Мястковка (Городковка)

Винницкая область, Крижопольский район

Мястковка в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Мястковка в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;

- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913

Фото:
ESJF Horodkivka New Jewish Cemetery
ESJF Horodkivka Old Jewish Cemetery

Смотреть все объекты на карте Винницкой области
Мястковка (Городковка), 2021

Старое кладбище в Городковке
Старое кладбище в Городковке
Мястковка (современное название Городковка, укр. — Городківка, старые названия — Мястовка, Мясковка, евр. Мяскивка), село Крыжопольского района Винницкой области, до 1923 г. — местечко Ольгопольского уезда Подольской губернии.
Село расположено на берегах реки Марковки (старое название «Шумиловка», приток Днестра), от районного центра и железнодорожной станции Крыжополь 17 км.

Мястковка, основанная в конце XVI века, принадлежала польским магнатам Конецпольским и Любомирским, впоследствии она также оставалась частновладельческим поселением. До начала XVIII века Мястковка, вероятно, была весьма небольшим селом: на картах Гильома Боплана (середина XVII в.) такое поселение не обозначено.

Документальные данные о проживании здесь евреев в XVI —XVII вв. отсутствуют, наиболее старые надгробия, сохранившиеся на еврейском кладбище Мястковки, относятся к XVIII в. Во второй половине XVIII века Мястковка становится одним из самых многонаселённых местечек Винницкого повета.

Перепись 1765 г., проведённая при участии местного раввина Меера Гершовича и представителей общинного правления Ноты Хаймовича и Гдаля Ицковича, насчитала в Мястковке более 600 евреев и 138 домов, им принадлежавших. К общине были приписаны и 898 евреев, проживавших в 23 ближайших сёлах.

В 1770-х гг. еврейское население местечка согласно переписям, уменьшилось в четыре раза. Причины столь резкого уменьшения численности общины нуждаются в выяснении. Данные переписей требуют критического к себе отношения ввиду того, что общины, с целью уменьшения налогового бремени, старались скрыть от переписчиков часть своих членов. Помимо учёта этого фактора можно предположить, что ко времени переписи 1776 г. на численности общины сказались эпидемия чумы и нападения гайдамацких банд.

Число евреев, зафиксированное в 1765 г., не восстановилось даже к концу столетия. Катаклизмы, о которых мы не имеем точного представления, подорвали и материальное благополучие общины: в 1797 г. евреи были вынуждены взять в кредит у местного костёла значительную сумму денег — 1200 злотых, долг, который они выплачивали в течение 60 лет.
В 1834 г. в Мястковке вспыхнул острый конфликт между евреями и владельцем местечка помещиком Иваном Ярошинским из-за непомерного повышения всевозможных податей.

В середине XIX века Мястковка была одним из самых крупных местечек Ольгопольского уезда. Еврейская община содержала каменную синагогу и два молитвенных дома с общим числом прихожан 1249.
Все ремесленники Мястковки, общее число которых в 1852 г. составляло 61 человек, были евреями.

О напряжённости взаимоотношений еврейского и христианского населения свидетельствуют аргументы крестьян, обратившихся в сентябре 1866 г. к Ольгопольскому мировому съезду с просьбой снизить выкупные платежи за землю, причитающиеся с них помещику согласно реформе 1861 г.

Основной доход евреев обеспечивали проходившие раз в две недели ярмарки, на которые съезжались крестьяне из многочисленных окружавших Мястковку сёл. Кроме предназначенных на продажу продуктов крестьяне привозили в местечко зерно для помола на водяных мельницах, арендованных евреями.

После прокладки в 1870 г. железной дороги Одесса —Киев многие еврейские купцы переключились на оптовую торговлю зерном и фруктами через ближайшую станцию Крыжополь. Как и в других местечках, не слишком отдалённых от железнодорожных станций, евреям представился ещё один новый род деятельности — извоз.

В результате сильного пожара, случившегося весной 1868 г., в местечке сгорело 14 еврейских домов.
В 1871 г. здесь насчитывалось всего 635 жилых домов.

В 1889 г. в Мястковке было зарегистрировано три еврейских «духовных правления»: при большой каменной синагоге и два при деревянных молитвенных домах.

В начале XX в. евреи открыли в местечке свою школу, организовали кредитное товарищество. Владея шестью десятками магазинов и лавок, евреи держали в своих руках торговлю всеми видами товаров. Среди наиболее зажиточных евреев были владельцы лесных складов, маслобойного завода, магазинов мануфактурных товаров, аптек, постоялых дворов, арендаторы мельниц и трактиров.

