Старый Самбор
|
|
|
|
Старый Самбор на польских открытках начала 20 века |
|
|
|
|
|
|
|
Костел св. Николая |
| Изначально костел построен в 16 в. королевой Боной Сфорца |
После многочисленных перестроек нынешний вид приобрел в 1903 г. |
Львовская область
Населённый пункт под названием Самбор возник в период Древнерусского государства в 1071 г. и входил в состав Галицкого, а с 1199 года — Галицко-Волынского княжества. Во время монголо-татарского нашествия он был разрушен захватчиками, после чего часть его жителей переселилась в посад Погонич. За последним постепенно закрепилось название Новый Самбор, а позднее Самбор, а старый населённый пункт получил название Старый Самбор, или Старый Город.
В Старом Самборе находилась резиденция галицкого князя, а впоследствии короля Руси Льва Данииловича Галицкого. Он был похоронен в 1301 году в Спасском монастыре, недалеко от города.
В 1553 году город получил магдебургское право. Старый Самбор являлся королевским городом и центром волости, в XV—XVIII вв. входил в состав Перемышльской земли Русского воеводства.
После первого раздела Польши в 1772 году Старый Самбор в составе Королевства Галиции и Лодомерии отошёл к Австро-Венгрии. В 1782—1867 гг. он входил в Самборский округ, а с 1867 года стал центром уезда.
В 1837 году землетрясение полностью уничтожило город. С этого времени он перестал играть значительную роль в регионе.
Во время первой мировой войны в конце сентября 1914 года Старый Самбор был занят частями 8-й русской армии и находился в её руках до начала 1915 г.
С 1919 г. город под юрисдикцией Польши, с 1939 г. - в составе УССР.
Первая информация о евреях Старого Самбора отностися к 1519 г., когда король Зигмунд I сообщает самборскому старосте, вместе с другими старостами, что евреям разрешается жить везде, где они пожелают. Поэтому они смогли поселиться и в Старом Самборе. Две еврейские общины - Самбора и Старого Самбора - будучи удаленными друг от друга на 20 километров, не прерывали связи между собой. В Старом Самборе не было ни еврейской больницы, ни средней школы, поэтому евреи лечились и учились в Самборе. Евреи называли город Altstadt (идиш - Старый Город).
В 1553 г. город получает Магдебургское право и становится еврейским центром для окружающих его штетлов и сел - Хирова, Старой Соли, Фельштына, села Стрелки.
Перед Первой мировой войной главой еврейской общины был Ицхак Горовиц. В 1920-х гг. в Старом Самборе проживало около 500 еврейских семей, и еще 500 эмигрировали в США. Тогда в городе около 90% жителей были евреями, 18% - украинцы и 2% - поляки.
Несмотря на общую бедность, было в Старом Самборе несколько успешных еврейских семей, например, семьи Лам и Авердам, которые разбогатели в австрийские времена, потому что имели определенные концессии от австрийского правительства за проезд через город. Семья Лам имела даже частную синагогу, которая была размещена в их доме в центре города. Ее называли «Ламовкой». Доктор Йосеф Лам, член Первого Кнессета в Израиле, происходил из этой известной в Старом Самборе семьи.
Учитывая значительное численное превосходство еврейского населения, городскими головами этого штетла были евреи. На рубеже веков, вплоть до Первой мировой войны, мэром был Аарон Авердам. Во время войны он уехал в Вену, а когда вернулся в Галичину, то поселился в Самборе. Когда город отошел к Польше, польские власти стали назначать мэром поляка.
Еще до захода в город немцев местные националисты убили около 10 евреев на еврейском кладбище. 30 июня 1941 года Старый Самбор был захвачен немецкими войсками. Все еврейское население было депортировано в гетто Самбора, где почти все - 2 300 человек - погибли. Спаслось лишь 15 человек.
В 1910 г. в Старом Самборе было основано общество «Сафа Брура», которое организовало еврейскую библиотеку и еврейскую школу. Участники общества начали сионистское движение в Старом Самборе. В 1918 г. было организовано отделение партии Поалей Цион.
В межвоенное время в Старом Самборе активно развивалось молодежное еврейское движение. В 1928 г. здесь было основано отделение га-Шомер га-Цаир. Другая молодежная организация га-Ноар га-Циони, основанная в 1930 году, сразу насчитывала около 50 молодых людей. В том же году Михаэлем Фроммом в Старом Самборе была основана Сионистская трудовая партия Гитахдут, а в 1933 году она основала и свое молодежное отделение Гордония.
В 1935 г. основывается отделение ревизионистской партии и ее молодежного отделения Бейтар.
В межвоенное время раввином Старого Самбора был рабби Хаим Ицхак Ерухам (похоронен в Самборе). Он сделал Старый Самбор хорошо известным в еврейском мире. Хасидским Адмором перед II Мировой войной был рабби Альтер Сафрин, который активно распространял хасидизм в окрестностях, особенно в селах.
Каждый год в курортную местность Спас возле Старого Самбора на отдых приезжал хасидский Адмор с Садгоры Аарон Фридман. По субботам у него собиралось огромное количество хасидов со всей округи и даже из-за границы.
Оригинал отсюда (укр)
|
|
|
|
Площадь Рынок |
Главная улица Старого Самбора |
Трудно поверить, что когда-то это было очень оживленное место |
Старая застройка практически не сохранилась |
|
|
|
Сохранилось здание синагоги |
Внутрь мы попасть не смогли - человека, у которого был ключ, дома не оказалось |
|
|
|
|
|
Еврейское кладбище Старого Самбора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А это могила р. Хаима Ицхака Ерухама в Самборе |
|
Во время оккупации плитами с кладбища замостили эту площадь. Когда недавно строили трубопровод, обнаружили много таких плит. Часть из них удолось извлечь и перевезти на кладбище, но некоторые были настолько большие, что их вытащить не смогли, и пришлось закопать обратно
|
|
|
|
Памятник на еврейском кладбище |
|
| Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец. Интересно, что название употреблено не традиционное украинское, а идишское "Альт Штат" - Старый Город |