Одесса
. Прогулка 5
Улица Еврейская
|
|
|
Дом Шехтера |
Салон "Праведная жена" |
Мемориальная доска Штеренгерца |
Источники информации:
Путеводитель "Одесса", 1900 год. Издание Д.Вайнера
Юрий Парамонов. Об Одессе с любовью. Еврейская улица. ч.1 ч.2 ч.3 ч.4 ч.5
В.Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие
Архитектура Одессы. Archodessa.com
Фото:
Евгений Шнайдер
Где же еще искать еврейские достопримечательности в Одессе? Беглый взгляд на карту дал простой ответ на этот вопрос - конечно же, на улице с соответствующим названием!
Впервые улица под именем Еврейской упоминается в 1824 году. Свое название, как считают исследователи, улица получила от располагавшихся здесь синагоги и еврейских молитвенных домов. Некоторые источники сообщают, что еще в 1795 году в районе нынешней улицы Еврейской была построена синагога, ставшая затем главной. Известен молитвенный дом Погребального Братства, который существовал до 1835 года, первоначально помещаясь во дворе Главной Синагоги в здании, снесённом на основании Высочайше утверждённого плана постройки Главной Синагоги.
В 1908 году улица переименована в Скобелевскую (в честь генерала Скобелева). С 1920 года - улица Бебеля, с 1945 года - Бадаева, затем снова Бебеля.
С 1994 года снова называется Еврейской.
Улица оправдывает свое название еще на подступах. Недалеко от ее начала, на Канатной, 28, находится дом, в котором с 1891 по 1893 годы жил самый известный еврейский писатель, классик идишской литературы Шолом-Алейхем. Это практически угол Канатной и Еврейской. С него мы и начнем прогулку.
Вывеска на доме №20 привлекла наше внимание издалека. Самой надписи я еще разглядеть не сумел, но шрифт уже говорил о многом. В компьютерной графике он называется "Шалом", и представляет из себя латинские или кириллические символы, косящие под буквы иврита. Вывеска оказалась рекламой салона красоты с ивритским назанием "Эшет хаиль", записанном кириллицей. "Эшет хаиль" - это песня из притчей царя Шломо, переводится как "Праведная жена". В общем, норм название для салона красоты) В углу еще есть арамейская аббревиатура "БСД" - Бэ Сийаата Ди-шмайа (С помощью Небес), говорящая о том, что хозяином салона является религиозный человек.
Сам дом принадлежал Герману Шехтеру. Здесь, кроме квартир, также размещались разнообразные конторы - Торговый дом "Г.М.Гольдман и Ко", магазин осветительных материалов купца 1-й гильдии Израиля Штейнберга, склад железа братьев Саксаганских и другие.
На этом же доме висит мемориальная доска, посвященная доктору медицинских наук Александру Штеренгерцу, который здесь некоторое время проживал.
|
|
Дом, в котором жил Шолом-Алейхем |
Мемориальная доска |
В доме Мурати-Докса по Еврейской, 1 родился и жил до 1904 года Зеев Жаботинский, один из самых выдающихся сионистских деятелей, легенда еврейского народа.
Владимир (Зеев) Жаботинский (при рождении - Вольф Евнович Жаботинский; 5 (17) октября 1880, Одесса - 4 августа 1940, Нью-Йорк) - еврейский писатель, поэт и переводчик, журналист. Лидер правого сионизма, основатель и идеолог движения сионистов-ревизионистов, создатель Еврейского легиона (совместно с И. Трумпельдором) и организаций "Иргун" и "Бейтар"; писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик. Писал на иврите и идише (публицистика), русском (художественная проза, фельетоны, стихи, стихотворные переводы) и французском языках.
В отличие от позиции, принятой руководством Сионистской организации, Жаботинский отвергал предложения комиссии Пиля о разделе Западной Палестины на еврейское и арабское государства и английскую зону. С распространением нацизма, видя угрожающую еврейству Центральной и Восточной Европы опасность, Жаботинский предупреждал о надвигающейся катастрофе и предложил план эвакуации 1,5 млн евреев из Восточной Европы. Однако план был встречен яростной критикой как в сионистских, так и в несионистских кругах.