Напряжённость отношений между «городским торговым элементом» — евреями — и земледельцами-крестьянами, усиленная неприязнью на национальной почве и тяготами военного времени, иногда разражалась открытым конфликтом.
«1 сентября 1915 г. в 11 часов утра по улицам местечка стали собираться группы крестьянской молодёжи, подлежащей призыву на военную службу. Эти группы вели себя буйно, толкали встречных евреев, а некоторым из евреев наносили побои. В толпе раздавались крики: "Бить жидов!" Около половины второго начался грабёж лавок и избиение их владельцев».
С крушением империи, в период украинской автономии под управлением Центральной рады, Мястковка стала одной из первых жертв погромного движения.
30 октября 1917 г. в м. Мястковке происходил еврейский погром в базарный день, причём проявлено бездействие отрядом казаков, присланных для охраны, но не принявших никаких мер к прекращению погрома и уехавших во время погрома из местечка.

В годы Гражданской войны местечко попеременно занимали австро-венгерские воинские части, подразделения армии украинской Директории, Красной Армии, армии генерала Деникина. В феврале 1920 г. отступающие деникинцы устроили в местечке погром: убили 63-х евреев, а затем подожгли еврейские дома. Помимо регулярных войск в местечко наведывались и крестьянские банды.

Весной 1920 г. в районе окончательно установилась советская власть. В 1923 г. здесь проживало 346 еврейских семей, всего около 1500 человек. Из 360 еврейских домов, бывших в местечке до погромов, уцелело 280. В результате погромов 100 женщин остались вдовами, 25 детей — круглыми сиротами. В местечке открылся еврейский детский дом, принявший на своё попечение 30 детей.

В еврейской семилетней школе с преподаванием на идише в 1923 г. занималось 75 учеников, школе был выделен участок земли в 10 десятин. Несмотря на запрет, наложенный властями на деятельность хедеров, многие семьи продолжали приглашать домой меламедов, а также учили детей ивриту.

В конце 1920-х гг. в ходе подавления частного предпринимательства большинство ремесленников были объединены в артели, к началу 1930-х годов в Мястковке оставалась всего одна частная мастерская с наёмными рабочими.
В конце 1920-х годов был организован еврейский колхоз «Найе лебн» («Новая жизнь»), специализировавшийся на выращивании овощей и фруктов. До наших дней сохранился заложенный этим колхозом фруктовый сад.

Перед войно здесь проживало 832 еврея (16% населения).

В нюне — начале июля 1941 г. из посёлка успели эвакуироваться лишь немногие еврейские семьи. В июле Мястковку заняли немецкие и румынские войска, а в сентябре она оказалась в Транснистрии — зоне румынской оккупации.

В первые дни оккупации нацисты расстреляли семью еврея Мильмана и всех, живших в его доме. Евреев местечка согнали на территорию костёла и избивали в течение дня.
Румынская администрация объявила зоной гетто три центральные улицы, населённые евреями. Гетто огородили колючей проволокой, вне гетто проживание евреев было запрещено, пребывание за оградой гетто разрешалось в течение дня не более одного часа. Несмотря на это, румынские жандармы не позволяли евреям выходить за пределы гетто и появляться на базаре.
В годы оккупации были разрушены синагога и все молитвенные дома, но в гетто продолжалась общинная жизнь.

В 1943 г. румынские жандармы угнали около ста мужчин на работы в село Трехатье.
По рассказам старожилов, перед отступлением румынских войск в марте 1944 г. была задумана акция уничтожения гетто вместе с его обитателями, для чего евреев собрали в помещении так называемой Турецкой тюрьмы (старинное здание, в котором размещается колхозный склад). В последний момент внезапно появившийся немецкий офицер приказал немедленно освободить евреев, а гетто распустить. Как утверждают рассказчики, роль немецкого офицера исполнил еврей-подпольщик, уроженец Крыжополя Владимир Иосифович Кержнер (в 1993 г. проживал в Евпатории).

Евреи села Городковка в большинстве своём пережили оккупацию, в 1950-х гг. здесь была довольно многочисленная община. Но семьи, в составе которых была молодёжь, постепенно переезжали в города.

Ещё в 1970-х гг. в частных домах собирался миньян, там же хранились свитки Торы. В 1980-х годах несколько еврейских семей выехали в Израиль и в США. В начале 1990-х гг. в Городковке при численности населения около 3 500 человек проживало двенадцать стариков-евреев, большинство из них намеревались репатриироваться в Израиль. Старики заботились о поддержании порядка на еврейском кладбище и из своих скудных средств оплачивали работу сторожа.
Новое кладбище в Городковке
Новое кладбище в Городковке
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект