восстановлении городских построек и крепостных сооружений, о заселе­нии города и восстановлении городского хозяйства. Одно из самых красивых его сооружений — сина­гогу — они заняли под мечеть. Известно, что турецкие власти, традиционно терпимые к евреям, предпочитали их полякам и укра­инцам в качестве городского насе­ления, особенно ввиду продолжавшихся в течение 1670-х гг. попыток завоевания города то польскими, то казацкими войсками. Но мы не располагаем сведениями о прожи­вании евреев в Шаргороде в пери­од турецкого управления.
В 1699 г. османы, по условиям Карловицкого договора вынужденные покинуть Подолию, оставили и Шаргород.

Шаргородская община сформировалась заново в первые десятилетия XVIII в.
Известно, что в 1710 г. в Шаргороде уже существовала община, содержавшая своего раввина. В начале XVIII в. евреи, составлявшие, по-видимому, большинство населения, заняли и ведущие позиции в хозяйственной жизни возрождающегося города.

В 1734 г. Шаргород пострадал от погрома, который устроила одна из гайдамацких банд, участвовавших в антипольском выступлении казаков под началом шаргородского сотника Верлана.
Перепись 1765 г., в проведении которой участвовал раввин р. Новах Михалович, зарегистрировала 2219 евреев, приписанных к шаргородской общине — в то время это была самая крупная еврейская община Подолии .
С конца 1730-х гг. евреи Шаргоро­да оказались в сфере непосредст­венного влияния основателя хасидского движения р. Исраэля Баал Шем Това (Бешта), неоднократно приезжавшего сюда с проповедями.
После разделов Польши при об­разовании Подольской губернии Шаргород вошел в её Ямпольский уезд (с 1848 г. — в Могилёвский). Согласно описанию землемера, сде­ланному в 1799 г., в Шаргороде насчитывалось уже 283 еврейских дома, а также в торговых рядах «лавок каменных 36, малых 38.

В 1884 г. купец Б. Сорокер построил каменное двухэтажное здание, верхний этаж которого был пред­назначен для бейт-мидраша, а нижний для талмуд-торы.

В начале 1890-х гг. в Шаргороде открылось частное еврейское училище для мальчиков, где преподавали еврейскую и русскую грамоту, еврейскую историю, Закон Божий, Библию и общие предметы.
Оборонная синагога, 1589 г. Она одна из старейших в Украине Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Оборонная синагога, 1589 г. Она одна из старейших в Украине Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Интерьер, фото П.Жолтовского, 1930 г. Бима, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Интерьер, фото П.Жолтовского, 1930 г. Бима, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Арон Кодеш, фото П.Жолтовского, 1930 г. Панорама, фото П.Жолтовского, 1930 г. Фото m-a-d-m-a-x.livejournal.com
Арон Кодеш, фото П.Жолтовского, 1930 г. Панорама, фото П.Жолтовского, 1930 г. Фото m-a-d-m-a-x.livejournal.com
В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, с общим оживлением экономики улучшилось и положение шаргородской еврейской общины, насчитывавшей уже около 5 000 человек. Евреи держали практически все торговые заведения Шаргорода, им принадлежали четыре аптечных и шесть лесных складов, склад сельскохозяйственных машин и орудий, четыре гостиницы, мёдоваренный завод, мельница в Слободе Шаргородской и типография.

В годы Гражданской войны Шаргород пережил все невзгоды, выпавшие на долю большинства еврейских местечек Подолии. Летом 1919 г. воинские части Директории устроили здесь погром. Со­гласно донесению начальника отде­ла национальных автономий Украинской Народной Республики Е. Бограда от 3 сентября 1919 г. во время погрома в Шаргороде было убито около ста евреев, а многие из спасшихся бегством умерли от голода, спрятавшись за холмами, окружавшими местечко.

Весной 1920 г. в местечке установилась советская власть. В 1923 г., когда Шаргород стал районным центром, в нём проживало всего 2 450 человек (из них 1918 евреев). В 1925 г. здесь был со­здан еврейский местечковый совет делопроизводство которого велось на идише, были организованы различные артели кустарей.
С середины 1920-х гг. вплоть до начала фашистской оккупации в Шаргороде работал еврейский колхоз «Красный пахарь».

В 1930-х гг. власти закрыли од­ну за другой все шаргородские синагоги, миньян стал собираться в частном доме.
Перед войной здесь проживало в 1939 г. 1664 евреев (74% населения).
Шаргород. Гравюра 19 в. Дом с маленькой лавкой. К дому пристроена веранда с разборной крышей - в ней устраивали сукку Стена ратуши с пристроенными к ней лавками. Фото П.Жолтовского, 1930
Шаргород. Гравюра 19 в. Дом с маленькой лавкой. К дому пристроена веранда с разборной крышей - в ней устраивали сукку Стена ратуши с пристроенными к ней лавками. Фото П.Жолтовского, 1930
Фотографии П.Жолтовского, 1930 г. Два заезда на центральной улице. Фото П.Жолтовского, 1930
Фотографии П.Жолтовского, 1930 г. Два заезда на центральной улице. Фото П.Жолтовского, 1930
Оккупация Шаргорода продолжа­лась с 22 июля 1941 г. по 20 марта 1944 г.

Ко времени оккупации в Шаргороде оставалось большая часть еврейского населения. Лишь мужчины призывного возраста ушли на фронт, да отдельные семьи успели эвакуироваться. В общей сложности в оккупированном Шарго­роде оказалось около 1800 евреев. После того как через город про­шли немецкие, венгерские и итальянские воинские части, здесь установился оккупационный режим румынской администрации: Шаргород оказался на территории Транснистрии.

Евреи, собранные в неогороженном гетто на улицах Ленина и Маркса, были обязаны носить жёл­тую нашивку на одежде и пометить свои дома металлическими щитами с изображением шестиконечной звезды. Для проживания евреям было отведено 337 частных домов, в которых имелось, по официальным данным, 842 комнаты. В течение осени сюда были депортировны и размещены в частных домах и нескольких общественных зданиях ещё около 700 евреев из Бессарабии и несколько тысяч – из Румынии. Статистическое обследование, которое евреи провели в Шаргороде в декабре 1941 г., выявило около 7000 человек, проживавших в гетто.

Был создан совет объединённой еврейской общины, который воз­главил Меир Тейч, бывший председатель общины Сучавы; шаргородцев в совете представлял пользовавшийся всеобщим уважением бухгалтер Соломон Шмулевич. Со­вет общины смог оказать помощь и защиту узникам гетто: еврейские активисты из Румынии умели договариваться с румынской оккупационной администрацией, нередко прибегая к взяткам (румынские евреи, депортированные в основном из Сучавы, привезли с собой деньги и вещи). Общинный совет спас многих узников от принудительных работ и депортации в лагеря, он заранее сообщал о возможных облавах, с тем чтобы евреи успевали укрыться в шаргородских катакомбах.
Шаргородское гетто, третье по численности (после Могилёва-Подольского и Бершади) на территории Транснистрии, было известно как самое организованное и надёжное. Многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из зоны немецкой оккупации, нашли здесь убежище.
Совет общины (состоявший из 25 человек) уже осенью 1941 г. провёл самые необходимые мероприятия: открыл пекарню, продавав­шую хлеб по низкой цене, столовую, где кормили супом бедных, и продуктовый магазин. Была организована еврейская милиция, в которую вошли 15 лучших молодых сионистов из румынских евреев во главе с офицером, юристом по образованию, и двое местных евреев.

Крайне высокая плотность населения, недостаток еды, мыла, чистой воды (в местечке было всего четыре колодца, из которых каждый черпал воду своей посудой), дров, а также жесточайшие морозы зимы 1941/42 годов стали причиной эпидемии тифа. Из 27 врачей, бывших в гетто, 23 заболели тифом; 12 из них скончались. Совет общины прилагал все усилия, чтобы противостоять эпидемии: в гетто была открыта аптека, больница, действовала го­родская санитарно-эпидемиологическая станция, было налажено производство мыла, очищены колодцы, отремонтированы электростанция и баня. К апрелю 1942 г. эпидемия тифа угасла.
В течение 1942 — 1944 гг. евреев шаргородского гетто использовали как рабочую силу на строительстве дорог Мурафа —Ярошенка и Сосновка — Жмеринка. Совет общины пытался оказать всевозможную помощь тем, кого отправляли на принудительные работы, обеспечивая их транспортом и жильём. Среди других функций общинного совета были обеспечение безопасности в городе, контакты с румынским оккупационным управлением, как местным, так и центральным, поддержание связи с Комитетом помощи в Бухаресте, с партизанами, ведение разведки. В гетто действовал свои суд, общинная казна, система распределения продуктов и товаров первой необходимости.

Среди советских воинских частей, освобождавших Шаргород 20 марта 1944 г., было подразделение под командованием полковника Штерна и партизанский отряд Шустера.

Шаргородская еврейская община пережила оккупацию, после войны здесь оставалось более тысячи евреев.
В 1987 г. в Шаргороде произошла вспышка антисемитизма. Поводом к тому послужило массовое отравление жителей города тортами местного производства (в результате отравления умер годовалый ребёнок). Руководитель предприятия общепита и его технолог были евреи (их обоих отдали под суд), и в Шаргороде усиленно стал распространяться слух о том, что евреи хотели отравить украинцев. В самом городе и окрестных сёлах нарастали погромные настроения, которые удалось преодолеть не без некоторых усилий. Вскоре выяснилось, что поступившие в общепит для изготовления тортов яйца были заражены сальмонеллезом.

