Крыжополь
Винницкая область
|
Крижополь в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 |
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913
Фото:
Евгений Шнайдер
Смотреть все объекты на карте Винницкой области
Крыжополь, 2012
Крыжополь (укр. и евр. название Крижопіль) — посёлок, районный центр Винницкой области, до 1923 г. — село Ольгопольского уезда Подольской губернии.
Посёлок был создан при прокладке железной дороги Одесса — Киев и строительстве на ней железнодорожной станции. Железная дорога прошла по водоразделу Южного Буга и Днестра, образованному цепью холмов — кряжем, с чем связывают происхождение топонима. Расстояние до ближайших железнодорожных станций: Вапнярка (на севере) — 22 км, Рудни-ца (на юге) — 17 км, до ближайших местечек (ныне сёл) Княже 11 километров, Жабокрич — 9 км.
В 1870 г. через станцию Крыжополь началось регулярное движение поездов. Железнодорожный посёлок стал местом перегрузки в товарные вагоны сырья, преимущественно сахарной свёклы, а также перевалочным и торговым пунктом товаров, предназначенных для Ямполя в Приднестровье и Сорок в Бессарабии.
Новые возможности торговли привлекли в посёлок евреев: на рубеже веков около семисот евреев составляли большинство населения Крыжополя, хотя на законном основании им лишь в 1903 г. было разрешено «водворяться» здесь — в «изъятие от действий Временных правил 1882 г.»
В начале века община содержала две синагоги.
В 1907 г. раввином общины стал бывший раввин Терновки р. Шауль Гельман (родился в 1868 г.). Согласно преданию почитаемый всеми раввин благословил отличавшуюся особым благочестием общину Крыжополя, и по этой причине впоследствии здесь не было ни кровопролитных погромов, ни тотального уничтожения евреев во время нацистской оккупации.
В начале века железнодорожный посёлок превратился в относительно крупное местечко, где было 14 улиц и 243 дома. Еженедельно по вторникам на крыжопольские базары съезжались множество крестьян из окрестных сёл и торговые люди из местечек Приднестровья.
Евреи Крыжополя владели более чем тридцатью мастерскими, магазинами, лавками, а также постоялыми дворами и складами леса и керосина. Здесь действовало Общество взаимного кредита. Среди представителей свободных профессий в Крыжополе были евреи врачи, ветеринары, фельдшеры и провизоры.
В годы гражданской войны Крыжополь не раз переходил из рук в руки различных регулярных воинских частей и банд. Согласно рассказу очевидца, одним из полков армии Директории, занявших местечко в марте 1919 г., командовал полковник Годлевский, брат местного чиновника, благодаря которому местечко избежало погрома в 1905 г. Ему, как ранее его брату, удалось предотвратить попытку спровоцировать погром.
В мае 1919 г. Крыжополь был захвачен бандой крестьян, однако евреи, извещённые о подготовке погрома, сумели спрятаться, и бандитам осталось только разграбить их дома и магазины. Банда была выдворена из местечка прибывшим кстати красноармейским бронепоездом.
В августе Красная Армия отступила, и местечко было захвачено очередной крестьянской бандой. Евреи бежали в Песчанку (где 40 из них было убито во время погрома), а 20 человек из тех, кому удалось спастись, погибли впоследствии в самом Крыжополе.
Крыжопольские евреи принимали участие в партизанском движении: одним из отрядов партизан в тылу войск генерала Деникина руководили братья Фалештинские.
В 1920 г. Крыжополь оказался в центре района действий банды Тютюнника, известного своим крайним антисемитизмом. Её разгромом в мае 1920 г. завершилось окончательное установление в этих местах советской власти.
Община Крыжополя без больших потерь пережила оккупацию, в послевоенные годы здесь проживало несколько сотен евреев. В Крыжополь, остававшийся районным центром, переезжали евреи из соседних сёл: здесь были две десятилетние и музыкальная школы, промкомбинат, мельница, элеватор. Евреи работали также в потребсоюзе и в районных административных учреждениях.
В послевоенные годы у общины посёлка был раввин по фамилии Маггид. До середины 1960-х гг. в Крыжополе работал шойхет, миньян собирался вплоть до конца восьмидесятых годов.
В 1992 г. была зарегистрирована еврейская община. Её возглавил Яков Рабин, впоследствии председателем общины стал Исаак Мильман. Одним из членов совета общины стал директор типографии Григорий Фуpep, для собраний и праздников община использовала помещение типографии на Привокзальной улице. В 1998 г. в Крыжополе проживало около 40 евреев.
|
Братская могила румынских евреев |
В течение 1920-х гг. кооперативы вытеснили частную торговлю и ремесленные промыслы: в Крыжополе было создано шесть артелей по изготовлению одежды, обуви, корзин, мыла, безалкогольных напитков.
В 1923 г. Крыжополь с населением около 2700 человек стал районным центром. В посёлке открылась еврейская школа (директор Давид Гоноровский), её закрыли в конце 1930-х гг. «по просьбе родителей учащихся». Многие еврейские дети учились в украинской школе. Отдельные семьи пытались дать своим детям традиционное воспитание, приглашая меламедов на дом.
Большая синагога была снесена, а на её месте построили клуб. Евреи собирались в «малой синагоге» на улице Будгос (Банной улице).
В 1939 г. в Крыжополе проживало 1400 евреев (37% населения).
В результате тяжёлых боёв германские войска заняли железнодорожную станцию Крыжополь 22 июля 1941 г. В посёлке разместилась немецкая комендатура, гражданская власть была передана румынской администрации. Центр посёлка, где раньше находилось местечко, был сожжён из-за подозрения, что в обширных подвалах еврейских домов засели красноармейцы.
Из уничтоженных домов евреи переселились в квартал на улице Будгос, что между двумя водопроводными колонками. В каждом доме разместилось по нескольку семей. Евреев обязали носить нашитую на одежду жёлтую шестиконечную звезду.
Старостой посёлка, как того требовала румынская администрация, был избран Иван Паращук, хозяин мельницы. Ему подчинялась украинская полиция: пользуясь своим положением, он предупреждал евреев о планах оккупационных властей.
Паращук был снят с должности через полгода, и его место занял некто Кравец, по определению старожилов, «отменный негодяй». Администрация использовала евреев на принудительных работах, в том числе очистке выгребных ям, уборке улиц, погрузке леса и т. п.
Летом 1942 г. было создано гетто. Помимо местных евреев, в гетто разместили несколько депортированных из Румынии еврейских семей. «Порядок» в гетто поддерживался украинской полицией под руководством старосты. Узникам гетто помогали многие украинские семьи.
Согласно распоряжению оккупационных властей была снесена остававшаяся в распоряжении евреев малая синагога, центральную улицу замостили надгробными плитами с еврейского кладбища. В 1943 г. в гетто проживало около 1200 местных евреев и 74 депортированных из Румынии.
Крыжополь служил пересыльным пунктом для многих тысяч румынских евреев, депортированных в Транснистрию. Как правило, их размещали в большом здании железнодорожного клуба, где многие из них умерли от тифа. После освобождения Крыжополя от оккупантов 17 марта 1944 г. румынские евреи были перезахоронены на еврейском кладбище.
|
|
|
|
Старые еврейские дома Крыжополя |
|
|
|