Джурин

Винницкая область, Шаргородский район

Раньше я не встречал на кладбищах звезду Давида, лежащую на боку А тут вообще стилизация
Раньше я не встречал на кладбищах звезду Давида, лежащую на боку А тут вообще стилизация
Джурин, 2008 г.

   Джурин (старые названия Чурилов, Чуринцы, Джури­лов) — село Шаргородского района Винницкой области, до 1923 г.—местечко Ямпольского уезда Подольской губернии.

   В 1765 г. в Джурине было 35 ев­рейских домов, где жили 84 чело­века, все приписанные к общине Мурафы. По переписи 1775 г. в местечке было евреев: 65 мужчин, 69 женщин, 14 мальчиков, 10 дево­чек, а также помимо членов семей домовладельцев два человека при­слуги.

   В 1852 г. в местечке было 26 ев­реев-ремесленников, продававших продукции в совокупности на 350 рублей в год. В 1853 г. община Джу­рина содержала синагогу и «мо­литвенную школу» (1004 прихо­жанина), раввином общины был р.Меир Глейц. В 1863 г. губернс­кое начальство, выполняя закон об ограничении числа синагог и «ев­рейских молитвенных школ» (на каждые 30 еврейских домов пола­галось не более одной «молитвен­ной школы», а на каждые 80 —не более одной синагоги), пыталось одну из них закрыть.

   В 1871 г. в местечке было в об­щей сложности 292 дома, 1221 жи­тель принадлежал к торговому сословию (в большинстве евреи) и 1454 — к сельскому. В 1889 г. еврей­ская община, насчитывавшая 1320 человек, содержала по-прежнему две синагоги, а в начале XX в. — три. По роду занятий среди евре­ев значительную долю составляли ремесленники, многие евреи рабо­тали на сахароваренном (постро­ен в 1880-х гг.) и кирпичном (по­строен в начале XX в.) заводах. Ев­реи владели всеми (более тридца­ти) лавками, аптекой и аптечными складами, постоялыми дворами (местечко стояло у почтового трак­та Могилёв — Брацлав). Врач-еврей заведовал больницей при сахаро­варенном заводе.
   В годы Гражданской войны джуринские евреи неоднократно под­вергались погромам. Так, в июле 1919 г. военнослужащие армии Ди­ректории взяли в заложники не­скольких евреев, потребовав за них огромный выкуп. В результате учи­нённого при этом погрома было убито около 40 человек. В ноябре 1919 г. деникинский конный полк подверг местечко погрому, оставив 18 убитых, множество раненых, 60 изнасило­ванных, 3 дома, сгоревших вместе с людьми, и ещё 50 подожжённых и частично сгоревших домов. Джу­рин был одним из немногих мест, где украинское население пыта­лось оказать помощь евреям во время погрома, устроенного солда­тами Добровольческой армии.

   При советской власти в 1923 г. Джурин стал районным центром (до 1930 г.). В 1924 г. здесь был ор­ганизован еврейский колхоз под названием «Союз еврейских хлеборобов», куда вошли 50 — 60 се­мей, а в середине двадцатых годов — еврейский сельсовет. С 1935 г. в колхоз стали вступать и украин­ские семьи.
   В начале 1920-х гг. в Джурине была открыта еврейская начальная четырёхклассная школа, она располагалась недалеко от семилетней украинской школы, напротив по­чтового отделения. В школе препо­давали трое или четверо учителей, её директором был Лев Авербух, выпускник Одесского еврейского учительского института.

   Перед Второй мировой войной в Джурине проживало 1027 евреев (19% от всего населения).
   В первые дни войны Джурин под­вергся бомбёжке, в результате ко­торой было ранено и убито около десяти человек, была повреждена «малая» синагога. Крестьяне раз­грабили в местечке склад и ма­газины.
Немецкая воинская часть всту­пила в Джурин 22 июля 1941 г. Ев­реи получили распоряжение обо­значить свои дома шестиконечной звездой и носить специальную по­вязку на рукаве. В праздник Рош-Ашана (возможно, в Йом Кипур) оккупанты вместе со служащими украинской полиции ворвались в «малую» синагогу и избили моля­щихся.