После начала Второй мировой войны Жаботинский выехал в США с целью привести в исполнение свой план создания еврейской армии, которая сражалась бы против нацистов на стороне союзников. 4 августа 1940 г. Жаботинский умер от разрыва сердца в лагере Бетара около Нью-Йорка.
В написанном им в ноябре 1935 г. завещании Жаботинский просил похоронить его там, где его застигнет смерть, и перевезти его прах в Эрец-Исраэль только согласно постановлению правительства еврейского государства, в скором создании которого он был уверен. Однако лишь в 1964 г. по решению правительства, возглавляемого Леви Эшколом, останки Жаботинского и его жены Иоанны были перевезены в Израиль и похоронены на горе Герцля в Иерусалиме.
В 1997 году на стене дома №1 в память о Зееве Жаботинском был установлен оригинальный памятник-горельеф. В 2020 его украли.
А на месте дома №2а до войны был еврейский музей с мемориальной квартирой Менделе Мойхер-Сфорима.
|
|
|
Зеев Жаботинский |
Дом Докса. Фото Investigatio, Википедия, 2011 |
Украденный горельеф |
На этой улице почти все дома, как оказалось, были связаны с еврейскими владельцами или предпринимателями. Мы пока будем обращать внимание только на наиболее интересные - с архитектурной точки зрения, или связанные с известными жителями/событиями. В противном случае здесь придется провести как минимум пару месяцев :-)
Итак, что там у нас дальше.
Красивый модерновый дом №4 построен в 1910 г. для предпринимателя Артура Топуза. Данных о ого еврейском происхождении нет, но мы помним, что в Одессе жил и работал еврей с такой фамилией - архитектор Генрих Топуз. С большой вероятностью они имели какую-то степень родства.
Также разные источники приводят разные сведения об архитекторе этого здания. Согласно одному, это Маврикий Рейнгерц, согласно другому - еврейский архитектор Моисей Линецкий. Но о нем поговорим позже, возле объектов, где будет уверенность в его авторстве. Таких объектов в Одессе много.
Ничем не примечательный дом №6 вошел в историю грустным эпизодом. «Одесский листок» 18 января 1918 года во время боев в городе с гайдамаками сообщил, что в Еврейскую больницу
«была доставлена учительница одной из женских гимназий Х. Рабинович, 24 лет, смертельно раненная в доме №6, по Скобелевской улице. Рабинович подошла к окну и была ранена пулей в живот. По доставлении в больницу она вскоре скончалась».
Интересно, что под номером 6 числятся сразу 2 дома - старый дореволюционный, в котором произошло описанное выше несчастье, и послевоенный. На втором доме висит охранная табличка, посвященная художнику еврейского происхождения Михаилу Банту (настоящее имя Моисей Банд). Однако Бант проживал здесь в 1910-1930 гг. - очевидно, что табличка ошибочно установлена не на том доме.
|
|
|
Первое собрание Одесского комитета, 1890 год/ Фото National Photo Collection of Israel |
Дом Мельниковой |
Реклама технической конторы инженера Коронцвита |
|
Реклама Торгового дома "Горенштейн и Кесельман" |
В доме №28 сохранился красивый верх решетки, перекрывавшей арку проезда во двор. Дом принадлежал сначала Крайцбергу, а затем вплоть до революции - другой еврейке, Кройне Абрамовне Корк. Из интересных заведений, которые тут размещались - книжная лавка Ицко Короля, водопроводная и бетонная мастерская Шинкера, столовая Гобермана, галантерейная мастерская Рабера.
На этом участке улицы стоит заглянуть во двор гостиницы Женева по Еврейской, 32. Здесь масштабно разрисованы все стены - смотрится очень интересно.
Дом №44 принадлежал Ашкенази, автор проекта - еще один еврейский архитектор, Леонид Чернигов.
Дом №11 построен в 1880 годы по проекту архитектора Гонсиоровского. Принадлежал еврейскому купцу Герману Розенблату. В доме размещалась посредническая контора по торговле строительными материалами купца 2-й гильдии Сруля Германович Розенблата.
Торговый дом Рабиновича на углу Еврейской и Пушкинской мы уже видели во время одной из прошлых прогулок.