Уникальная оборонная синагога 16в., использовавшаяся в советское время как склад, на сегодня (2012) возвращена немногочисленной еврейской общине, местными энтузиастами и меценатами разрабатывается проект реконструкции.


В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
Фото Е.Шнайдера
Музей еврейского быта Здесь очень много интересных экспонатов
Музей еврейского быта Здесь очень много интересных экспонатов
Шолом-Алейхем. "С ярмарки" Обратная сторона
Шолом-Алейхем. "С ярмарки" Обратная сторона
Еврейские книги в шкафу Мезуза
Еврейские книги в шкафу Мезуза
Моше и Скрижали Завета Махзор на Рош-Ашана и Йом Кипур, отпечатан в Вене в 1916 г. Спальня еврейского дома Молитвенник
Моше и Скрижали Завета Махзор на Рош-Ашана и Йом Кипур, отпечатан в Вене в 1916 г. Спальня еврейского дома Молитвенник
Детские игрушки Книга Ч.Хофмана о Шаргороде Страница из книги Кеара сохранилась, хоть и в таком виде
Детские игрушки Книга Ч.Хофмана о Шаргороде Страница из книги Кеара сохранилась, хоть и в таком виде
Что увидеть

- Синагога: ул. Дзержинского, 2 (старое название). Координаты 48.7317876, 28.0832648;
- Музей еврейского быта (upd: по состоянию на 2018 г. музей не работает, местонахождение экспонатов неизвестно);
- Застройка штетла: улицы Героев Майдана (бывш. Ленина), Свято-Николаевская (бывш. Карла Маркса);
- Огель
шаргородских раввинов Нафтали Герца бен Аарона га-Коена и Авраама бен Меера на старом кладбище: координаты 48.7385417, 28.0851263.

Другие достопримечательности

- Замок, башня, дом Замойского: координаты 48.7332383, 28.0841875;

- Костел Флориана Шарого, фонтан:
координаты 48.736564, 28.0846435.

Места памяти

-
Старое еврейское кладбище (см. выше);
- Новое еврейское кладбище, мемориал погибшим в гетто: за рекой Колбасная. Координаты 48.7425, 28.08805.


Смотреть на карте
Интерьер синагоги сегодня Компьютерная реконструкция Фрагмент Арон Кодеша, фото П.Жолтовского, 1930 г. Светильник, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Интерьер синагоги сегодня Компьютерная реконструкция Фрагмент Арон Кодеша, фото П.Жолтовского, 1930 г. Светильник, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Указатель на 2-х языках: украинский и идиш А был на 3-х. Фото 2007г. Зато ритуальные услуги остались многоязычными Дом Сорокера, фото 1990-х. Его уже нет
Указатель на 2-х языках: украинский и идиш А был на 3-х. Фото 2007г. Зато ритуальные услуги остались многоязычными Дом Сорокера, фото 1990-х. Его уже нет
Бывшая городская ратуша Памятник перед ратушей Дом, когда-то выходивший прямо на центральную площадь Вероятно, это был постоялый двор - заезд
Бывшая городская ратуша Памятник перед ратушей Дом, когда-то выходивший прямо на центральную площадь Вероятно, это был постоялый двор - заезд
Улица Свято-Никольская (она же К.Маркса) - уникальный комплекс еврейской застройки 18-19 вв. Улица начинается со знаменитого "дома тети Клары" Фото дома и его хозяйки, Питербургский институт иудаики, 1990-е Дом и улица на фото П.Жолтовского, 1930 г.
Улица Свято-Никольская (она же К.Маркса) - уникальный комплекс еврейской застройки 18-19 вв. Улица начинается со знаменитого "дома тети Клары" Фото дома и его хозяйки, Питербургский институт иудаики, 1990-е Дом и улица на фото П.Жолтовского, 1930 г.
Жилой дом с пристроенной лавкой. Фото 2008г. А эта фотография 2012г. Лавки уже нет...
Жилой дом с пристроенной лавкой. Фото 2008г. А эта фотография 2012г. Лавки уже нет...
Этого домика тоже уже нет.
Этого домика тоже уже нет.
Лестницу разобрали, теперь в дом сможет зайти только Сергей Бубка Бывший заезд Дом с галереей - классика штетла Бывшая швейная мастерская не развалилась только из-за армопояса, стягивающего здание вверху
Лестницу разобрали, теперь в дом сможет зайти только Сергей Бубка Бывший заезд Дом с галереей - классика штетла Бывшая швейная мастерская не развалилась только из-за армопояса, стягивающего здание вверху
Старое еврейское кладбище
Старое еврейское кладбище
Шатер над могилами раввинов - учеников Баал Шем Това
Шатер над могилами раввинов - учеников Баал Шем Това
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект