Дзыговка
Винницкая область, Ямпольский район
|
|
|
|
Этот пустырь был плотно застроен еврейскими домами. Остались только ступеньки |
Бывший постоялый двор или магазин, разделенный на 2 дома |
| Аптека и здание советских времен, тоже уже никому не нужное |
|
|
|
|
Дом на торговой площади |
Его двери - настоящий шедевр |
Заброшенные еврейские дома на главной улице местечка |
|
|
|
|
|
Такой "урбанистический" пейзаж характерен для всех бывших еврейских местечек Подолья |
|
|
|
Дзыговка, 2012
Поселение Дзыговка известно с начала XVIII в., в 1787 г. оно получило от короля Станислава Августа статус местечка и привилегию на проведение регулярных ярмарок. В это время здесь уже проживало несколько еврейских семей.
В конце 1780-х гг. евреи Дзыговки были приписаны к ямпольской общине, а в 1790-х — к общине Мястковки.
В середине XIX в. согласно официальным данным 1853 г. в местечке существовали синагога и «молитвенная школа» (всего 1056 прихожан). В 1845 г. здесь действовали шесть хедеров первой ступени (всего 88 учеников) и шесть — второй (более 30 учеников). В 1852 г. в Дзыговке было 35 евреев-ремесленников с общим оборотом капитала 1500 рублей в год.
В 1871 г. здесь числилось 1510 жителей, приписанных к торговому сословию (в основном евреи) и 2 640 — к сельскому; всего в местечке было 721 домов.
В 1889 г. община в составе 1007 человек содержала три синагоги, называвшиеся «Шул», «Бейс-Гамидраш» и «Клауз».
«Клауз» располагался в доме, считавшемся собственностью не общины, а частного лица, и подлежал соответствующему налогообложению. В 1899 г. в связи с предъявлением формальному владельцу здания иска об уплате налога община обратилась к губернскому начальству с просьбой покрыть «казённые взыскания из остатков местного коробочного сбора». Это аргументировали тем, что здание «Клауза» строилось на общественные средства и с самого начала было предназначено для синагоги.
По свидетельству современника, в конце 1880-х гг. «палестинская идея, имеющая целью приучение евреев к производительному труду», нашла своих приверженцев и в этой глухой провинции. В это время в Дзыговке молодые люди из зажиточных семей пытались собрать средства для создания палестинофильской организации.
Источниками дохода основной массы еврейского населения, которую составляли владельцы небольших лавок, ремесленники и мелкие торговцы, являлись ярмарка, проводившаяся раз в две недели, и местный винокуренный завод.
Экономический застой в Юго-Западном крае в 1890-х гг. отразился на материальном положении еврейского населения Дзыговки, частые неурожаи усугубляли положение мелких хлеботорговцев.
В начале XX столетия в Дзыговке было пять синагог и молитвенных домов. Большинство еврейского населения — ремесленники и мелкие торговцы — жили бедно, более зажиточные евреи держали магазины и лавки (около пятидесяти), кроме того аптечные и лесные склады, аптеку и постоялый двор. Евреи служили в банке, лечебнице, на мёдоваренном и винокуренном заводах, управляющие которых также были евреями.
В ноябре 1905 г. в Дзыговке вспыхнул погром, который властям удалось пресечь.
Осенью 1917 г. крестьяне из местечка и окрестных сёл до прибытия войск успели разгромить все еврейские лавки. По поводу этого погрома фракция Бунда в Центральной раде Украины сделала официальный запрос.
В 1919 г. в Дзыговке стояла регулярная часть украинской армии, которая наложила на местечко «контрибуцию», взяв евреев в заложники. Впоследствии местечко неоднократно подвергалось налетам разбойных банд.
В межвоенный период в Дзыговке была открыта еврейская школа, хедер действовал неофициально. По сообщению газеты «Дер Эмес», в начале 1920-х гг. еврейское население Дзыговки на 70% состояло из «торговцев и лавочников», на 30% — из ремесленников-кустарей. К 1922 г. при мерно половина евреев местечка объединились в сельско хозяйственный коллектив. Численность общины на 1923 год составляла 1561 человек.
Перед войной в Дзыговке проживало 858 евреев (12% населения).
Село Дзыговка было оккупировано в конце июля 1941 г. и оказалась на территории Транснистрии. В местечке были размещены около ста евреев, депортированных из Румынии. Было создано гетто. Евреев использовали на принудительных полевых работах, большую их группу угнали в Николаев на строительство моста.
После освобождения Дзыговки весной 1944 г. в общине оставалось несколько сотен человек. В послевоенные годы евреи переселялись в большие города, в селе оставались лишь старики. В частном доме до конца 1980-х гг. собирался миньян.
В 1998 г. в селе проживало 12 стариков-евреев, которых опекала община Ямполя.
Сегодня евреи в Дзыговке не проживают.
Дзыговка - классический пример умирающего местечка. Кое-где еще стоят симпатичные домики, оставшиеся от еврейской местечковой застройки, заброшенные и разваливающиеся. Их участь постигла и двухэтажный универмаг, построенный на бывшей главной торговой площади Дзыговки, и другие здания советской уже постройки - большие, на тот момент современные, но оказавшиеся сегодня ненужными...
От усадьбы Потоцких ничего не осталось, а костел, запечатленный на рисунке Наполеоном Ордой, полностью утратил свой первоначальный облик и абсолютно не похож на грандиозное сооружение, увиденное белорусским путешественником.
|
|
|
Почетный караул возле Дворца Культуры |
На бывшей торговой площади под присмотром Ленина разваливается универмаг |
|
|
|
|
Костел на рисунке Наполеона Орды, 1870-е |
Так он выглядит сейчас |
Местный водопровод |
|
|
|
|
Древнее еврейское кладбище |
|
|
|
|
|
|
|
Братская могила евреев, погибших в гетто |
|
|
|
|
Дзыговка в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 |
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913
Фото:
Евгений Шнайдер
Смотреть все объекты на карте Винницкой области