Дом №19 построил в 1899 году архитектор Демосфен Мазиров по заказу Е.Мельниковой. В здании, которое стояло здесь до этого, в начальный период деятельности располагался "Одесский комитет" - Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Это была единственная легальная сионистская организация в Российской империи, созданная движением Ховевей Цион. Но о нем чуть позже.
Позже в доме Мельниковой размещались разные заведения, в т.ч. принадлежавшие еврейским владельцам. Например, книжный магазин Этли Шерман, транспортная контора Грумберга, торговый дом "Горенштейн и Кесельман", техническая контора инженера Абрама Корнцвита. Улица в то время называлась Скобелевской, как видно из рекламных проспектов 1900 года.
|
|
|
Дом Топуза. Фото Serg Smith, Википедия |
Топуз занимался вот такими делами |
Охранная табличка с упоминанием М.Банта |
В доме №23 на углу Ришельевской, который изначально принадлежал Фарбштейну, проживал секретарь Одесского комитета Менаше Моргулис. По совместительству Моргулис был также попечителем Одесского еврейского сиротского дома и председателем правления ремесленного училища общества "Труд".
Ремесленное общество "Труд" было создано в Одессе в 1882 году с целью поощрения ремесленного труда среди еврейского населения и организации соответствующей системы образования - по аналогу Общества Ремесленного Труда, основанного двумя годами ранее в Санкт-Петербурге.
В этом же доме располагалось фотоателье Осипа Вайнштейна. На красивом паспарту видно, что настоящие инициалы Вайнштейна начинались вовсе не с буквы "О", хотя оборотка снимка демонстрирует уже руссифицированное имя фотографа.
В начале 20 века в доме торговал хирургическими инструментами купец Александр Израилевич Копп, который был женат на сестре Зеева Жаботинского.
|
|
Дом Фарбштейн |
Крышка канализационного люка с надписью "Общество ТРУД, Одесса" |
|
|
|
Менаше Моргулис |
Фотография, сделанная в мастерской Вайнштейна |
Оборотка фотографии |
Как видно из паспарту предыдущей фотографии, мастерская находилась "против главной синагоги". Главная синагога Одессы построена в 1850 году архитектором Францем Моранди в эклектичном романо-флорентийском стиле. В дворе когда-то располагалась еще одна небольшая синагога ремесленников.
В 1936 г. в здании синагоги открыт природо-краеведческий музей; с 1947 г. - театр; с 1948 г. - Всесоюзное добровольное общество содействия авиации СССР; с 1950 г. в здании размещается факультет физической культуры Одесского педагогического института.
В 1996 г. здание синагоги вернули Одесской иудейской религиозной общине.
Сегодня синагога действующая, здесь находится приемная главного "литовского" раввина Одессы и Одесской области. Адрес - Еврейская, 25.
|
|
|
Синагога |
| Гравюра 1850-х |
|
|
| Можно и перекусить |
|
|
|
Дворик "Женевы" |
| Дом Крайцберга |
Пересекаем Александровский проспект. На доме №50, на углу с переулком Нечипуренко, висит мемориальная доска, которая рассказывает, что с 1919 по 1941 гг. здесь жил участник обороны Одессы и Севастополя, главный хирург Приморской армии, доктор медицинских наук, профессор Валентин Соломонович Кофман (на снимках google maps 2011 года доска отсутствует - ред.).
Валентин Кофман родился 7 октября 1901 года в Одессе в еврейской в семье медиков - мать Анна Львовна работала врачом, отец Соломон Владимирович был профессором медицинского института.
Во время войны находился в осаждённой Одессе, принимал участие в обороне Севастополя в составе Приморской армии в качестве армейского хирурга. В период обороны Севастополя Кофман разработал методику поточного ведения хирургических операций во фронтовых условиях.
Накануне оставления города советским командованием им был получен пропуск на самолёт для эвакуации, но доктор Кофман отдал свой пропуск военфельдшеру Кононовой, у которой на руках был новорождённый сын. 3 июля 1942 года был расстрелян фашистами вместе с начальником медицинской службы морской базы военврачом 1-го ранга М. Зеликовым и начальником 41-го госпиталя военврачом 1-го ранга М. Злотниковым.
Был награждён орденом Красной Звезды. Потомки проживают в Израиле.
|
Мемориальная доска, посвященная Валентину Кофману |
Ну и сам переулок Нечипуренко обязателен, так сказать, для посещения каждым еврейским туристом. Над проездом во двор дома по Нечипуренко, 12 висит скромная надпись на русском и иврите: "Современный Израиль родился здесь". Ни больше, ни меньше.
Именно в этом доме находилось "Общество вспомоществования евреями земледельцам и ремесленникам Сирии и Палестины", также известное в истории как "Одесский Палестинский комитет". Благодаря Одесскому комитету развивались и обустраивались Иерусалим, Хайфа, Яффо, Гедера, и именно Одесский комитет сделал первый взнос на приобретение земли в Иерусалиме для создания Еврейского университета.
В 1904 году Меир Дизенгоф открыл здесь Фирмово-командитное товарищество "Геула" с целью закупки земельных участков в Палестине для последующей передачи будущему еврейскому государству. На одном из таких участков возле древнего Яффо возник новый город, мэром которого до конца жизни оставался Дизенгоф - Тель-Авив.
Первое собрание комитета состоялось в Одессе в апреле 1890 г. с участием представителей движения Ховевей Цион из разных городов России. Деятельность Одесского комитета продолжалась до 1919 г. Его председателями были: в 1890–91 гг. — Л. Пинскер, с 1891 г. — А. Гринберг (1841–1906), а с 1906 г. — М. Усышкин. Одесский комитет собирал средства в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль и распространял собранное при посредстве Палестинского управления в Яффе, возглавлявшегося В. Тёмкиным. Средства предназначались как на расширение и улучшение хозяйства, так и на личные нужды поселенцев. Оказывалась также помощь евреям-ремесленникам в Яффе и Иерусалиме; предпринимались попытки наделить землей евреев — сельскохозяйственных рабочих.
Однако закупка земельных участков в Эрец-Исраэль была организована плохо и сопровождалась спекуляциями, которыми занимались и некоторые члены Палестинского управления. В 1893 г. турецкое правительство запретило русским евреям селиться в Эрец-Исраэль и приобретать там землю, что привело к банкротству Палестинского управления и резкому ухудшению положения Одесского комитета. Многие из Ховевей Цион высказывали недовольство методами работы Одесского комитета. Ахад ха-Ам, посетивший Эрец-Исраэль в 1891 и 1893 гг., выразил это недовольство в серии статей «Эмет ме-Эрец-Исраэль» («Правда из Эрец-Исраэль»), в которых подверг резкой критике недостатки колонизационной деятельности Одесского комитета: отсутствие централизованной организации для покупки земли, плохую подготовку поселенцев — и, особенно, систему денежных пособий поселенцам и опеку над ними. Требования недовольных были учтены Одесским комитетом при создании образцового сельскохозяйственного поселения Кастиния (1896).
Оформление политического сионизма (1897) открыло перед Одесским комитетом более широкие перспективы. Он стал единственной легальной сионистской организацией в России.
В соответствии с предложениями А. Эттингера, которого Одесский комитет командировал в Эрец-Исраэль в 1902 г., было принято решение прекратить филантропическое субсидирование отдельных поселенцев и уделять главное внимание поощрению частной и общественной инициативы в создании и развитии поселений.
Одесский комитет организовал в Одессе, Стамбуле, Бейруте, Яффе, Иерусалиме и Хайфе сеть информационных бюро для оказания помощи переселенцам. Он основывал сельскохозяйственные поселения и мелкие единичные хозяйства для сельскохозяйственных рабочих (Беер-Яаков, 1908; Эйн-Ганним возле Петах-Тиквы, 1908; Нахалат-Иегуда), участвовал в создании винодельческого кооператива "Кармель" (сейчас "Кармель мизрахи"), поддерживал ряд культурно-просветительных учреждений в Эрец-Исраэль (школы, в том числе первые школы с преподаванием на иврите, детские сады), издавал книги и журналы.
|
|
|
Дом Палестинского комитета |
Современный Израиль родился здесь |
Арка проезда |
|
|
|
Меир Дизенгоф |
Мемориальная доска на иврите |
|