   С установлением режима румынской оккупационной власти в местечке было со­здано гетто, разместившееся в стоявших на холме еврейских домах. В Джурин были де­портированы около трёх с полови­ной тысяч евреев из Буковины, Ру­мынии (из Радауцев), а также из Хотина и соседних с ним бессараб­ских местечек. Среди переселенцев был р.Барух Гагер из «вижницкой» династии цаддиков и его ха­сиды. По распоряжению пользовав­шегося непререкаемым авторите­том раввина Гершеля Коральника местные евреи приняли депорти­рованных в свои дома, а около ты­сячи человек, которым не хватило места, поселились в здании Боль­шой синагоги, в хлевах и складах.

   Буковинские евреи, выгодно от­личавшиеся от местных внешним видом, воспитанием, уровнем обра­зования, были и намного богаче. Около 120 их семей смогли посе­литься вне гетто, дав взятки окку­пационному начальству.
   В совет гетто, организованный весной 1942 г., вошли руководите­ли общины Радауцев. Председате­лем совета был назначен М. Розенраух, оставивший о себе недобрую память, его заместитель М. Кац был реальным руководителем гетто. Со­вет гетто обложил налогами, порой весьма высокими, все доходы евре­ев от ремесла и торговли, а также все денежные суммы, получаемые из Румынии. Была создана еврей­ская полиция в составе 20 человек, суд, больница, аптека, столовая для бедных, основанная р.Гагером, и детский дом для 50 сирот. Больни­цей руководили врачи из числа переселенцев, их квалифицирован­ная работа позволила существенно уменьшить смертность от эпиде­мии тифа среди узников гетто — до 400 человек.

   При помощи взяток руковод­ство гетто смогло добиться отмены многих притеснений и даже дальнейшей депортации. Тем не менее евреев использовали на принуди­тельных работах внутри местечка и на прокладке дорог.
   Между маем и сентябрём 1943 г. четверо бывших студентов, рабо­тавших в больнице гетто, выпуска­ли рукописную газету «Курьер» на румынском и немецком языках. Когда об этом стало известно ок­купационным властям, совет гетто распорядился немедленно прекра­тить её издание.
   В 1943 г. в джуринском гетто на­ходилось около четырёх тысяч ев­реев, из них около тысячи — мест­ных. За годы войны в Джурине погибло около 500 человек — на­именьшее число жертв среди всех гетто Транснистрии. Красная Ар­мия освободила Джурин 19 марта 1944 г.

   С окончанием войны румынские евреи покинули Джурин, в местеч­ке осталось несколько сотен мест­ных евреев. В 1946 г. Джурин на некоторое время снова стал район­ным центром.
   К концу 1980-х гг. в селе среди примерно пятитысячного населе­ния проживало немногим более де­сяти еврейских семей, в 2012 г. — несколько человек.

   В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
   «Руководство юденратов всемерно содействовало профилактическим и санитарным мероприятиям. На территории Транснистрии наиболее эффективно работали медицинские подразделения жмеринского и джуринского гетто. Смертность узников была здесь самой низкой в Транснистрии (лишь 9% от численности еврейского населения). В целом же в условиях гетто уровень смертности узников превосходил в 4-10 раз смертность остального населения…»

   «…Оказание ранее конкретной помощи со стороны евреев своим соседям, например в период голода в Украине, также являлось стимулом для ответных благородных действий. Известны случаи помощи евреям как благодарность за их поддержку в годы сталинских репрессий. Так, украинские жители небольшого села Джурин в Винницкой области решили помочь евреям, которые в годы коллективизации заступились за местного священника.»

   И.Альтман, «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированой территории СССР»
Здание синагоги, фото 1990-х
Здание синагоги, фото 1990-х
Джурин в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Джурин в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913
Источники:
- 100 еврейских местечек Украины: Подолия, вып. 2. Под редакцией В.Лукина. – Спб, 2000;
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
- Холокост на территории СССР: Энциклопедия / Гл. ред. И. А. Альтман. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Научно-просветительный Центр «Холокост», 2009

- Весь Юго-Западный край: справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Типография Л. М. Фиша и П. Е. Вольфсона, 1913

Фото:
Евгений Шнайдер

Смотреть все объекты на карте Винницкой области
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект